Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

       Современная система управления на предприятии  не считается эффективной, если она  на первое место не ставит "человеческий фактор". Успех любой производственной и коммерческой деятельности в первую очередь зависит от усилий трудового коллектива, профессионализма субъектов управления, их заинтересованности в результатах своего труда. Для этого в управленческой деятельности широко используется система стимулирования. Исходя из этого признака издержки предприятия подразделяются на обязательные, связанные с выполнением основных трудовых обязанностей, и поощрительные, направленные на достижение высоких качественных показателей.

       Процесс принятия управленческих решений невозможен без эффективной системы экономического анализа, позволяющей оценивать достигнутые результаты деятельности предприятия, выявлять внутренние и внешние резервы дальнейшего его развития. Для этих целей издержки группируются на фактические, прогнозные, плановые, сметные и т.д. В ходе анализа исследуется как общий объем издержек, так и образующие его отдельные элементы и статьи, т.е. структура.

       Классификация издержек в разрезе управленческих функций позволяет повысить эффективность управленческого учета, усилить его аналитичность и возможности выявления резервов повышения результативности производственной и коммерческой деятельности.  

  1. Поведение издержек по видам учета и формирования.

       Международный рынок переживает сейчас радикальную  структурную перестройку, для которой  характерны три существенных признака: глобализация (сращивание локальных рынков), стандартизация (наличие аналогичных продуктов у конкурентов) и персонификация (потребность клиентов в индивидуальном обслуживании). Изменился подход к планированию себестоимости - он начинается с установления целевой величины, в которую следует уложиться, с тем чтобы продажа продукции обеспечила не только покрытие будущих издержек, но и получение прибыли. То есть если раньше вычисляемой величиной была цена:

Стоимость товара + норма прибыли = Цена,

то  в настоящее время цена задается рынком как данность. Соответственно если предприятие хочет иметь приемлемую норму прибыли, то стоимость (издержки) становится вычисляемой величиной, в которую необходимо уложиться:

Стоимость (издержки) = Конкурентная цена – норма прибыли.

       Подобная  постановка задачи требует детального анализа издержек и, что самое главное, выяснения причин, их вызывающих, и понимания их обоснованности. В связи с этим особое значение для предприятий приобретает оптимизация издержек. Однако «оптимизация» не является аналогом слова «сокращение», как часто считают. Непроанализированное, «волевое» сокращение издержек наносит не меньший вред, чем бесконтрольные расходы. Ведь важно сокращать или ликвидировать только те расходы, которые действительно являются необоснованными.


       Серьезной проблемой существующих методов анализа прибыли и ее составляющих является отсутствие понимания связи между объемом и типом расходов и факторами, на них влияющими.

       Например, если взять работу банка, то при обычном  анализе видна только общая сумма  чистого процентного дохода, полученная от операций кредитования. Мы не знаем всех расходов, связанных с процессом выдачи кредитов, а именно: каков размер заработной платы кредитных работников; какое помещение они занимают – соответственно какова их доля в расходах на аренду; их оснащенность компьютерной техникой (доля в расходах на амортизацию); насколько велико время других подразделений (юридический отдел, служба безопасности и т.д.), которое они использовали в своей работе. В конечном итоге мы получаем набор данных, позволяющий осуществлять анализ по следующим основным направлениям:

      - продукты или группы продуктов  – при определении себестоимости  каждого отдельного продукта  или услуги менеджмент получает  возможность сравнить рентабельность  различных видов продуктов и  принять стратегическое решение о концентрации усилий на определенном направлении, о сокращении предоставления услуг на другом направлении или принятии мер по существенному сокращению издержек;

      - клиенты или группы клиентов  – только при расчете себестоимости  обслуживания клиентов или групп клиентов банк получает информацию о том, насколько прибылен тот или иной клиент, насколько результативны усилия по освоению той или иной рыночной ниши (например, работа с малыми предприятиями, физическими лицами или предприятиями определенной отрасли промышленности);

      - каналы сбыта – для банка  каналами сбыта являются отделения  и филиалы. На основании данных  о себестоимости исследуемых  каналов сбыта банк имеет объективную  информацию о развитии или  сворачивании отдельных каналов.

       В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10\99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения  обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

       Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления  и направления деятельности организации  подразделяются: на расходы по обычным видам и прочие расходы.


       Расходы по обычным видам деятельности –  это расходы, связанные с изготовлением  и продажей продукции (работ, услуг), а также с приобретением и  продажей товаров.

       Расходы по обычным видам деятельности формируются:

      - из расходов по приобретению производственных запасов;

      - по переработке материальных ресурсов для целей производства продукции;

      - по продаже продукции, работ, услуг и товаров.

