Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Направления снижения административных барьеров в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Направлений работы уполномоченного по правам предпринимателей, это, прежде всего, работа с обращениями предпринимателей. Институт уполномоченного способствует освобождать предпринимателей, закрывает уголовные дела с помощью его взаимодействия с руководством прокуратуры и других силовых структур. Работа направлена на то, чтобы законодательство действительно защищало права предпринимателя [24].

Институтом уполномоченного по правам предпринимателей проводится исследование влияния административных барьеров входа на рынок. На предложение оценить объем общей административной нагрузки на бизнес почти каждый третий бизнесмен ответил, что тратит на это более 20% от выручки, и каждый четвертый – от 10 до 20% (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Объем общей административной нагрузки на бизнес

Варианты ответов

В среднем по РФ

Менее 3% от выручки

7,1

От 3 до 5%

12,2

От 5 до 10%

22,5

От 10 до 20%

26,6

Более 20%

31,7

Итого

100,0

Примечание – Источник: [25]

По словам опрошенных, более 40% компаний за прошедший год подверглись от 1 до 3 проверок. По словам половины опрошенных (52,4%), подвергавшихся проверкам в 2015 г., их средняя продолжительность не превышала 5 дней. В целом бизнес несет существенные транзакционные расходы, часто неоправданные направленные на преодоление административных барьеров. Оценка совокупных издержек существования и цены преодоления административных барьеров, представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Оценка совокупных издержек преодоления административных барьеров

Виды административных барьеров

Цена преодоления

административных

барьеров

Совокупные потери от

административных барьеров

Регистрация организации:

  • юридического лица;
  • регистрация акционерных обществ в Федераль­ной Комиссии по ценным бумагам.

12 тыс. р. (в Москве) и 45 дней, 2-10 тыс. р.(в регионах) и 6 тыс. р. на одну эмиссию

138-300 млн. р. ежемесячно или 55- 120млн.долл. ежегодно

Сертификация:

  • издержки на получение сертификатов соответст­вия для импортных потребительских товаров;
  • обязательная сертификация товаров и услуг.

30-90 тыс. р. на ввозимый тип товаров в течение 1-3 лет.

В среднем 3 тыс. р. в месяц на одну товарную группу

120-150-млн. долл. ежегодно

Маркирование продукции знаками соответствия защищенными от подделок:

  • объем рынка знаков соответствия и учетных ма­рок;
  • затраты торговых организаций по нанесению знака.

Данные отсутствуют

150-200 млн. долл. 50-70 млн. долл.

Получение льготных кредитов через государст­венные механизмы поддержки

предпринимательства, субсидий, обеспеченных государственные и муниципальные заказы

10% от стоимости кредита, выделенной субсидии или

обеспечение контракта

Данные отсутствуют

Согласование проектной документации

10-15 % от стоимости проек­та под «ключ»

Данные отсутствуют

Инспекционная деятельность, контроль, надзор в организованной розничной торговле

700-1000 р. в месяц на одно рабочее место

7 млрд. р. или 233 млн. долл.


Примечание – Источник: [13]

Таким образом, издержки бизнеса на преодоление административных барьеров существенные, а ответственность за нарушения тех или иных административных процедур довольно серьезная. Более 55% представителей малого и среднего бизнеса участвующих в исследовании Института уполномоченного по правам предпринимателей считают, что за последний год административные наказания в той или иной степени ужесточились (таблица 2.3).

Таблица 2.3 – Распределение административного наказания для предпринимателей за 2015 г.

Варианты ответов

В среднем по РФ

Ужесточились значительно

36,0

Ужесточились незначительно

21,9

Не изменились

20,6

Смягчились незначительно

2,6

Смягчились значительно

0,4

Затрудняюсь ответить

18,5

Итого

100,0

Примечание – Источник: [25]

В отношении компаний наиболее часто применялись административные наказания в виде административных штрафов (56,2% респондентов) и предупреждений (28,4%).

