Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Основная цель бухгалтерского учета -формирование достоверной информации об имущественном положении и финансовых результатах деятельности организации. В современных экономических условиях бизнес принято оценивать не столько по имущественному положению, сколько по результатам деятельности организации. Оценка имущественного положения важна, если владелец собирается реорганизовывать, либо вообще ликвидировать производство, тогда актуальны данные о том, сколько можно выручить от его продажи. Напротив, приобретая с целью развития организацию, принимая решение о инвестировании средств, пользователь отчетности гораздо более нуждается в информации о прибыльности организации, о темпах ее роста. Эти данные говорят о возможностях организации заработать больше и не однократно, а в обозримом будущем, и потому выплатить дивиденды, возвратить займы, расплатиться с поставщиками и т.д.

Отсюда важнейшая проблема бухгалтера - достоверное формирование информации о финансовых результатах деятельности организации, которая отражается в ее отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

Таким образом, формирование достоверного показателя прибыли (убытка) организации возможно только при условии правильного исчисления ее доходов и расходов.

Поскольку анализ содержания понятий “доходы“ и “активы“ целью данной статьи не является, мы с целью полноты картины лишь приведем их определения.

Доход - это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала (Параграф 70 раздела “Принципы подготовки и составления финансовой отчетности“.). Определение доходов, введенное в отечественную практику ПБУ 9/99, практически полностью соответствует определению того же термина в МСФО.

Активы - это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем (Параграф 49 раздела “Принципы подготовки и составления финансовой отчетности“.). Под будущими экономическими выгодами принято понимать потенциальную возможность прямо или косвенно способствовать

- притоку в организацию денежных средств или их эквивалентов. Это происходит, если объект может быть:

а) использован обособленно или в сочетании с другими объектами в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи, включая все стадии жизненного цикла этой продукции (от заготовления ресурсов до сбыта) и управление организацией в целом, без чего продукция не может быть произведена и реализована;
б) реализован или возмездно отчужден по иным основаниям (сделки мены, аренды и др.), включая погашение всех видов задолженности (по кредитам и займам, по дивидендам, отступное и т.п.);

- сокращению оттока из организации денежных средств или их эквивалентов. Для этого объект должен быть способен к применению в целях предотвращения непроизводительной утраты активов (имущество для обеспечения техники безопасности, оплата услуг по хранению активов, затраты по консервации основных средств и т.п.).


Затраты – это стоимостная оценка использованных ресурсов. Затраты приводят к уменьшению одних активов и к равновеликому увеличению других активов, т.е. не уменьшают капитал субъекта и не оказывают непосредственного влияния на прибыль.

Затраты определяются величиной использованных ре­сурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных), величина использованных ресурсов должна быть пред­ставлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов. Понятие затрат должно соотноситься с конкретными целями и задачами. Такими задачами могут быть производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и т.д. Понятие «расходы» изложено в ПБУ 10/99 и в Налоговом кодексе РФ.

Содержание термина «расходы» определено в международных стандартах финансовой отчетности и практически полностью соответствует определению этого термина, данному в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденном приказом Минфина России № 33н от 6 мая 1999 г.

Расходами организации признается умень­шение экономических выгод в результате выбытия активов и воз­никновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. Значит, расходы оказывают непосредственное влияние на прибыль и уменьшают капитал хозяйствующего субъекта.

Понятие «расходы» предусматривает огра­ничение по цели использования ресурсов. Например, затраты на приобретение основных средств в отчетном периоде не будут при­знаны расходами. К расходам будут отнесены лишь амортизацион­ные отчисления по приобретенным основным средствам.

Налоговым кодексом РФ (НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (поне­сенные) налогоплательщиками (п. 1 ст. 252 НК РФ). Обоснованными считаются экономически оправданные затраты. С этой целью по некоторым затратам для целей налогообложения устанавливаются лимиты (нормы расхода), в пределах которых они подлежат признанию, например, по оплате суточных при нахождении ра­ботников в командировке. Документально подтвержденными считаются затраты, подтверж­денные документами, оформленными в установленном законода­тельством порядке.

Состав расходов, признаваемых в налогообложении, несколь­ко отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете. В налоговом учете рас­ходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и на внереализационные расходы, без выделения операционных и чрезвычайных расходов.


В бухгалтерском учете расходы организа­ции в зависимости от характера, условий осуществления и направ­лений деятельности подразделяются на расходы:

- по обычным видам деятельности;

- прочие.

