Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Направления снижения административных барьеров в России).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
1.1. Входные барьеры: их роль и классификация в хозяйственной деятельности субъектов экономики
1.2. Административные барьеры: экономическое содержание и их классификация
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В РОССИИ
2.1. Институт административных барьеров и формы его реализации в Российской Федерации
2.2. Зарубежный опыт развития и стимулирования предпринимательства
2.3. Направления снижения административных барьеров в России
1.2. Административные барьеры: экономическое содержание и их классификация
Административные барьеры – это ограничения в виде законодательных актов на ведение определенных видов деятельности, и регулирующие доступ к ресурсам и правам собственности на них, получение прав на осуществление деятельности и предусматривающие контроль за деятельностью (проверки, согласования, санкции за нарушения и т.п.) [26, с. 23].
Административно-правовые барьеры вхождения на рынок создаются государством также с целью ограничения импорта. К ним относятся лицензирование, требования соответствия импортируемых товаров национальным техническим экологическим и санитарным стандартам и нормам и прочие административные процедуры. Такие барьеры могут иметь место и внутри страны, когда органы власти разрабатывают чрезвычайно сложные процедуры вхождения на рынок для предпринимателей. Это не только тормозит вхождение на рынок, но и приводит к другим негативным последствиям, провоцирует например, коррупцию [13, с. 15].
Понятие «административные барьеры» появилось в отечественной экономической и юридической литературе в процессе рыночных преобразований и в связи с активизацией роли государства в осуществлении экономических реформ. Наряду с положительными сторонами воздействия государственного регулирования на функционирование экономики, в частности, такими как решение социальных задач, реализация приоритетных экономических программ, повышение экономической эффективности производства, существуют и негативные его свойства: наличие избыточных функций, излишнее административное давление на предпринимателей, приводящие к ухудшению условий конкуренции на рынке. В России наиболее серьезную проблему административные барьеры представляют для малого бизнеса [2].
Обычной реакцией предпринимателей на ужесточение административных барьеров является уход с данного рынка в теневую экономику в целях снижения трансакционных издержек и «бюрократических» рисков. Выражение «административный барьер» сочетает в себе и формально правомерные действия власти, и преодоление (как с нарушением закона, так и без) таких барьеров при помощи коррупционных механизмов [1].
Преодоление административных барьеров требует от хозяйствующего субъекта затрат времени и финансов, поэтому такие барьеры можно рассматривать как функцию двух переменных – временных и денежных затрат фирмы на преодоление этих барьеров. Время, потраченное на установленные бюрократические процедуры, логично рассматривать с точки зрения упущенной выгоды, а затраты денежных средств на преодоление административного барьера естественно квалифицировать в качестве обязательных платежей [26, с. 23].
Большинство исследователей единодушно во мнении о необходимости особого внимания к проблемам анализа административных барьеров, негативно влияющих на конкуренцию, являющуюся «главным движущим фактором эволюционного развития общества» [21]. Характеристика административных барьеров представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Подходы к понятию административных барьеров
Автор |
Экономическое содержание административных барьеров |
Кусаинов X. |
Искусственные меры, приводящие к расходам потребителей услуг, зачастую многократно превышающим установленные тарифы, при этом разница между «реальным» и «номинальным» платежом действительно проходит мимо. |
Аузан А. |
Установленные государственными органами правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие платежи за бюрократические процедуры. |
Крючкова П. |
Формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки, от ведения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды. |
Дегтярев А., Маликов Р. |
Препятствия, возникающие при организации и осуществление предпринимательской деятельности вследствие ведения нормативными актами органов государственного и муниципального управления дополнительных бюрократических процедур и правил, предусматривающий возмездный характер их преодоления. |
Ресурсный центр малого предпринимательства |
Это затраты предприятий, связанные с исполнением законодательства и многочисленных нормативных документов, так называемых подзаконных актов. |
Материалы конференции, симпозиумов |
Это «специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов малого предпринимательства со стороны государственных органов и отдельных чиновников», или как «субъективные «барьеры входа» на рынок, вызванные прежде всего тем, что действующие правила и механизмы государственного регулирования хозяйственной деятельности «настроены» на относительно невысокие темпы подготовки и принятия решений (бюрократические принципы) и оплату из собственных средств бизнесменов труда бюрократов, создающих эти барьеры (которые требуется, затем преодолевать бизнесменам самостоятельно)». |
Примечание – Источник: [13]
Таким образом, во всех определениях присутствуют элементы: «трудности (проблемы)», «правила», «платежи». Но именно последние два элемента делают возможным исследование административных барьеров как «институтов», поскольку в таком качестве, они содержат правила и санкции.
Административные барьеры порождают зависимость бизнеса от власти, особенно на региональном и местном уровне. Данные явления оказывают негативное влияние на развитие регионов и раскрепощение деловой инициативы [3, с. 128]. Существующие административные барьеры:
- в малом бизнесе – препятствуют росту масштабов и легализации деятельности, ограничивают «стратегичность» развития;
- в среднем бизнесе – создают значительные издержки для бизнеса, формируют дополнительные препятствия к диверсификации деятельности, расширению инноваций и развитию экспортной деятельности;
- в крупном бизнесе – подталкивают крупные предприятия к выработке «договорной» (индивидуальной) модели взаимодействия с властью, ограничивают компании в самостоятельном принятии решений;
- в целом создают предпосылки к тому, что «внешняя среда» больше адаптируется к нуждам крупного бизнеса [1].
