Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятия и содержание эмоциональной сферы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные жесты (естественные и потенциально естественные) употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения. Конвенционные жесты (условные, символические) относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К таким жестам относятся, например, тайный язык жестов кочевых народов, язык жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т.д.).

Дактилологические жесты — своеобразная форма речевого общения, воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии [8, с. 43].

Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только конкретной коммуникативной ситуацией, от- ношениями между коммуникантами (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рас- сказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и т.д. Таким образом, каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она характеризуется формально-динамическими особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество жестов) и содержанием (индивидуальный жестовый тезаурус личности, включающий типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут меняться при изменении эмоционального состояния человека. При сильных эмоциональных переживаниях количество жестов увеличивается, возникает ощущение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливости. Жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции. При переходе от официального общения к неофициальному также меняются интенсивность и амплитуда жестов (они увеличиваются). При неформальном общении в большей степени проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном — жестовый язык приближается к национально- культурному нормативу.


В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом коммуникации. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек выбирает одни жесты, если отчитать кого- то — другие. В одном случае важна мимика, в другом — жест. Например, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе — обнимают за плечи. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи [8, с. 42].

Жесты могут: 1) выражать то же, что и речь; 2) выражать нечто, что противоречит содержанию речи; 3) предвосхищать значения, переданные речью; 4) акцентировать ту или иную часть речевого сообщения; 5) быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание; 6) сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи; 7) заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение адресанта продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова); 8) заменять отдельное слово или фразу; 9) с опозданием дублировать содержание вербального сообщения. Таким образом, при определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться всестороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах.

2 Особенности депрессивного состояния  и её невербальные проявления 

2.1 Депрессивное состояние

В наше время депрессия признана серьезным психологическим расстройством, которое приносит множество проблем не только самому больному, но и его окружению, членам семьи. В основном подобное состояние развивается на фоне стресса, или же его основой является длящаяся длительное время травмирующая ситуация. Иногда депрессивные расстройства бывают скрыты маской плохого настроения, или объясняются особенностями характера. Чтобы не возникло тяжелых последствий, важно определить, почему депрессия начинает свое развитие, заставляя человека страдать [7, c. 96]


Также следует отметить, что депрессивные расстройства возникают независимо от возраста, и им подвержены представители всех без исключения социальных групп. Чем подобное объясняется? В первую очередь, существенное давление оказывается ценностями человеческого общества. Постоянно имеется стремление к наибольшему финансовому достатку, внешней привлекательности, профессиональным успехам. Если при достижении подобных целей возникают неудачи, то их следствием становится депрессия. Кроме того, среди причин депрессии специалисты называют тяжелые заболевания, разрыв отношений, распад семьи, смерть кого-то из близких.

Депрессия — расстройство, широко распространенное во всех странах, слоях общества и культурах. Ею страдает примерно 5% населе­ния во всем мире. Женщины страдают депрессией примерно в два раза чаще, чем мужчины. Начало расстройства настро­ения чаще приходится на возраст 30—40 лет, у детей оно встречается значительно реже, а у пожилых — го­раздо чаще. Примерно 12% людей в течение своей жизни переживают хотя бы один эпизод депрессии, до­стигающей уровня, когда необходи­мо лечение.

К сожалению, даже в экономиче­ски развитых странах почти полови­на этих людей вообще не обращает­ся за медицинской помощью — часть из них считает, что происходящее яв­ляется психологической реакцией на жизненные трудности и поэтому врач здесь не поможет. Другая часть расценивает свое состояние как телес­ную болезнь, кто-то надеется, что "само пройдет", кто-то просто боит­ся контактов с психиатрической службой. Так или иначе, но более чем в 80% случаев депрессивные рас­стройства не распознаются и паци­енты страдают, не получая помощи. Такое положение дел выглядит неле­пым и обидным, потому что, если де­прессия вовремя обнаружена, боль­шинству этих людей может быть ока­зана быстрая и действенная помощь [11].

Депрессия – термин, который образованный от латинского слова «depressio» – подавление, подавление всех своих желаний, потребностей. Депрессия – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения человека. (Когда лежишь на диване и ничего не хочешь.) В этом состоянии человек испытывает тяжёлые, мучительные, отрицательные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние, безысходность. При этом все желания, потребности, влечения, мотивы, волевая активность очень снижены. Самыми характерными мыслями являются мысли о собственной ответственности за все неприятные, тяжёлые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого, настоящего и ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Для поведения при депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость.


Несмотря на то, что аффективные нарушения относятся к наиболее распространенным психическим расстройствам, круг собственно психологических работ, посвященных этой теме, достаточно мал.