Таким образом, на основании работы Института уполномоченного по правам предпринимателей можно сделать следующие выводы:

  • в 2015 г. наибольшее число ревизий выполнили такие ведомства, как ФНС России (51,7%), Роспотребнадзор (40%) и МЧС России (33,3%);
  • для ведения предпринимательской деятельности максимальные административные барьеры предпринимателям создали такие ведомства, как ФНС России (31%), Роспотребнадзор (19,6%) и МЧС России (13,2%);
  • к числу ведомств, предъявляющих принципиально неисполнимые требования, заведомо предопределяющие вынесение наказания, относятся МЧС России (14,9%), ФНС России (14,1%), Роспотребнадзор (13,5%);
  • более 55% респондентов считают, что за последний год административные наказания в той или иной степени ужесточились;
  • более 50% предпринимателей считают минимальными шансы выиграть судебное разбирательство в случае, если их оппонентом будут государственные органы, и только 3,8% предпринимателей считают шансы высокими;
  • по мнению половины предпринимателей (50,5%), наибольшее негативное влияние на бизнес оказало повышение ставок по кредитам [25].

Итак, основные административные барьеры, существующие на вход на российские рынки, обозначены, в тоже время реализация мер по их устранению осуществляется довольно низкими темпами.


В 2016 году прошло 11 лет с момента утверждения первой Концепции административной реформы в Российской Федерации (на 2006-2010 гг.). Показатели, заложенные в 2005 году в базовую Концепцию, остаются актуальными. В приложении В, на рисунке В.1 видно, что из 6 показателей только по одному (удовлетворенность граждан госуслугами) целевое значение 2010 года превышено (при плане на 2010 год в 70%, в 2014 значение составило 81,2%) – показатель выделен зеленым цветом [22].

По ключевому показателю – издержкам бизнеса для преодоления административных барьеров, устойчивой статистики до сих пор нет, оценить успешность движения по данному направлению сложно.

2.2. Зарубежный опыт развития и стимулирования предпринимательства

Как правило, наибольшее влияние административные барьеры входа на рынок оказывают влияние на малый и средний бизнес, вследствие чего именно данным субъектам хозяйствования необходимо оказывать поддержку. Опыт многих зарубежных стран демонстрирует, что государственная поддержка малого предпринимательства считается автономным направлением экономического и социального развития экономики государства. Основная цель поддержки предпринимательства заключается в создании наиболее благоприятных условий для существования и развития сектора малого предпринимательства, особенно по таким направлениям, которые дают максимальный экономический эффект.

Далее сравним долю малого и среднего бизнеса в ВВП России и иных зарубежных стран (рисунок 2.1).

Рис. 2.1 Доля малого бизнеса в ВВП стран в 2015 г.

Примечание – Источник: [8]

По тому какова доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны можно судить, насколько население страны вовлечено в предпринимательскую деятельность. Также по рисунку 2.1 видно, что страны, где эта доля велика, имеют сильную экономику.

Ещё в 1982 г. в США был принят закон о развитии научно-технической деятельности малых фирм, в 1986 г. – закон о передаче технологий. В целях создания благоприятных условий для эффективной деятельности малых инновационных предприятий, в США предусматривается ряд соответствующих научно-технических программ. Так, к числу наиболее масштабных программ такого типа необходима «Программа Инновационных исследований в малом бизнесе» и «Программа трансферта технологий малого бизнеса».


Координация реализации названных программ осуществляется отделом технологий главного органа поддержки малого предпринимательства – Администрации малого бизнеса. Первая из них нацелена на привлечение инновационных разработок малых предприятий для разрешения приоритетных научно-технических проблем по тематике крупных государственных ведомств (Министерство обороны, Министерство торговли, Министерство транспорта, Министерства здравоохранения и обслуживания населения и др.) [27].