В таблице 1.2 представлены причины возникновения административных барьеров.
Таблица 1.2 – Причины возникновения административных барьеров
Причины (ситуации) |
Формы проявления |
При получении доступа к ресурсам и правам собственности на них |
Регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования; |
При получении права на осуществление хозяйственной деятельности |
Лицензирование, регистрация товаром, сертификация товаров и услуг |
При текущем осуществлении хозяйственной деятельности |
Санкции за нарушения установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот |
Примечание – Источник: [1, с. 19]
Классификацию административных барьеров представим на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Классификация административных барьеров
Примечание – Источник: [13, 26, 20]
Основные административные барьеры имеются в области:
- регистрации, лицензирования и прекращения деятельности компаний;
- взаимодействия с органами госконтроля над текущей деятельностью организаций (в основном, при подготовке к всевозможным проверкам и активном реагировании на них, в сфере решения земельных вопросов, регистрации собственности, строительстве, устранении инфраструктурных проблем);
- получения доступа к кредитам, лизингу, льготам и субсидиям;
- заключения контрактов с государством;
- ведения внешнеэкономической деятельности;
- сертификации, маркирования и паспортизации товаров или услуг [12, с. 53].
Итак, административные барьеры возникают при регистрации субъектов предпринимательства; лицензировании отдельных видов деятельности; сертификации и стандартизации продукции, работ и услуг; при контроле и надзоре за текущей предпринимательской деятельностью, межрегиональном товарообороте; при предоставлении государственных и муниципальных услуг; при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд [2].
Таким образом, проведенный анализ показал, что происхождение административных барьеров связано, прежде всего, с недостаточно высоким качеством государственного регулирования теми или иными учреждениями и ведомствами, проявляющееся в образовании специальных правил, мер, норм, затрудняющих вход на рынок предпринимательских структур, как в текущий период, так и в перспективе. Стоит отметить, что избыточное давление государства на хозяйствующие субъекты приводит, с одной стороны, к ухудшению условий в которых развивалась бы конкуренция, а с другой стороны, к нерациональному расходованию финансовые ресурсов, в том числе и государственных, бюджетных средств. Устранение административных барьеров позволит оживить конкуренцию на конкретном рынке, снизить расходы на вход на рынок и выхода с него.
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В РОССИИ
2.1. Институт административных барьеров и формы его реализации в Российской Федерации
На пути развития российского предпринимательства существуют разнообразные административные препятствия. Проблемы у малых предприятий зачастую начинаются еще до регистрации фирмы, ведь налоговые органы, пытающиеся бороться с фирмами-однодневкам подозревают все вновь создаваемые фирмы в причастности к указанной категории. Из-за этого сроки регистрации организаций затягиваются и зачастую при этом от них требуют большего количества бумаг, чем это положено по закону.
На сегодняшний день необходимость снижения гнета административного регулирования хозяйственной деятельности, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства признается на всех уровнях государственного управления, включая и федеральные органы власти. Среди них выделяется роль налоговых агентов, в деятельности которых, по мнению многих исследователей, прослеживается явный репрессивный уклон [13, с. 43].
Рассмотрим основные виды административных барьеров, встречающиеся в современной России:
- административные барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности. Регистрация фирмы в России представляет собой достаточно сложный процесс, осуществление которого своими силами без определенных знаний просто невозможно. Законодательные органы устанавливают достаточно строгие требования к документам, которые предъявляются при регистрации, а также непосредственно к порядку данной процедуры. Даже одна маленькая ошибка или неточность в документах может повлечь за собой отказ в совершении регистрационных действий. Достаточно много времени у заявителя уходит на подачу документов в налоговую инспекцию: например, часто заявитель сталкивается с длинными очередями в государственных инстанциях [17]. Для решения указанных проблем часто будущие предприниматели обращаются в специализированные компании оказывающие услуги по регистрации фирм и ИП в России, данные услуги увеличивают стоимость регистрации фирмы для заявителя, что является негативным моментом для предпринимателя.
Такие виды государственного регулирования, как лицензирование и сертификация, носят ограничительный характер, в связи с чем, в идеале, они должны применяться лишь в исключительных случаях, когда какая-либо деятельность или ее продукт несут в себе определенную угрозу для безопасности или жизнедеятельности общества. В действительности же эти инструменты государственного регулирования используются неоправданно широко, в результате чего они в большей своей части превратились в контроль «за бумагами», в способ давления на предпринимателя.
- административные барьеры при получении доступа к материальным ресурсам. Предприниматель, осуществляющий производственную деятельность, постоянно нуждается в приобретении сырья, материалов и комплектующих. Однако в последнее время доступ к таким ресурсам существенно усложнился;
- административные барьеры при осуществлении текущей хозяйственной деятельности. Предприниматели несут немалые издержки в связи с текущим контролем хозяйственной деятельности. Это и прямые затраты на уплату штрафов, и «отступные» проверяющим, и непроизводительные затраты времени.
Для решения проблем, когда предприниматель сталкивается с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами в России создан новый специальный институт уполномоченного по правам предпринимателей – как отечественных, так и иностранных. Он получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные и нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников».