Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Направления снижения административных барьеров в России).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
1.1. Входные барьеры: их роль и классификация в хозяйственной деятельности субъектов экономики
1.2. Административные барьеры: экономическое содержание и их классификация
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В РОССИИ
2.1. Институт административных барьеров и формы его реализации в Российской Федерации
2.2. Зарубежный опыт развития и стимулирования предпринимательства
2.3. Направления снижения административных барьеров в России
Для снижения административных барьеров на пути развития предпринимательства, необходимо:
- упростить процедуры регистрации и ликвидации малых и средних предприятий;
- законодательно определить четкий перечень лицензируемых видов деятельности, сократив их количество и упростив порядок лицензирования;
- свести до минимума количество контролирующих органов и строго регламентировать их деятельность с целью исключения дублирования их функций;
- регламентировать частоту проведения проверок и их содержание;
- ввести обязательную регистрацию проводимых инспекционных и контрольных проверок всеми органами в книге (журнале) поверок для сокращения числа необоснованных проверок деятельности предпринимателей;
- обеспечить проведение активной просветительской работы со стороны контролирующих организаций по отношению к предпринимателям (размещение информации в СМИ, семинары, встречи, в том числе выездные), которая будет способствовать профилактике нарушений;
- усовершенствовать систему доступа к информации о нормативных актах, регулирующих те или иные стороны предпринимательской деятельности;
- обеспечить более эффективную реализацию органами местного самоуправления программ по поддержке предпринимательства.
В качестве заключительного вывода по проделанной работе, отметим, что административные барьеры, безусловно, являются особой формой препятствий, при организации и осуществлении предпринимательской деятельности, приобретающей с каждым годом всё большую популярность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Административные барьеры для бизнеса // Публичное право и экономика. URL: http://isfic.info/talap/publis76.htm. (Дата обращения: 04.11.2016).
- Анисимов А. В. Экономическое содержание и виды административных барьеров // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. - №3. – с. 5-11.
- Антипенко В. А. Экономика региональных рынков: учеб. пособие / В. А. Антипенко. – М.: Юрайт, 2014. – 319 с.
- Еремкин Владимир Александрович, Рыбалкин Вячеслав Валерьевич Входные барьеры на российском рынке высокотехнологичной продукции и роль государственных институтов в их снижении // Экономический журнал. 2014. №1 (33). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vhodnye-bariery-na-rossiyskom-rynke-vysokotehnologichnoy-produktsii-i-rol-gosudarstvennyh-institutov-v-ih-snizhenii (дата обращения: 03.11.2016).
- Заболоцкая В.В. Современные зарубежные модели финансовой поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства // Экономика: теория и практика. 2015. № 1 (37). С. 53–60.
- Заболоцкая Виктория Викторовна, Хут Нафсет Абубочировна Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2015. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-mer-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 03.11.2016).
- Иневатова, О.А. Региональные рынки: учеб. пособие/О.А. Иневатова, ЮЛ. Макарова, С.А. Дедеева. Оренбургский государственный университет. - Оренбург: ОГУ, 2015.-204 с.
- Информационный портал Вести. Экономика. // Доля малого бизнеса в ВВП стран в 2015 г. URL: http://www.vestifinance.ru/infographics/5337 (дата обращения 04.11.2016)
- Исследование форм поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и Томской области : аналит. обзор. Исследование рынка. Томск, 2013. 503 с.
- Кувалин, Д. Б., Моисеев, А. К. Российские предприятия в начале 2010 г.: Взгляды на проблемы посткризисного развития/Д. Б.Кувалин, А. К. Моисеев// Проблемы прогнозирования. - 2010. - №2. -С.124-141.
- Липьянина К.В. Анализ оценки барьеров входа и выхода на мировой товарный рынок // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/03/7682 (дата обращения: 02.11.2016).
- Манушин Дмитрий Викторович. Административные барьеры в российской экономике как условия, способствующие существованию коррупции, и меры по их устранению // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. №4 (32). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/administrativnye-bariery-v-rossiyskoy-ekonomike-kak-usloviya-sposobstvuyuschie-suschestvovaniyu-korruptsii-i-mery-po-ih-ustraneniyu (дата обращения: 02.11.2016).
- Наровлянская, Т. Н. Административные барьеры как институт трансформационной экономики: учебное пособие. / Т. Н. Наровлянская, В. К. Карташева; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2012. - 127 с.
- Осипов А.В. Теория отраслевых рынков. Часть 1: учеб. пособие. Казань: ООО «Алекспресс», 2013. - 83 с.
- Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития МСП зарубежных стран [Электронный ресурс] : материалы X Всерос. конф. URL: http://www.giac.ru/analytics/?id=14 (дата обращения: 05.11.2016).
- Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта. Аналитические материалы ОАО «МСП БАНК». 2014.
- Регистрация ООО // Юридическая компания «Право и дело». URL: http://jurisetopus.ru/services/ltd_registration.html (дата обращения: 02.11.2016).
- Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков: / Н. М. Розанова/ М. : ИД Юрайт, 2010. – 906 с.
- Рой, Л. В. Анализ отраслевых рынков: учебник/ Л. В. Рой., В. П. Третьяк/- М.: ИНФРА- М, 2010. - 442 с.
- Самсонова, М.В., Белякова, Е.А. Экономика отраслевых рынков: практикум /М.В. Самсонова, Е.А. Белякова; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 134 с.
- Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. – 2013. – URL: http // www.fas.gov.ru (дата обращения: 02.11.2016).
- Тезисы доклада «Перспективы административной реформы» (под редакцией Кузьминова Я.И., Жулина А.Б.) М. НИУ ВШЭ. 2016. 38 с.
- Теория отраслевых рынков : учеб. пособие / Е. Б. Колбачев [и др.] ; под ред. Е. Б. Колбачева, И. С. Штаповой. – Рос тов н/Д : Феникс, 2012. – 269 с.
- Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей – 2016. – URL: http://ombudsmanbiz.ru/ob-upolnomochennom/ (дата обращения: 02.11.2016).
- Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей доклад Президенту РФ – 2016 URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/ doklad_2016.html (дата обращения: 02.11.2016).
- Федорова А.Ю., Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие, 2-е издание, измененное и дополненное/ А.Ю. Федорова; под ред. проф. С.Б. Смирнова. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 89 с.
- Юдин Николай Сергеевич Перспективы адаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-adaptatsii-zarubezhnogo-opyta-podderzhki-malogo-predprinimatelstva (дата обращения: 03.11.2016).
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 – Барьеры-входа в рамках подходов различных школ теории отраслевых рынков
Школа/подходы, определяющая отраслевые барьеры входа |
Определение категории барьер - входа |
Виды (типы) барьеров - входа |
1 |
2 |
3 |
Чикагская школа/теория отраслевых рынков Дж. Бейн |
Структурный подход: Факторы, позволяющие укоренившимся фирмам получать сверхприбыли без угрозы входа потенциальных новичков |
|
Чикагская школа/теория отраслевых рынков (Дж. Стиг- лер) |
Отраслевые барьеры вхо- да:затраты производства, которые должна нести фирма, стремящаяся войти в отрасль, |
|
Современная неоклассическая теория |
но не несут фирмы, уже находящиеся в отрасли |
-Технологический уровень (уровень технологического разрыва);
|
Экономическая школа/теория отраслевых рынков Ф. Вайцзекер, Г. Демсец - неоинституционализм |
Нормативный подход: Потребительские предпочтения и поведение потребителей как фактор «возведения» отраслевых барьеров входа |
- Лояльность потребителей;
|
Теория отраслевых рынков Р. Гильберг) |
С позиции укоренившихся фирм: - отраслевые барьеры входа- рента, полученная из факта функционирования фирмы в отрасли |
|
Продолжение таблицы А.1 |
||
1 |
2 |
3 |