Прочие расходы, в свою очередь, подразделяют:

- на операционные расходы;

- внереализационные расходы;

- чрезвычайные расходы.

Данная классификация расходов положена в основу отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, свя­занные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей то­варов. Учитываются они на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25) и расходов на продажу (44). Прочие расходы отражают на счетах 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». По статье «Прочие затраты» отражают налоги, сборы, плате­жи, отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязатель­ные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, на командировки, подъемные, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычис­лительных центров, банков, плату за аренду в случае аренды от­дельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей), а также другие затраты, входящие в состав се­бестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ра­нее перечисленным элементам затрат.

Операционными расходами являются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списани­ем основных средств;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитной организацией;

Внереализационными расходами являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организации убытков;

-убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок ис­ковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы (отрицательные);

- суммы уценки активов;

- перечисления средств, связанных с благотворительной деятель­ностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений.

Чрезвычайные расходы возникают как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварий). К чрезвычайным расходам относят заработ­ную плату работникам, занятым ликвидацией последствий стихий­ных бедствий, отчисления в единый социальный налог с данной заработной платы, стоимость материалов, израсходованных при ликвидации последствий стихийных бедствий, и другие расходы.


Понятие «издержки» используется в экономичес­кой теории в качестве понятия «затраты» применительно к про­изводству продукции (работ, услуг). Понятия «затраты на произ­водство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные.

В качестве идентичных можно рассматривать также понятия «затраты на производство и продажу продукции», «издержки про­изводства и обращения» и «расходы по обычным видам деятель­ности». Понятие «издержки производства и обращения» в насто­ящее время применяется в основном организациями торговли и общественного питания.

1. Понятие, задачи учета затрат на производство.

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг), что в конечном итоге определяет финансовый результат его работы. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и продажу.

В себестоимость продукции включаются: затраты труда, средств и предметов труда на производство продукции на предприятии. К ним относятся:

- затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленных технологией и организацией производства; затраты на подготовку и освоение производства;

- расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и технике безопасности; расходы по управлению производством; рас­ходы по набору рабочей силы, по подготовке и переподготовке кадров;

- расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, погрузкой, транспортировкой; расходы на рекламу, включая участие в выставках, оплата услуг посреднических организаций и др.

Основными задачами БУ затрат на производство являются:

  1. учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции;
  2. своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на произ­водство и сбыт продукции;
  3. исчисление (калькулирование) фактической себестоимости продукции;
  4. контроль за экономным использованием сырья, материальных и трудовых ресур­сов;
  5. выявление резервов снижения себестоимости продукции;
  6. предоставление управленческим структурам предприятия информации, необхо­димой для управления производственными процессами и принятие ре­шений.

Классификация затрат на производство делится на следующие группы:

  1. по месту возникновения (производства, цеха, участки)
  2. по характеру производства бывают:

Основное производства – то, в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, оказываются услуги, предназначенные для реализации.

Под вспомогательными производствами понимают, которые не связаны непо­средственно с производством основной продукции, а обслуживают его .

  1. по видам расходов:

- по элементам затрат – показывают, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расхо­дов.

- по статьям затрат (калькуляции), которую можно представить в следующем виде:

* сырье и материалы;

* возвратные отходы (вычитаются);

* покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторон­ний предприятий;

* топливо и энергия на технологические цели;

* основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

* отчисления на социальные нужды;

* расходы на подготовку и освоение производства;

* общепроизводственные расходы;

* общехозяйственные расходы;

* потери от брака;

* прочие производственные расходы;

* расходы на продажу;

* полная себестоимость.

4. по способу включения – в себестоимость затраты подразделяются на:

- прямые затраты – это, те которые на основании первичных документов можно прямо и непосредственно отнести на затраты определенного вида продукции.

- накладные или косвенные – одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение, отопление, работа оборудования). Их включают в затраты при определении общей суммы по окончании месяца путем распределения.

5. в зависимости от объема производства различают:

* переменные – это такие затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства. К ним относятся затраты на материалы и оп­лату труда.

* условно-постоянными считаются затраты, величина которых не находится в пря­мой зависимости от объема производства. К ним относят расходы на освещение, отопление помещений, заработную плату производственного персонала, амортиза­ционные отчисления.

6. в зависимости от периодичности возникновения расходы делятся на:

- текущие – к ним относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществле­ния (расход сырья и материалов).

- единовременные – к ним относятся расходы на подготовку и освоение выпуска но­вых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств.