Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность. На сегодняшний день одна из главных проблем в науке управления - это проблема выбора руководителем решения на производстве. Сложность принятия данного решения заключается во всесторонней оценки самим руководителем в определенной обстановке и самостоятеность принятия им одного из возможных вариантов решений. Поскольку руководитель обладает правом принимать решения, то он фактически берет на себя ответственность за их исполнение. Выбранные решения поступают в исполнительные органы, но контроль над ними реализуется и дальше. Поэтому управление организуют целенаправленным образом, то есть так, чтобы цель была известна. В системе управления обязательно должен соблюдаться
принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем выше эффективность управления. Обоснованные, оптимальные и правомочные модели решений, с ясным смыслом и конкретностью во времени - основные требования в выборе управленческого решения, приводящие к оперативности их выполнения.
Целью работы является разработка модели управленческого решения в ООО «Некст».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятие управленческого решения и методы его разработки;
- рассмотреть вопросы моделирования управленческих решений;
- провести анализ деятельности ООО «Некст»;
- выявить существующие на предприятии проблемы;
- разработать модели управленческих решений для ООО «Некст».
Объектом исследования является - общество с ограниченной ответственностью «Некст».
Предмет исследования – процесс построения модели управленческого решения.
Теоретической базой при написании данной работы послужили труды исследователей в области разработки и принятия управленческих решений, публикации в научных изданиях.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: анализ, обобщение, формально-экономический, ретроспективный, компаративный и другие.
Источником информации явились данные по ООО «Некст».
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы,
Глава 1. Теоретические аспекты построения модели
1.1.Понятие управленческого решения и методы его разработки
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения: реализация решения.
Поиск, сбор и обработку информации выявляются и формируются на стадии подготовки управленческого решения, когда проводится экономический анализ ситуации[1].
На стадии принятия решения разрабатывается оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных
расчетов: осуществляется выбор и принятие наилучшего решения: отбор критериев выбора оптимального решения.
На стадии реализации решения принимают меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, контролируется ход его выполнения, вносятся необходимые коррективы и оценивается полученный результат. Любое решение по управлению приводит к своему логическому результату, поэтому важно нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые способствуют достижению оптимального результата в конкретных условиях[2].
В обязанности руководителя входит постоянное изучение поступающей информации по подготовки и принятию управленческих решений, которые согласовываются на всех уровнях внутрифирменного управления[3].
Человек в силу своих возможностей не в состоянии переработать всю информация, необходимую для того, чтобы выработать эффективные управленческие решения. Именно современное крупномасштабное производство из-за трудностей в управлении вынуждено использовать электронно-вычислительную технику, разрабатывать автоматизированные системы управления[4]. Все это требует создания нового математического аппарата и экономико-математических методов управления[5].
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
1) метод, основанный на интуиции управляющего. Она обусловлена наличием у управляющего ранее накопленного опыта и неких знаний в
конкретной области деятельности, что способствует выбору и принятию правильного решения[6];
2) метод, основанных на понятии «здравого смысла». Принимая решение, управляющий пытается обосновать их последовательными доказательствами, содержание которых обусловлено его накопленным практическим опытом;
3) метод, основанный на научно-практическом подходе. Он предполагает выбор наиболее оптимальных решений на основе переработки большого объема информации, способствует обоснованию принимаемых решения[7]. Этот метод применяется при использовании современным технических средств и, в первую очередь, электронно-вычислительной техники[8].
Особенностью использования связей в принятии горизонтальных решений без обращения к высшему руководству является не только быстрое принятие решений, но повышенная ответственность за выполнение принятых решений. Например, в американских фирмах руководители разных уровней могут осуществлять непосредственные контакты с внешними партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями. Последние могут получать информацию о ситуации на рынке и в соответствии с этим принимать решения, способствующие адаптации к изменениям. Традиции и обычаи разных стран оказывают влияние на практику принятия управленческих решений[9].
Американский менеджер характеризуется индивидуализмом в принятии решений. Индивидуализм управления в определенной степени предопределяет западноевропейский тип. Ему свойственна индивидуальная предприимчивость в достижении лидерства[10]. Для стимулирования исполнения работы с максимальной ответственностью американский менеджмент применяет индивидуальный подход к работнику. Такой подход предполагает следующее: «управляющий должен знать каждого работника в лицо». Таким образом, на первый план встает задача постоянной работы с персоналом, а также возникает необходимость при выдвижении кадров ориентироваться по профессиональным навыкам и инициативности работников[11].
