Файл: Интернет-маркетинговые решения для аптеки и фармацевтических товаров (Анализ деятельности интернет-аптек).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 1492

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время в России официально запрещен оборот лекарств в Интернете. Именно поэтому рынок сейчас раздроблен: есть официальные предзаказы лекарств онлайн в аптеках, что не считается продажей в Интернете, а есть и исключительно интернет-торговля.

Тем не менее, полулегальная онлайн-торговля набирает обороты, рынок готовится к официальной легализации и началу игры по жестким правилам.

В предлагаемых депутатами законопроектах речь идет о регулировании рынка и ужесточении ответственности за оборот незарегистрированных или поддельных лекарств. При этом ответственность предусмотрена по всем фронтам — как административная, так и уголовная. Водораздел между тем и другим предложено проводить исходя из стоимости введенных в оборот лекарственных средств.

Так, сумма меньше 100 тыс. рублей будет подпадать под административное правонарушение, которое предлагается карать максимальным штрафом для юридических лиц в размере до пяти миллионов рублей или приостановкой деятельности на срок до 90 суток. Если же сумма превышает 100 тыс. рублей, то ответственность будет уже уголовной с максимальным наказанием в виде 12 лет лишения свободы.

Поводом для разработки новых законопроектов, как сообщили депутаты, стал повальный рост оборота лекарственного контрафакта.

В рамках государственного контроля за обращением медицинских изделий в 2017 году Росздравнадзором предотвращено обращение более миллиона единиц медицинских изделий, не соответствующих установленным требованиям. Выявлено 334 наименования незарегистрированных медицинских изделий (269 455 единицы) (в 2016 году 337 незарегистрированных), 12 наименований фальсифицированных медицинских изделий (3 875 единицы) (в 2015 году 20 фальсифицированных медицинских изделий),

В Интернете дела обстоят не лучше.

По результатам мониторинга сети "Интернет" правоохранительными органами было выявлено около 700 интернет-ресурсов (включая ресурсы с бесплатными объявлениями и социальные сети), на которых предлагались к продаже рецептурные лекарственные средства, сильнодействующие, психотропные и наркотические средства.

Это значит, что «левая» онлайн-торговля лекарствами, включая и поддельные, идет очень активно. Теперь по еще более низким ценам можно приобрести на свой страх и риск тот или иной препарат просто по объявлению в Сети. И если гражданам со средним доходом вполне доступны проверенные и надежные лекарства через заказы в аптеках, то малообеспеченные жители, пенсионеры, инвалиды могут подвергаться риску, пытаясь купить необходимый дорогостоящий препарат где-нибудь на интернет-барахолке.


Открытый рынок интернет-торговли все ближе.

Сейчас в России продажа рецептурных и безрецептурных лекарств в Интернете запрещена законом «Об обращении лекарственных средств». Как уже говорилось, законным является только оформление предзаказа в аптеке. Однако в течение последних двух лет профессиональные круги лоббируют снятие этого запрета [7].

Так, Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) в начале октября этого года обратилась в комитет по экономической политике Госдумы и попросила его дать ход внесенным в 2017 году законопроектам по либерализации дистанционной торговли безрецептурными лекарствами.

В то же время надо отдать должное Роскомнадзору, который проводит активную работу по чистке Рунета от подозрительных торговцев лекарствами. Во-первых, сайты, предлагающие такую торговлю, вносятся в реестр запрещенных. Роскомнадзор уже зарегистрировал около 1,2 тыс. решений судов, заблокировал порядка 100 ресурсов и добился удаления информации о торговле лекарствами с более чем 1,1 тыс. сайтов[7].

Но рынок все ближе. Теперь предложения о продаже лекарств начинают делать и интернет-ритейлеры. В набирающем популярность сервисе «Яндекса» и Сбербанка «Беру» уже работает раздел «Здоровье». В нем можно купить лекарства, однако с формальной точки зрения маркетплейс не нарушает закон, так как забрать покупку можно по-прежнему в аптеке, которая сотрудничает с ритейлером.

