Файл: Особенности политики мотивации персонала корпораций (Особенности отбора персона на основе законодательной базы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К иностранным инвесторам относится крупнейший лондонский банк. Так, на Лондонской фондовой бирже котируются американские депозитные расписки, то есть АДР, которые допущены к торгам на внебиржевом рынке Соединенных Штатов и Франкфуртской фондовой бирже [1].

В июне 2002 года годовым Общим собранием Сбербанка согласно Кодексу корпоративного управления установлены принципы управления Сбербанком. Органы банка формируются согласно Уставу данного банка, а также законодательству Российской Федерации.

Современная система Сбербанка не имеет ничего общего со сберегательными кассами, утвержденными императором, причем данные функции он больше не выполняет.

Однако, следует заметить, что Сбербанк меняется с сильной скоростью, что можно сказать из сравнения банковской системы и структуры в начале 2000 лет и в данное время.

Именно статус крупнейшего и старейшего банка России позволяют ему оставаться главным в экономической системе России, а также следить за технологическими и финансовыми переменами в обществе.

В данный момент банк является источником дохода каждой 150-й российской семьи.

По состоянию на 2014 год 29,4% совокупных банковских активов приходятся по общему объему активов на долю российского банковского сектора, что говорит о немаловажной позиции банка на мировой арене [1].

Он занимает крупнейшую долю на рынке вкладов, являясь основным кредитором в экономической системы России. Так, 46,4% вкладов населения, 33,9% кредитов юридических лиц и 34,7% кредитов физических лиц приходятся на долю Сбербанка России.

В данный момент Сбербанк России включает в себя 16 территориальных банков, которые расположены на 11 часовых поясах в 83 субъектах РФ, представляя собой 17 тыс. отделений по всей России.

Больше половины населения России, а именно, по состоянию на конец 2015 года, 110 млн. человек являются клиентами Сбербанка, причем 11 млн. человек пользуются услугами банка за рубежом [3].

Как и многие другие банки Сбербанк обладает широким спектром услуг, начиная от обычных видов кредитования и депозитов, и заканчивая брокерскими услугами, банковским страхованием, денежными переводами и банковскими картами.

Он находится и в 10 странах Восточной и Центральной Европы, например бывший Volksbank International и Sberbank Europe AG, а также в Турции, как DenizBank.

Сделка, касающаяся покупки DenizBank была закончена в сентябре 2012 года, после чего стала самым крупным приобретением банка за последние 170 лет его существования вообще.

Среди банков Восточной и Центральной Европы Сбербанк в 2014 году занял первое место.


Причем в 2014 году банк входит в «ТОП 1000 банков мира», занимая в нем 33 место, что говорит о высоком уровне и влиянии российского банка.

Журналом «The Banker», который составлял данный рейтинг, был признан лучшим онлайн банкингом Sberbank Online, представленной в данных частях Европы. По итогам исследования 2015 года, проведенными журналом Global Finance, российский банк был признан лучшим банком России.

Такой статус банка не позволяет ему иметь плохое обслуживание, поэтому руководство делает все возможное, чтобы повысить мотивацию сотрудников к выполнению своих должностных обязанностей.

3.2 Система мотивации персонала. Оценка эффективности трудовой деятельности сотрудников

Существенные изменения во всей системе Сбербанка произошли в 2015 году, причем в основном эти изменения касаются работы с персоналом. Следует заметить, что многие изменения были основаны на достижениях зарубежных специалистов.

Была введена система профильных компетенций, заключающаяся в формировании навыков, которые помогают сотрудникам справляться с конфликтными ситуациями. Начинается формирование конкретной модели под каждую должность, то есть появляются наглядные представления о необходимых действиях для продвижения по карьерной лестнице. Следовательно, создается стимул для сотрудников, занимающих низкие должности.

В свою очередь это привело к созданию различных технологий обучения и повышения квалификации сотрудников, которые можно освоить дистанционно или на специальных курсах.

В банке создается система массовой оценки персонала, вертикальных лифтов и объективных критериев для получения высшей должности, приведшая к созданию особой системы мотивации. Создана база данных сотрудников, которая необходима для поощрения сотрудников, обладающих более высоким потенциалом.

Отделения Сбербанка являются одними из немногих организаций, которые нанимают специалистов для исследования мотивации сотрудников. Например, если персоналу не хватает времени на обед, то есть мотивация закреплена на физиологическом уровне, то при установке кондиционеров и кожаных кресел в помещении сотрудники не будут работать лучше.

На Западе в банковской области прочно закрепилось понятие, отражающее эффективность работы персонала, KPI – key performance indicators. Эти показатели необходимы для оценки работы персонала, выполняемых функций управленческим звеном и действенностью данных функций.


В Сбербанке также внедрена данная система выявления эффективность, причем она необходима для того, чтобы персонал мог наглядно видеть динамику своего развития и результативность действий.

С помощью системы KPI повышается эффективность работы банка и его конкурентоспособность, так как она выявляет проблемы в работе персонала и своевременно их устраняет. Например, с помощью данной системы выявляется уровень знания английского языка, как «уровень знания не ниже…», эффективность привлечения клиентов «количество новых клиентов не меньше…». Основным достоинством такой системы является то, что поощрения сотрудника зависят напрямую от выполнения их личных показателей.

Сбербанк перешел на данную систему в 2011 году, однако она применяется для членов Правления. Президент Сбербанка, Герман Греф, говорит о том, что выполнение личного KPI показывает способность сотрудника к исполнению профессионального KPI. Какой самый главный и ключевой KPI неизвестно, однако Герман Оскарович назвал два других показателя [2]:

  • Здоровый образ жизни и потеря веса;
  • Минимум 12 книг в год для прочтения.

Сам же президент Сбербанка прочитает по 60 книг в год, увеличивая тем самым свой личный показатель. В 2013 году был введен KPI, выявляющий уровень владения английского языка, а также марафон, предполагающий определенное количество километров, которые должны пробегать сотрудники.

Залогом успеха Сбербанка является личный рост и развитие его сотрудников. Система мотивации, введенная Сбербанком, направлена на объединение сотрудников, создавая корпоративную силу и показывая принадлежность каждого к единой системе банка. В данном случае применяется норма к внешнему виду сотрудника, а именно наличие зеленого шарфа на шее с эмблемой Сбербанка.

На различные праздники Сбербанк вручает своим сотрудникам медали, благодарности, грамоты, знаки «Отличника Сбербанка». Например, масштабное празднование проводилось в Хабаровском крае во время празднования 170-летия банка. На нем каждому сотруднику были вручены награды за службу банку. С. Мальцев, руководитель офиса «Сбербанк России» говорит о том, что выгода в 2014 году составила 13 млрд. рублей за что следует благодарить сотрудников банка.

12 ноября считается официальным днем работника Сбербанка, закрепленный в календаре. В этот день Сбербанк дарит своим сотрудникам подарки и выражает благодарность за высокий уровень профессионализма каждого.

С 2014 года введена система мотивации, которая предполагает участие сотрудников в жизни банка. То есть персонал может предлагать концептуальные идеи, направленные на совершенствование работы банка.


За отличную идею, которую можно затем реализовать, банк выплатит сотруднику 10% от экономического эффекта его идеи. Например, если сотрудник наше идею, направленную на экономию 5 млн. рублей, то он получит премию в размере 500 тыс. рублей [2].

Видно, что такой прием является достаточно эффективной мотивацией, направленной на повышение эффективности работы персонала банка.

Следовательно, мотивация является движущей силой банка и залогом его успеха. Однако, средства мотивации, как материальные, так и нематериальные, должны быть хорошо продуманы, что позволит достичь максимального успеха от работы персонала.

Надбавка к заработной плате, как мотивирующий прием, давно не является столь эффективной, поэтому необходимо использовать именно методы, описанные выше.

Выяснено, что мотивация персонала представляет собой базовую составляющую системы управления. Следует заметить, что цели мотивации зависят в прямом смысле от стратегии и миссии организации, взаимоотношений между членами коллективами, руководящими и обычными сотрудниками.

Мотивация сотрудников зависит о многих факторов, к которым также относятся события, происходящие внутри организации, так и вне ее, например, личные установки и жизненные принципы сотрудников. Именно поэтому Сбербанк стремится применять методы работы, направленные на формирование одинаковых устоев и качеств у всего персонала.

Несомненно, на мотивацию сотрудников влияет социальные статус Сбербанка России и его положение в экономической системе России. Так в 2009 году банк занял 4 место в рейтинге работодателей РБК «Топ-50 работодателей мечты для молодых специалистов». Такое вхождение банка в первую десятку означало его годовой прогресс, о чем постоянно упоминалось в работе банка в дальнейшем.

Была разработана программа до 2014 года, направленная на повышение конкурентоспособности и эффективности банка, заключающаяся в формировании мотивации персонала.

С 2008 года вводится программа развития персонала, называемая производственной структурой Сбербанка, которая нацелена на формирование мотивации [1].

Целью данной программы являются следующие:

  • увеличить заинтересованность сотрудников в достижении результата;
  • повысить мотивацию сотрудников путем нематериального стимулирования;
  • повысить удовлетворенность сотрудников от работы.

Основными методами стимулирования являются материальные выплаты сотрудникам. Помимо гарантированной оплаты сотрудникам выплачиваются достаточно большие премии, получение которых возможно различными способами, описанными ранее.


Должностные оклады устанавливаются согласно квалификации и должности. Премии выплачиваются каждый месяц и квартал с целью повышения мотивации к выполнению своих обязанностей.

Сотрудникам, которые проработали в организации целый календарный полный год, выплачивается премия за выслугу лет. Выплаты предоставляются в связи с похоронами и тяжелыми материальными условиями.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что материальные вознаграждения и выплаты являются популярными в банковской системе и стимулируют сотрудников к выполнению обязанностей.

Постоянное обучение также предполагает повышение эффективности, так как после него совершаются кадровые перестановки.

Однако, Сбербанк России устанавливает не только положительнее мотивирующие приемы, но и накладывает различные взыскания, штрафы, выговоры и увольнения за несоблюдения производственной дисциплины. Причем административная мотивация реализуется в банке крайне хорошо.

Вернемся еще раз к оплате труда, она является главной мотивацией, соединяющей руководителя и сотрудника.

Система оплаты труда, как мотивирующий прием, включает в себя следующие задачи [2]:

  • Заинтересованность работника в выполнении плановых заданий, для достижения высокого конечного показателя деятельности филиала;
  • Повышение интенсивности труда работника;
  • Предупреждение отклонений в работе персонала, связанных с отношением к выполнению служебных обязанностей и регламента предприятия;
  • Контроль и оценка деятельности сотрудника.

Материальное вознаграждение является мотивирующим средством, согласно опросу, проведенному ВСП. Современные сотрудники говорят о неудовлетворенности заработной платой и системой оплаты, несмотря на такое большое количество положительных способов мотивации сотрудников.

Однако, хорошо развито не материальное стимулирование, которое реализуется лишь на словах и в приказах, а моральная мотивация, заключающаяся в присвоении наград и медалей, благодарственных писем, грамот, льготных путевок, подарков на новый год для детей сотрудников.

Что касается данного вида мотивации, то она применяется не только в Сбербанке России, но и во всех других организациях. Причем часто получение путевки и подарка на новый год затруднено, так как предполагает выполнение большого числа различных условий.

Например, в популярном McDonalds существует поощрение в виде присвоения звания лучшего работника месяца, за что действительно выплачивается премия. Причем звание держится один месяц, затем его снова надо доказывать. В Сбербанке такой системы на практике нет.