Историческая школа/теория отраслевых рынков Р. Круз, А. Алчиан, О. Уильямсон - неоинституционализм |
Отраслевые барьеры входа: - факторы, обуславливающие высокий уровень концетра- циитрансакц ионных издержек оперированияфирмы в отрасли) |
|
М. Кэссон, Р. Кейвз /теория отраслевых рынков |
Подход интернализации: идентичность факторов рыночной структуры, объясняющих существование мультинациональных корпорации (МНК) и отраслевых барьеров входа |
- Государственная политика;
|
Примечание – Источник: [13]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1 – Классификация барьеров входа на рынок
Виды барьеров |
Экономическое содержание |
1 |
2 |
Нестратегические |
1 Емкость рынка (ограниченность спроса) - определяется высокой насыщенностью товарами данного видами и низкой платежеспособностью населения, а для внутреннего рынка - еще и наличием или отсутствием иностранных конкурентов. Низкая платежеспособность покупателей делает товарный рынок малопривлекательным для новых агентов в связи с низким уровнем прибыльности, высоким уровнем конкуренции и инвестиционного риска; 2 Объем капитальных затрат - объем первоначальных инвестиции, необходимых для организации безубыточного производства в отрасли (затраты на строительство, реконструкция старого производства и мощностей и т.д.. Высота барьера зависит от размера предприятий отрасли, а также определяется степенью развитости рынка труда и капитала и степенью конкурентности; 3 Абсолютное преимущество в издержках - старожилов - абсолютные преимущества создаются за счет того, что старые фирмы имеют доступ к более дешевым и/ или более качественным источникам ресурсов, использование прошлых инновации, использование опыта функционирования в отрасли, доступ к специфическим ресурсам, оптимальное распределение ресурсов, накапливание опыта экономии издержек; 4 Относительные преимущества в издержках - эти преимущества могут возникать в результате действия положительного эффекта масштаба, преимущества первого хода или эффекта обучения. 5 Административные барьеры - возникают как следствие регулирующей деятельности государства на разных уровнях административной власти - федерального, регионального и местного управления. Включают в себя затраты фирм, связанные с процессом регистрации предприятия не только непосредственно в виде денежных сумм, требуемых, например, для уплаты лицензионных сборов, но и в виде времени, затрачиваемого на согласование инструкций различных инстанций; 6 Состояние инфраструктуры рынка - наличие степени развитости транспортной системы и системы хранения товаров в регионе или стране в целом. Чем лучше развита инфраструктура рынка, тем быстрее товары могут перемещаться по территории, тем меньше вероятность возникновения замкнутого локального рынка, и тем более открытым будет продуктовый рынок в целом; 7 Качество товара и репутация фирмы - сопровождается эффектом репутации старой фирмы или служит выражением эффекта обучения - налаженной системы связей с потребителями. Уновой фирмы возникают дополнительные издержки на «просвещение» потребителей и создание соответствующей репутации. Все это усложняет процесс проникновения новых фирм в отрасль; 8 Степень криминализации экономики - функционирование фирм зависит от наличия связей с мафиозными группировками, то проникновение новых фирм на рынки будет затруднено из-за необходимости нести дополнительные издержки по налаживанию отношений в криминальном мире. |
Продолжение таблицы Б.1 |
|
1 |
2 |
Стратегические |
1 Ценообразование, ограничивающее вход на рынок - можно рассматривать с двух точек зрения цены на основе абсолютных или на основе относительных преимуществ в издержках; 2 Дифференциация товаров - старая фирма для предотвращения входа новых фирм на рынок может заполнить рынок с значительным количеством товаров - субститутов; 3 Долгосрочные контракты с третьими лицами - заключая долгосрочные контракты с работниками и дилерами, поставщиками ресурсов и потребителями готовой продукции, фирма усложняет потенциальному конку-ренту процесс проникновения |