Кроме этого, интернет-продавец Ozon уже имел соглашение с сетью аптек «36,6» о торговле лекарствами. Заказать препарат можно было на сайте магазина, а получить — в аптеке. Однако ритейлер в итоге отказался от проекта, так как из-за запрета открыто торговать препаратами в Интернете развитие этого направления шло очень медленно. В то же время «36,6» теперь позволяет всем желающим оформить заказ на сайте и получить его вместе с оплатой в ближайшем аптечном пункте. Сеть аптек «36,6» при этом не согласна с Ozon в том, что перспектив у такой торговли мало. Наоборот, в аптеках видят рост спроса и ждут либерализации торговли, чтобы расширить продажи.

Рынок незарегистрированных и поддельных лекарств в России на данный момент оценить крайне сложно, но он есть, причем очень крупный. Именно по этой причине отпускать такие лекарства в свободное плавание на рынке попросту опасно для населения. Это поле сегодня в России вообще никак не контролируется. Должны приниматься законы, чтобы не только оградить население от опасности, но и перекрыть сами каналы поставок в Россию таких препаратов.


Подводя итог, сделаем несколько важных выводов. Покупать ли лекарства на свой страх и риск в Интернете? Конечно, нет. Безопасным сегодня остается только заказ препаратов у сертифицированных аптек, а до сертификации какого-то ряда других продавцов мы все же не дошли. В этом смысле законопроекты, внесенные депутатами Госдумы, можно только поддержать, ведь подчас от того, насколько качественным окажется то или иное лекарство, будет оно легальным или из теневого сегмента рынка, зависит жизнь человека [7].

На рис.2 показано, что продажи препаратов для похудения производятся наиболее равномерно за рассматриваемый период, так как не связаны с сезонностью.

Хотя число продаж увеличивается через интернет-аптеку, возрастает уровень доверия через данный вид совершения покупок, но все же процент продаж «онлайн» остается не большим, покупатели по-прежнему более доверительно относятся к совершению покупок в аптечном пункте. Однако в направлении развития интернет продаж ведется активная работа, позволяющая вкупе с возрастающей интернет - грамотностью населения достигнуть более высоких результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предоставляя возможность заказа лекарственного средства через интернет, аптека раздвигает границы своего бизнеса: увеличивает аудиторию аптечной организации в десятки раз и позволяет узнать о представленной в аптеке продукции гораздо большему количеству потенциальных покупателей. Информация об аптеке становится доступной в любое время дня и ночи и не зависит от количества телефонных линий, сотрудников в аптеке и продолжительности рабочего дня. При этом аптека имеет возможность проводить серьезные маркетинговые и рекламные компании. Организовав на сайте виртуальную книгу отзывов и предложений, аптека имеет возможность изучить мнение потребителей о деятельности аптеки и качестве предоставляемых аптекой услуг. Применяя аналитические методы обработки информации, можно более точно прогнозировать спрос и тем самым оптимизировать ассортимент и количество товаров на складе. Создание эффективного интернет - магазина требует от аптеки приложения значительных усилий, как на начальном этапе его становления, так и в дальнейшем совершенствовании системы его функционального развития. В России до сих пор не решены многие нормативно-правовые аспекты функционирования интернет-аптек: реализация лекарственных средств должна осуществляться только из аптеки специалистами, имеющими фармацевтическое образование. Приобретение лекарственных средств должно подтверждаться кассовым чеком, что при доставке лекарственного средства на дом является весьма проблематичным. В этой связи фармацевтический бизнес в интернете оправдан только тогда, когда он представлен не в виртуальном, а в традиционном виде, когда реально существующая аптека имеет свое интернет - представительство. При этом пользователи находят лекарственное средство по интернету, а приобретают его обычным путем. Интернет в этом случае выполняет информационную функцию. Таким образом, на интернет обратили свое внимание и крупные игроки рынка автоматизации аптечного бизнеса. Это дает повод предположить, что рынок интернет-аптек в перспективе будет расти и развиваться уже в связке с традиционными системами для управления аптечными предприятиями.