Психологическое осмысление депрессии наталкивается на ряд трудностей уже при попытке определения основного дефекта. Начиная с Kraepelin симптомы депрессивных расстройств относят к различным сферам, объединяя феноменологически разнородные проявления: сниженное настроение; умственное и речевое торможение и моторную заторможенность. В связи с тем, что некоторые признаки имеют не абсолютное значение (например, депрессия может проявляться также в двигательном возбуждении, или даже тревоге, апатии), возникают серьезные проблему в однозначной квалификации основного дефекта. Как правило, крайние варианты решения этого вопроса связаны либо с развитием “типологического” направления, учитывающего различные варианты модальности доминирующего аффекта — тоскливая, тревожная, апатическая (хотя, строго говоря, апатия ни в одной классификации не относится к числу эмоций); формы проявления – ларвированная, «депрессия без депрессии»; выраженности – невротическая, психотическая; этиологии – психогенная, эндогенная; либо, напротив, с поиском универсальных механизмов депрессии и игнорированием ее типологической неоднородности [16, c.123].

Еще депрессия проявляется также це­лым рядом дополнительных (добавочных) симпто­мов. К наиболее частым относятся пониженную самооценку, неадекватное чувство вины и потеря уве­ренности в себе. Человек постоянно чувствует себя ненужным, неспособ­ным, никчемным, не оправдываю­щим возлагаемых на него надежд. Становится трудно принимать реше­ния — даже простая профессиональ­ная или бытовая задача вырастает в неразрешимую проблему. Человек постоянно ощущает себя измотан­ным, перегруженным, заваленным кучей дел и обязанностей, с которы­ми уже не в состоянии справиться.

Пониженная самооценка отчетливо проявляется в речи и невербальном поведении — например, человек говорит совсем неуве­ренно, совсем тихим голосом, невырази­тельно, боится привлекать к себе внимание окружающих людей, старается спрятаться в угол и занять как можно меньше места в пространстве (по­джатые ноги, взгляд на пол, избегание взгляда в глаза другим). Во сне он часто принимает эмбриональную позу, или так называемую «позу зародыша», — на бо­ку, согнувшись, сложив руки на гру­ди, с опущенным подбородком.

Еще одним характерным симпто­мом депрессии является замедлен­ное, совсем затрудненное мышление, сни­жение интеллектуальной продуктив­ности. Внимание человека рассеяно, ему трудно на чем-то сосредоточиться, проследить ход мысли, уло­вить смысл фильма, рассказа или то­го, что говорит собеседник. Мыслей в голове мало, они, как правило, не­приятного содержания и назойливо крутятся вокруг каких-то незначи­тельных мелочей.


Даже основные инстинкты в со­стоянии депрессии ослабевают — пропадают сексуальные чувства, ап­петит, удовольствие от еды, вслед­ствие этого снижается масса тела. Характерно расстройство сна в виде ранних вставаний — человек про­сыпается на 2—3 часа и более рань­ше обычного и больше не может ус­нуть. Эти ранние утренние часы очень тяжелы для него — сна нет, время тянется медленно и нет ощу­щения, что отдохнул. И даже не могут сниться сны. Иногда бывает, что во вто­рой половине дня или к вечеру на­строение несколько улучшается — возникает желание что-то сделать, возрастает активность, появляется аппетит и т.д.

Так человек в депрессии испытывает целый ряд неприятных ощущений со стороны внутренних органов — боль или сдавление в груди, сердцебие­ние, мышечную разбитость, ощуще­ние, что тело налито свинцовой тя­жестью, головные боли, тошноту, сухость во рту, с трудом поддающиеся описанию неприятные ощущения в голове, животе или конечностях. Многие телесные проявления де­прессии связаны с усилением тонуса симпатического отдела вегетатив­ной нервной системы. Иногда может быть что телес­ных проявлений депрессии так мно­го, что именно они становятся глав­ным содержанием жалоб пациента, и он обращается за помощью к кар­диологу, невропатологу, гастроэнте­рологу и другим специалистам, кото­рые не находят у него телесных забо­леваний, объясняющих жалобы [18]. Наконец, к числу характерных про­явлений депрессии относятся мысли о нежелании жить — от просто разо­чарования и усталости от жизни до отчетливых суицидальных планов.

2.2 Невербальные проявления депрессии

Невербальные признаки важны также и для диагностирования болезни практикующими врачами. Работа врача и психотерапевта требует специальных знаний и когнитивных навыков, приобретаемых в процессе обучения и тренинга; однако основная часть их работы приходится на межличностное общение. Клиницисты и пациенты преимущественно разговаривают друг с другом, и терапевтическое воздействие осуществляется именно посредством речи. Понятно, что невербальное поведение — критически важный компонент этого взаимодействия.

Обычно психотерапевт обращает внимание на невербальные признаки, которые способны пролить свет на проблемы больного и на течение болезни. Во время визита к психотерапевту его способность «читать» признаки эмоций, особенно тех эмоций, которые небыли выражены вербально, которые лишают пациента душевного покоя или отрицаются им, играет главную роль. Принимая больного, врач настроен на восприятие тех поступающих от него эмоциональных и психологических сигналов, которые могут быть причиной или следствием его физического стояния. Например, после инфаркта пациент может оказаться в состоянии депрессии [14, c.103].