Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Направления снижения административных барьеров в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание – Источник: [5, 16]

К сожалению, Россия существенно отстает от развитых экономик мира. Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП в России составляет около 21 %, тогда как в развитых странах данный показатель составляет более 50–60 %. Аналогичная ситуация наблюдается с долей занятого населения, приходящейся на сектор МСП: в России малый и средний бизнес обеспечивает около 27 % постоянных рабочих мест, в развитых странах – 50–80 % [6] Несмотря на сопоставимый уровень численности субъектов МСП в расчете на численность населения, занятость в России в большей степени обеспечивается крупными предприятиями с численностью работников от 250 чел., тогда как на небольших предприятиях численность работников составляет менее 50 чел.

Наиболее популярная мера государственной поддержки малого и среднего предпринимательства практически во всех странах – предоставление государственных гарантий по кредитам МСБ. Все страны, указанные в таблице 2.4 (за исключением Ирландии и Новой Зеландии), имеют свои государственные гарантийные программы. В качестве иных мер поддержки сектора МСБ в приведенных странах используются целевые кредиты (например, на развитие инноваций) с льготными условиями (Швейцария и т. д.), микро-финансирование, гарантии по экспортным операциям, налоговые льготы.

Развитию предпринимательства в Канаде способствует упрощенная разрешительная система, а также низкая стоимость электроэнергии, одна из самых низких в мире на сегодняшний день. В стране созданы самые благоприятные условия для привлечения инвестиций [9, c. 11]:

  • доступность рискового капитала (показатель на душу населения в Канаде более чем в два раза превышает данный показатель в США);
  • развитие наукоемких технологий;
  • разветвленная институциональная экспортная поддержка;
  • большое количество различных государственных (федеральных и провинциальных) программ поддержки и развития предпринимательства. Некоторые товары и услуги облагаются налогом формально, то есть по нулевой ставке: молоко, хлеб и овощи; домашний скот фермерских хозяйств; медицинские препараты, связанные с бесплатным или льготным обслуживанием.

Так, например, в Канаде выделяемая ссуда на 10 лет не превышает 250 тыс. долл. США под 23 % годовых. В других случаях, частично компенсируя любые потери по займам, федеральное правительство облегчает малому бизнесу получение ссуд [15].

Отставание России в развитии малого и среднего предпринимательства от большинства зарубежных стран обусловлено наличием серьёзных административных барьеров входа на рынок и работы на нем.


2.3. Направления снижения административных барьеров в России

Значительные потери общества от расширения институциональных ограничений на рынках, как явные в виде неполученных налогов, так и неявные в форме снижения объемов производства и благосостояния населения, страдающего от административных барьеров, требуют разработки мер по дерегулированию российской экономики. В первую очередь это выражается в институциональной инженерии формальных, правовых норм, направленных на деблокирование бизнеса.

С точки зрения государственного управления, в целях развития российских рынков эффективнее всего воздействовать на институциональные входные барьеры, так как они в наибольшей степени связаны с политикой правительства и общим состоянием экономики.

Государственные учреждения в рамках решения задачи снижения входных барьеров на рынках (особенно в случае малых компаний) чаще всего делают это путем совершенствования инфраструктуры. Так, государственные органы могут участвовать в создании технопарков, бизнес-инкубаторов и особых экономических зон, в которых старт-апам создаются «тепличные» условия, позволяющие пережить период становления высокотехнологичного бизнеса. Также государство может создавать венчурные фонды, которые смогут финансово поддерживать коммерциализацию НИОКР путем выдачи льготных кредитов или безвозмездных субсидий [4].

Наконец, правительство может пойти на принятие законов, предусматривающих для малого и среднего бизнеса налогообложение по сниженным ставкам или же полное освобождение от подобных выплат в течение определенного периода.

В целях создания условий для развития малого предпринимательства, устранения административных барьеров входа на российские рынки, необходимо:

  • государственной Думе Федерального Собрания, а также Правительству Российской Федерации совместно с федеральными общественными объединениями предпринимателей внести изменения в нормативно-правовые акты, позволяющие устранить административные барьеры;
  • Правительству Российской Федерации принять конкретные меры по имущественной поддержке малых предприятий, а также сократить и упорядочить процедуру создания ведомственных нормативных и инструктивных актов, направленных на регулирование и контроль субъектов малого предпринимательства;
  • региональным органам власти Российской Федерации создавать и совершенствовать механизмы взаимодействия с федеральными структурами в регионах по устранению административных барьеров;
  • общественным объединениям предпринимателей, структурам поддержки малого предпринимательства инициировать конкретные меры, направленные на устранение неоправданных административных барьеров, отстаивать интересы предпринимательства в целом и конкретных предприятий в частности [4].

Для реализации стратегии снятия избыточных административных барьеров требуется законодательное закрепление мер, которые позволили бы не просто избавиться от существующих административных барьеров, но и создали бы эффективные препятствия на пути их появления в будущем. В связи с этим представляется целесообразным активизировать работу по реализации общесистемных мер снижения административных барьеров по следующим направлениям.

1) Совершенствование системы лицензирования. Лицензирование, являясь самым формализованным и наиболее жестким механизмом государственного регулирования, связанным с допуском предпринимателей к осуществлению различных видов деятельности. Лицензирование должно применяться только в тех случаях, когда невозможно в силу разных причин выделить определенные качества субъекта или объекта, в результате чего появляется риск нанесения ущерба при осуществлении деятельности широкому кругу третьих лиц.

