Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятия и содержание эмоциональной сферы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эмоции – наполняют жизнь каждого человека и его жизнь, раскрашивают её различными красками и впечатлениями. Они способны дать человеку позитивные впечатления, счастье или отравить всю его жизнь страданиями. Хорошо когда много хороших и позитивных эмоций, таких как радость.  И очень не просто и больно, когда преобладают в основном эмоции негативные — страх, гнев, обида, депрессия. У психологов, так же как у философов и педагогов, много точек зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции.

В любой жизненной ситуации именно эмоции, чувства движут нами. Эмоции и разум иногда воздействуют на нас согласованно, в одном направлении, а иногда - порознь. Эмоции могут быть нашими союзниками в достижении целей, а могут быть противниками или помехой.

В эволюции сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий – эмоции. Один и тот же объект или событие рождает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого из них свое, специфическое отношение к данному объекту. Естественно, что каждая эмоция будет по разному проявляться у человека. Одной из этих проявлений будет являться невербальные проявления эмоций.

Невербальный язык был известен и использовался еще с древних времен. Один из ярких примеров – древнегреческий театр масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение. Актеры во время пьесы меняли маски, которые изображали различные застывшие эмоциональные состояния: радость, страх, гнев. Знания о невербальном выражении эмоций описывались в древних трактатах по ораторскому мастерству. Большую роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре.

Среди признаков, по которым, по мнению Аристотеля, можно распознать характер человека, преобладают: тип тела, фигура, цвет, волосатость, гладкость, мясистость и т.п. Он же писал, что “искусство физиогномиста требует тонкой наблюдательности и глубокого ума, умения анализировать и помощи всевышнего.

Проблема внешнего выражения внутреннего состояния, а точнее, проблема понимания того, что скрывается за теми или иными динамическими невербальными проявлениями человеческого поведения привлекала внимание немалого количества исследователей.

Целью нашего исследования является изучение невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Объект исследования эмоциональные состояния человека.

Предмет невербальные проявления эмоциональных состояний человека.


Задачи исследования:

1. проанализировать понятия и содержание эмоциональной сферы;

2. изучить невербальные проявления эмоциональных состояний человека;

3. описать депрессивное состояние;

4. охарактеризовать невербальные проявления депрессии.

1 Особенности эмоциональной сферы человека и её невербальные проявления 

1.1 Понятия и содержание эмоциональной сферы

Эмоция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. Начиная с первой половины XX века говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. Так С. Л. Рубинштейн употреблял термины «эмоциональные» и «аффективные» как равнозначные: «...трехчленное деление психических явлений на интеллектуальные, эмоциональные и волевые не может быть удержано. Первичным, основным является двухчленное деление психических процессов на интеллектуальные и аффективные...» [1, с. 84].

Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Каждый аспект данного определения весьма важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция управляет мыслительной и физической активностью индивида, ведёт ее в определенное русло. Если человек охвачен гневом, то не бросится наутек, а если перепуган, вряд ли решится на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой [5, с. 15].

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.


Можно даже предположить, что у человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы можем лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Интересно, например, является тот факт, что люди, которые принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только веско доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что всевысшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга, а также способоны их придугадывать [5, c. 17].

Жизнь без эмоций так же неосуществима, как и без ощущений. Эмоции, как говорил знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе нашей эволюции как средство, при помощи которого все живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Доказано, что эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит. А также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

До сих пор имеются большие трудности в выделении разных видов эмоционального реагирования, чему во многом способствует терминологическая неразбериха. По мнению В. К. Вилюнаса, это является свидетельством того, что «феноменологический материал, объяснить который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание».

Вилюнас отмечает, что можно выделить два основных подхода во взглядах на эмоциональное реагирование. В одном случае оно не является чем-то особенным и, сопутствуя всякому психическому процессу, выполняет универсальную роль. В другом случае эмоциональное реагирование рассматривается как самостоятельный и индивидуальный феномен, частный механизм реагирования и регуляции, означающий, что в нормальном протекании существования животного и человека произошли какие-то отклонения. Близка к этому и точка зрения А. В. Вальдмана и др., отмечающими, что внутренние сигналы всего организма вызывают сдвиги эмоциональности в положительном или отрицательном направлениях в том случае, если они выходят за пределы обычных значений. В результате чего, нарушение внутреннего гомеостаза приводит к появлению эмоционального реагирования. А это свидетельствует в пользу того, что эмоциональное реагирование является самостоятельным феноменом.


Таким образом, с учетом приведенных выше характеристик эмоциональных реакций в отечественной психологии традиционно выделяют следующие их классы: эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты), настроения [1].

Конечно же имеются и другие подходы.

Рисунок 1 – Виды эмоционального реагирования

Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. Поэтому Н. Н. Ланге относил их к элементарным физическим чувствам. Он писал, что «...чувство удовольствия и страдания является критерием лишь наличного в данный момент соответствия между впечатлением и требованием организма. Оно есть свидетель, а не пророк». Следовательно, как подчеркивает П. В. Симонов, это контактный вид эмоционального реагирования. Именно это отличает, по его мнению, эмоциональный тон ощущений от других эмоциональных реакций. При отвращении, страдании, удовольствии взаимодействие всегда уже имеет место. Его не удалось предотвратить, поэтому его можно только ослабить, прекратить или усилить.

Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на некоторые отдельные свойства объектов или явлений: приятный или даже неприятный запах химических веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и т. д [6, c. 50].

Извествный польский психолог В. Витвицкий, утверждал что эмоциональный тон - это особый вид психического ощущения. Н. Н. Ланге написал, что «обычная речь и даже недостаточно точное психологическое наблюдение... постоянно смешивают эти два ряда явлений. Их деление оказывается особенно трудным в случае органических ощущений и кожных. Если чувство приятности или неприятности цвета или запаха сравнительно нетрудно отличается нами от самого цвета или запаха, то в кожной боли, в щекотке, а особенно в органических ощущениях пищеварительного тракта и вообще физическом самочувствии ощущения тесно сливаются для наблюдателя с соответствующими чувствами.

Поэтому даже некоторые учёные-психологи, например К. Штумпф, говорят в этом случае о чувствах – ощущениях, а это ведет их затем к резкому противоположению таких низших чувств высшим, как совершенно от первых отличным. Но именно это-то следствие и является для нас критерием неприемлемости смешения чувств с ощущениями. Тот, кто видит, что высшие чувства по существу подобны физическим, будет остерегаться поэтому самому отождествлять эти последние с соответственными ощущениями. Если бы физические чувства были ощущениями, то высшие должны бы оказаться таковыми же, что, однако, уже явно неприемлемо.


Очевидно, следовательно, и при органических ощущениях должно провести границу между собственно ощущениями и вызываемыми ими физическими удовольствием и страданием, хотя это не всегда легко». В связи с этим Н. Н. Ланге сделал сравнительный анализ многих характеристик ощущений и эмоционального тона ощущений.

Таблица –1 Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (По Н. Н. Ланге)

Ощущение

Эмоциональный тон

Нейтрально, безразлично

Зависит от строения периферического органа ощущения

Имеет объективный характер (сладкое для любого человека сладкое)

Является первичным и самостоятельным феноменом

Становится отчетливее и яснее, когда на него обращают внимание

Эмоционально окрашен: приятно-неприятно

Однороден, независим от строения органа ощущения

Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно

Не возникает самостоятельно, а в его основе лежит ощущение, представление, вспоминание

Присуща неясность и расплывчатость, а при обращении на него внимания делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает

Функции эмоционального тона ощущений. Первая функция эмоционального тона ощущений, на которую в основном указывают многие авторы - ориентировочная, которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, неплохо ли оно или от него надо избавиться. Как пишет П. К. Анохин, благодаря эмоциональному тону «...организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие» [8].

Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи, задача которой - сообщать человеку и животным, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный тон - удовольствие) или не удовлетворена (и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон - неудовольствие).

Третья функция эмоционального тона ощущений, на которую обычно не устремляют внимания и которая вытекает из второй функции, связана с необходимостью проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет, достигнут нужный организму результат [1].