       Эти расходы принимаются к учету  в сумме исчисленной в денежном выражении равной величине оплаты в денежной форме или величине кредиторской задолженности.

       Прочие  расходы включают в себя:

      - операционные;

      - внереализационные;

      - чрезвычайные.

       В соответствии с ПБУ 10\99 расходы признаются в учете при наличии следующих  условий:

      - расход производится в соответствии с контрактным договором на основании законодательства РФ;

      - должна быть определена сумма расходов;

      - должна быть уверенность в том, что в результате этой операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

       Если  не исполнено хотя бы одно из этих условий в отношении расходов предприятия, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью.

       Принципы  построения учета издержек на производство обусловлены также системой калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

       Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная  оценка используемых в процессе производства (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также  других издержек на ее производство и реализацию.

       Себестоимость продукции является одним из основных экономических показателей, характеризующий  производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

       В себестоимость продукции включаются издержки:

      - на подготовку и освоение производства;

      - связанные с производством продукции обусловленные технологией и организацией производства;

      - связанные с изобретательством и рационализаторством;

      - связанные с управлением производством;

      - на обслуживание производственного процесса и др.

       В системе управления себестоимостью продукции необходимо отметить ряд присущих ей элементов таких как: прогнозирование и планирование, нормирование издержек, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они взаимодействуют в тесной связи друг с другом.


       В начале планируемого периода- целью  которого является экономически обоснованное определение величины издержек, необходимых для выпуска продукции, на стадии проектирования той или иной продукции (работы, услуги) определяется её плановая (нормативная) себестоимость. Эта себестоимость представляет собой прогнозное значение величины издержек рассчитанных на основе нормативов издержек по каждой статье расходов.

       Фактическая (отчетная) себестоимость продукции (работ, услуг) определяется в конце  отчетного периода на основе данных  бухгалтерского учета о фактических издержках на производство

       Плановая  и фактическая себестоимость  определяются по одной методике и  по одним и тем же калькуляционным  статьям, поскольку это необходимо для сравнения  и анализа производственно-хозяйственной деятельности и разработки рациональной концепции развития предприятия в процессе изготовления изделий, выполнения работ или услуг, для анализа показателей себестоимости продукции (работ, услуг).

       По  объему учитываемых издержек различают три вида себестоимости:

      - цеховая – включает издержки на производство продукции в пределах цеха (прямые материальные издержки, т.е. издержки подлежащие прямому включению в состав производственных издержек (материалы, зарплата, за изготовление продукции, отчисления соц.страху и др.)) и используется для определения себестоимости полуфабрикатов, доли цехов в издержках на изделие, а также себестоимости окончательного внутреннего брака

      - производственная (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные расходы) и издержки вспомогательного производства, т.е. все издержки предприятия на производство продукции. Составляется она по всем статьям издержек и помогает выявить производственный результат работы предприятия (экономию или перерасход) по сравнению с принятыми нормами расходов.

      - полная (себестоимость отгруженной продукции). Этот показатель включает в себя себестоимость готовой продукции (работ, услуг), а также расходы по её реализации (сбыту), т.е. коммерческие и внепроизводственные издержки и используется для определения финансового результата (прибыли или убытка) работы предприятия после реализации продукцииДля организации бухгалтерского учета  производственных издержек большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и аналитических счетов производства и объектов калькуляции. В зависимости от объема производства все издержки предприятия можно разделить на постоянные и переменные.


        Постоянные  расходы (амортизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная  оплата труда рабочих, зарплата и  страхование административно-хозяйственного аппарата) остаются стабильными при  изменении объема производства, а переменные (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия) изменяются пропорционально объему производства продукции.   Линия издержек при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени Y = a + bx

      где Y - сумма издержек на производство продукции;

      а — абсолютная сумма постоянных расходов;

      b — ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);

      x — объем производства продукции (услуг).

       Зависимость суммы издержек от объема производства показана на рис. 6. На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат - сумма постоянных и переменных издержек. Из рисунка видно, как с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных издержек.

    

      Иное  положение показано на рис. 7, где для каждого объема производства сначала отложены точки переменных расходов на единицу продукции, а затем точки постоянных расходов. Соединив точки переменных расходов, получим прямую, параллельную оси абсцисс, а после соединения точек постоянных расходов — кривую себестоимости единицы продукции, которая при увеличении объема производства постепенно приближается к прямой переменных расходов, а при спаде производства она будет стремительно подниматься.

      Взаимосвязь объема производства и себестоимости  продукции должна учитываться при  анализе себестоимости как всего  выпуска, так и единицы продукции. 

4. Анализ учета издержек Общества с ограниченной ответственностью "Строй-комплект".

   4.1. Организационно – экономическая характеристика ООО «Строй-комплект».