Файл: Понятие и задачи комплексного анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Современные условия хозяйствования требуют от предприятий повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности производимой продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и эффективных форм хозяйствования и управления. Важная роль в реализации этой задачи отводится комплексному экономическому анализу, позволяющему выработать тактическую и стратегическую политику предприятия.

Цель работы – провести комплексный анализ деятельности предприятия и определить пути повышения ее эффективности.

Задачи работы:

  • исследовать теоретические аспекты проведения комплексного экономического анализа деятельности предприятия.
  • провести анализ деятельности исследуемого предприятия;
  • выявить факторы и резервы повышения результата финансово-экономической деятельности исследуемого предприятия;
  • разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности исследуемого предприятия.

Предмет исследования – основные показатели, характеризующие деятельность предприятия.

Объект исследования – ООО «Стиль», оказывающее парикмахерские услуги.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные и методические работы по экономическому анализу, финансовому анализу, экономике предприятия.

Методы исследования: сравнение абсолютных и относительных величин, коэффициентный метод, табличный метод, балансовый метод, метод цепных подстановок, факторный анализ.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты комплексного экономического анализа


1.1. Понятие, назначение и задачи комплексного экономическогоанализа

В книге Т. Б. Бердниковой «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» отмечается, что целью анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия является повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности[1]. Хотя автор подчеркивает необходимость исследования совокупности технологических, социально-экономических, правовых, экологических и иных процессов в ходе анализа, в учебном пособии все они не раскрыты. Т. Б. Бердниковой подробно и всесторонне рассмотрены вопросы анализа, связанные с техническим уровнем производства, качеством и конкурентоспособностью продукции, обеспеченностью производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, эффективностью их использования. В отдельную главу выделен анализ результатов социального развития предприятия, и это, на наш взгляд, следует оценивать положительно, поскольку исследование социальных аспектов деятельности предприятия является одним из важнейших разделов комплексного экономического анализа и изучение ее места и роли в современном обществе особенно важно и актуально[2].

Несколько иной подход наблюдается в книге Н. П. Любушина, В. Б. Лещевой и В. Г. Дьяковой[3]. Наряду с традиционными объектами анализа, такими как ресурсы производства, затраты, финансовые результаты, финансовое состояние, авторы рассмотрели вопросы, связанные с учетом фактора риска в деятельности предприятий и динамики циклического развития систем в анализе хозяйственной деятельности. Наряду с этим, отмечена необходимость изучения особенностей анализа финансово-экономической деятельности предприятий торговли, поскольку промышленные предприятия зачастую имеют свои торговые центры. Подход, предложенный авторами к раскрытию содержания комплексного анализа деятельности предприятия, на наш взгляд, направлен на обеспечение взаимосвязи финансово-экономического и технико-экономического анализа. Но, несмотря на расширенное представление комплексного анализа по сравнению с предыдущим источником, он также несовершенен, поскольку не рассмотрены другие аспекты функционирования современного предприятия, о которых говорилось выше[4].

В последние годы наметилась тенденция выделения в рамках экономического анализа двух самостоятельных, но в то же время связанных между собой разделов: управленческого и финансового[5]. Такое выделение обусловлено современными тенденциями развития экономики: с централизацией капитала, укрупнением компаний, необходимостью сохранения их коммерческой тайны. В рыночной экономике бухгалтерский учет делится на две отрасли: финансовый учет и управленческий учет. Это обусловило соответствующее разделение и анализа хозяйственной деятельности. В содержание как финансового, так и управленческого учета входит анализ эффективности хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы решения задач финансового и управленческого учета имеют свою специфику[6].


Финансовый учет представляет информацию, которая преимущественно используется для внешнего управления предприятием. Для эффективного управления современным предприятием этой информации явно недостаточно. Принятие и реализация действительно эффективных управленческих решений предполагают наличие внутренней оперативной информации, которая вырабатывается в системе управленческого учета и обеспечивает текущее руководство и контроль за деятельностью предприятия. Финансовый учет обеспечивает трансформацию своих данных в показатели финансовой отчетности, тем самым становится возможным проведение финансового анализа, позволяющего оценить все финансовые аспекты функционирования предприятия[7].

В настоящее время многие специалисты отдают предпочтение проведению, как правило, финансового анализа, не уделяя должного внимания процедуре управленческого анализа, который позволяет выявить характерные особенности функционирования исследуемого предприятия, влияющие на формирование финансовых результатов деятельности. Заметим, что именно производственные показатели создают условия для появления финансовых показателей деятельности[8].

Управленческий анализ представляет собой относительно новое явление в теории и практике управления, возникшее на стыке учета, планирования и менеджмента[9]. Данный вид анализа имеет некоторые особенности: увязка оперативных финансово-экономических расчетов и стратегических решений; ориентация финансово-экономических расчетов на принятие экономически обоснованных решений; новое содержание таких традиционных функций управления, как планирование, контроль и информационное обеспечение.