В целях снижения излишних административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие отдельных видов предпринимательства представляется необходимым установление единого перечня лицензируемых видов деятельности и унифицированного порядка лицензирования. Кроме того, должны быть утверждены исчерпывающие перечни работ (услуг), составляющих конкретные виды деятельности, а также закрытые перечни документов, представление которых необходимо для получения лицензии.

Отмена лицензирования отдельных видов деятельности предполагает использование более мягких и эффективных механизмов регулирования того или иного вида деятельности. В этих целях применяется институт аккредитации.

2) Совершенствование системы аккредитации. Введение такого административно правового режима, как аккредитация, вызвано тем, что отдельные государственные функции с целью «разгрузки» органов исполнительной власти могут быть переданы учреждениям, способным выполнять некоторые государственные полномочия.

В целях реализации Концепции единой национальной системы аккредитации необходимо обеспечить скорейшую реализацию нормативных и организационных мер, направленных на создание национального органа по аккредитации, а также на передачу ему полномочий иных федеральных органов исполнительной власти по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

В целях снижения бремени избыточного административного регулирования также представляется необходимым обеспечить внедрение и реализацию законодательного запрета на осуществление полномочий по аккредитации граждан и организаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по видам деятельности, государственное регулирование которых осуществляется на федеральном уровне.


Необходимо дальнейшее совершенствование механизмов лицензирования и аккредитации, внедрения саморегулирования и расширения использования уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности. Особый акцент при этом должен быть сделан на конкретных механизмах преодоления административных барьеров, которые подтвердили свою эффективность в практике зарубежных государств.

3) Повышение доступности государственных и муниципальных услуг. В данном случае основной целью является проведения административной реформы направленной повышение качества и доступности государственных услуг.

4) Совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности. В целях сокращения неконтролируемого роста количества разрешений, согласований, заключений, экспертиз и регистраций, требуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления или их подведомственными организациями при появлении на рынке определенных видов предпринимательской и профессиональной деятельности, в том числе за счет перехода к уведомительному порядку получения права осуществления предпринимательской деятельности, необходимо проведение полной инвентаризации и обоснованной ликвидации разрешений, согласований, заключений, экспертиз и регистраций при появлении на рынке таких видов предпринимательской деятельности, осуществление которых не представляет угрозы третьим лицам, безопасность которых уже обеспечивается или может обеспечиваться иными государственными методами регулирования, опасность по которым связана не с процессом осуществления деятельности, а с ее результатами, и безопасность которых можно обеспечить иными государственными методами регулирования.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно отметить, что административные барьеры входа на российские рынки возникают при получении права на осуществление хозяйственной деятельности. Регистрация фирмы в России представляет собой достаточно сложный процесс, осуществление которого своими силами без определенных знаний просто невозможно. Также имеются административные барьеры при получении доступа к финансовым и материальным ресурсам и барьеры при осуществлении текущей хозяйственной деятельности, связанные с тем, что предприниматели несут немалые издержки в связи с текущим контролем хозяйственной деятельности. Это и прямые затраты на уплату штрафов, и «отступные» проверяющим, и непроизводительные затраты времени.


Анализ международной практики государственной поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах показал, что правительства большинства стран мира рассматривают содействие развитию МСБ как основу государственной экономической политики, ежегодно инициируя многочисленные государственные программы стоимостью в десятки миллиардов долларов. Ключевыми инструментами поддержки выступают финансовая и инфраструктурная, консалтинговая, информационная поддержка, содействие экспорту и многое другое.

Правительство России концентрирует свои усилия на оказании поддержки МСП и поддержке финансово-хозяйственной деятельности с субъектами МСП, но на сегодняшний момент система поддержки фрагментарна и нетранспарентна.

Для снижения административных барьеров на пути развития предпринимательства, необходимо: упростить процедуры регистрации малых и средних предприятий; законодательно определить четкий перечень лицензируемых видов деятельности, сократив их количество и упростив порядок лицензирования; свести до минимума количество контролирующих органов и строго регламентировать их деятельность с целью исключения дублирования их функций; регламентировать частоту проведения проверок и их содержание и т. п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенный анализ содержания понятия административных барьеров в рамках указанных выше экономических теорий позволяет дать им общую характеристику. Основными причинами создания административных барьеров, ограничивающих конкуренцию, на наш взгляд, являются следующие:

  • неэффективные управленческие решения в процессе государственного регулирования экономики;
  • коррупционная мотивация введения новых регуляций группами чиновников;
  • дифференциация инструментов административного регулирования и контроля, искажающих формирование рыночной среды;
  • распространение неформальных отношений (в обход законодательных норм) предпринимательских структур и органов власти;
  • укоренившиеся нормы поведения властных структур, присущие командно – административной экономике: властное вмешательство в экономические отношения хозяйствующих субъектов.

Административные барьеры на сегодня являются основной нормой, которую предприниматель обязан выполнить. Он должен следовать этой норме, в конечном итоге в случае невыполнения он столкнётся с проблемами, возникшими со стороны других экономических агентов. Преодоление административных барьеров требует значительных финансовых затрат, связанных с прохождением процедур открытия бизнеса.