Важнейшими областями принятия решений являются определение политики капиталовложений и внедрения новой продукции. В области капиталовложений США предполагает проведение предварительных расчетов окупаемости и эффективности принятых решении. Чтобы увеличить капитал фирмы следует следующей формуле: если окупаемость или эффективность капиталовложений ожидается выше нуля, то инвестиции рациональны[12].
Особое внимание уделяется при учете результатов анализа окупаемости и эффективности альтернативных вариантов инвестирования, когда из представленных выбирают вариант с высшим показателем.
Технология менеджмента имеет механизм:
1) общее руководство принятия;
2) правила принятия решений;
3) планы в принятии решений;
4) принятие двусторонних решений руководителем;
5) целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях);
6) матричный тип взаимодействия[13].
Общее руководство в принятии решений, его правила и планы обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления. Индивидуальное взаимодействие руководителей одного уровня и групповое взаимодействие (целевые группы) руководителей разных уровней в принятие двусторонних решений, а также матричный тип взаимодействия в общей сложности представляют горизонтальную связь в координации принимаемых решений[14].
В зависимости от сложности принимаемых решений и возможностями их реализации фирма выбирает механизм взаимодействия в менеджменте.
Общее руководство принятием решений характерно для принятия решений одним (общим) руководителем, который находится в подчинении вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархическая система по линейным должностям. Каждый руководитель ответственен перед своим непосредственным руководителем. Такой механизм в принятии решений характерен для американского менеджмента[15].
В американских фирмах линейные руководители получают право распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами, направленными на получение планируемых результатов. Необходимое условие - равенство прав и ответственности. Руководители функциональных подразделений оказывают помощь линейным руководителям в качестве экспертов и отчитываются перед ними[16]. Общий руководитель до принятия решения обычно принимает
предложения и выслушивает мнение не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые обычно высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюзы[17].
Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Они поднимают такие вопросы, как определение пели и характера деятельности фирмы, ее отношение с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Данные правила определяют владельцев фирмы их права и ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители имеют право распоряжаться финансовыми средствами фирмы[18].
1.2. Моделирование управленческих решений
На сегодняшний день в мире имеется неисчислимое множество разнообразных фирм, предприятий, организаций, учреждений, отличающихся по специфике деятельности, структуре, налогообложению, внутренним правилам и многим другим параметрам. Все они по-своему исключительны, и для понимания их общей природы, функционирования, развития, управления ими, менеджеры используют моделирование - построение облегченного образа объекта для его исследования в процессе проведения опытов с этим образом[19].
Вследствие того, что модель имеет более простую и чёткую структуру, чем исследуемый объект, менеджер получает шанс лучше разобраться в интересующей его ситуации и придти единственно верному решению[20].
При построении модели необходимо руководствоваться следующими принципами: модель должна быть адекватной — максимально приближенной к объекту; а также полной, чтобы можно было исследовать и сам объект.
Несомненными преимуществами в применении моделей вместо непосредственного влияния на объект являются: наилучшее его понимание в результате примитивизации, возможность экспериментировать над моделью, проверить различные варианты решения вопроса, как существующего изданный момент, так и гипотетического[21].
Рассмотрим три основополагающих типа моделей.
Физическая (описательная) модель — увеличенное или уменьшенное подобие объекта, например, макет самолёта, план здания.
Аналоговая модель - отображает нужный объект сходно реальному объекту, при этом выглядит отлично от него, например, это различные схемы.
Символьная модель - модель, выполненная символами, ярким примером символьной модели является уравнение.
Это не полный перечень моделей, имеются также модели управляемые и прогнозные, непрерывные и дискретные, статистические и динамические.
Моделирование - это процесс, в котором можно выделить определённые стадии: постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели[22].
Постановка задачи — один из самых главных этапов, способный послужить гарантией верному разрешению рассматриваемой ситуации. Правильные исходные данные (определение задачи) дают больше шансов придти к верному решению, поскольку неверная постановка задачи изначально не может привести к верному решению[23].