Что касается западной практики, то в большинстве стран с рыночной экономикой концепции управленческого анализа достаточно схожи[10].

Различия касаются понимания следующих крайних ситуаций: прагматизма и степени совершенствования системы в соответствии с менталитетом пользователей. В международной практике выделяются две модели управленческого анализа: американская и немецкая, отличительные особенности которых представлены ниже.

В соответствии с американской моделью в управленческий анализ входит: планирование; информационный менеджмент и отчетность; специальные экономические задачи (например, оценка инвестиций); внутренний учет; финансовая бухгалтерия; налоги и страхование; информационные технологии и внутренняя ревизия.


Немецкая модель управленческого анализа включает в себя: планирование; информационный менеджмент и отчетность; специальные экономические задачи (например, оценка инвестиций); внутренний учет.

Д. А. Панков отмечает, что в Германии преобладает тенденция академизации управленческого анализа, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем решать конкретные задачи[11]. В США доминирует прагматический подход: здесь управленческий анализ теснее связан с процессом управления, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов[12].

В российской практике, в отличие от Европы и Америки, интерес к управленческому анализу начал проявляться в 1990-е гг., когда в экономике как юридически, так и фактически закрепились принципы рыночного ведения хозяйства.

Данные управленческого учета характеризуют разные стороны деятельности предприятия, тем самым готовя информационное поле для реализации процедуры управленческого анализа, выступающего в современных условиях в качестве многопараметрического анализа, охватывающего разные участки деятельности предприятия[13]. По нашему мнению, целостное рассмотрение объектов управленческого и финансового анализа создают предпосылки для проведения комплексного экономического анализа. Такой подход обеспечивает взаимоувязку производственных и финансовых показателей, внутренних и внешних факторов производства и реализации продукции. В литературе, где раскрывается содержание этих видов анализа, явно и зримо не присутствуют, например, такие направления анализа, как анализ соблюдения экологических норм и стандартов, анализ инвестиционной привлекательности, анализ инновационной деятельности, анализ спроса на продукцию предприятия. По нашему мнению, их следует представлять как отдельные объекты соответствующего вида анализа.

В анализе деятельности современного предприятия все больший удельный вес должен занимать маркетинговый анализ, поскольку в условиях насыщенного рынка преобладает клиентский и социально ориентированный маркетинг. Оценка этой стороны деятельности должна приобретать на местах характер текущего анализа, а в определенных случаях даже становиться оперативным, на основе которого оптимизируются ассортиментные программы[14].

Социальная составляющая в современных условиях заслуживает особого внимания, в ходе оценки которой следует изучить приемлемость целей предприятия и планируемых способов их достижения, заинтересованность местного населения в деятельности данного предприятия и готовность людей участвовать в реализации планов его развития[15].


Аналитическое исследование должно быть направлено не только на изучение существующей обстановки, его результаты, выводы и рекомендации должны использоваться для формирования социальной среды, благоприятной для дальнейшего развития предприятия и реализации его стратегических целей[16].

Для предприятий информационной эпохи одним из решающих факторов достижения успеха должно становиться управление, инвестирование в интеллектуальный потенциал своих работников и его грамотное использование. Даже простой рабочий, способный предложить, как улучшить качество, уменьшить затраты и сократить производственный цикл, приобретает большую ценность в глазах руководства[17]. И это еще раз свидетельствует о значимости и необходимости проведения социального анализа и использования человеческого фактора.

С нашей точки зрения, не претендуя на полный охват, важнейшие объекты управленческого анализа можно обозначить так: бизнес-план; клиентская (маркетинговая) составляющая; внутренние бизнес-процессы; операционная эффективность, обучение и развитие персонала, технический уровень производства; организационная структура управления; соблюдение экологических норм и стандартов и уровня природопользования; внешние связи предприятия по рынкам купли, продажи и финансирования; оценка выбора наиболее выгодных форм взаимодействия с партнерами по бизнесу; ресурсный потенциал организации; производственная мощность; эффективность инвестиций и инноваций; заработная плата; состав, структура и конкурентоспособность продукции; себестоимость продукции; взаимосвязь затрат, объема производства и прибыли[18].

1.2. Аналитические процедуры комплексного экономического анализа

В отношении каждого объекта анализа необходимо применять частные аналитические процедуры, позволяющие определить параметры, при помощи которых можно объективно оценивать состояние анализируемого предприятия.

Так, применение АВС-анализа в рамках анализа ресурсного потенциала позволяет классифицировать ресурсы по степени их важности на основе применения таких показателей, как расходы на материалы, показатели оборота, прибыли, трудоемкости[19].