В Германии кредитование инновационных и социальных малых предприятий является одним из основных инструментов их поддержки. Основным органам, координирующим вопросы финансовой поддержки малых фирм, является Директорат малого и среднего бизнеса. Предприятия для получения доступа к кредитным ресурсам должны предоставлять всеобъемлющую информацию о своём финансовом, техническом и кадровом положении, что позволяет существенно снизить риски вложения средств.

Льготное кредитование малых фирм в Германии осуществляется по следующим направлениям:

  • предоставление кредитных ресурсов малым инновационным фирмам;
  • выдача кредитов малым предприятиям, которые участвуют в развитии отсталых территорий страны;
  • кредитование малых фирм, прямо или косвенно занятых жилищным строительством;
  • кредитование проектов малых предприятий, направленных на поддержание благоприятной экологической обстановки;
  • предоставление кредитных средств фирмам, занятым в отраслях, которые нуждаются в коренной модернизации.

Кредитная поддержка только что созданных малых фирм через Германский компенсационный банк, который предоставляет кредитные ресурсы на инвестиционные цели: на выкуп инвестиционного пая, который даёт право контроля за деятельностью предприятия, создание или выкуп предприятия, формирование первоначальных запасов, оборудование производственных помещений и офисов. Через реализацию региональных программ происходит выдача кредитных ресурсов малым предприятиям, ориентированным на производство товаров местного значения.

В отличие от Германии, где малые предприятия предоставлены сами себе, а государство прибегает в основном к его косвенному стимулированию, в Китае государство, осознавая слабость и неустойчивость субъектов малого предпринимательства, прибегает к различным прямым мерам поддержки малых фирм. Помимо льгот, предоставляемых центральным правительством, в Китае широкий круг преференций предусматривается и местными властями.


В Китае имеет место система как государственной, так и общественной поддержки малых предприятий, которая предусматривает минимизацию возможных предпринимательских рисков, с которыми малые фирмы сталкиваются на ранних этапах развития предприятий. Особую роль играет стимулирование скорейшего привлечения в сектор малого предпринимательства частного венчурного капитала на выгодных условиях с учётом льготного налогообложения.

Одной из самых эффективных систем поддержки малого предпринимательства является система Великобритании, ядром которой выступают Служба малого бизнеса принимает решения по одобрению кредитов и займов, выдаваемых малым фирмам. Ключевой особенностью бюджетной политики Великобритании в области поддержки малого бизнеса является мягкая прогрессивная схема налогообложения налогом на прибыль для малых предприятий. Несмотря на то, что в связи с кризисными явлениями в среднем ставки налогов на прибыль были увеличены, данная система является достаточно необременительной для малых предприятий [27].

Далее приведем статистику состояния малого и среднего предпринимательства в развитых странах с наибольшей долей малого и среднего бизнеса в ВВП и данные по финансовой поддержке (таблица 2.4).

Таблица 2.4 – Государственная политика поддержки МСБ в части повышения доступности финансирования

Меры государственной поддержки МСБ

Государство

Увеличение объемов поддержки в виде гарантий по кредитам МСБ

Канада, Чили, Дания, Финляндия, Венгрия, Италия, Корея, Нидерланды, Словакия, Словения, Испания, Швейцария. Таиланд. США. Великобритания

Предоставление особых условий по гарантиям для стартап-бизнеса

Канада, Дания, Нидерланды

Увеличение государственных гарантий по экс­портным операциям

Канада, Дания. Финляндия, Нидерланды, Новая Зе­ландия, Швеция, Швейцария, Испания, Великобритания

Увеличение доли прямого финансирования

Канада. Чили. Венгрия. Корея. Сербия. Словения. Испания

Субсидирование процентных ставок

Венгрия, Португалия, Россия, Испания, Турция, Ве­ликобритания

Налоговые льготы, отсрочка платежей

Франция, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Испа­ния. Великобритания. Россия

Объединение банков, специализирующихся на кредитовании МСБ, в том числе кредитующих МСБ с отрицательной процентной ставкой

Ирландия, Дания

Фондирование Центральным банком кредитных организаций

Великобритания