Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Анализ эффективности управления УПФР в Нижнеилимском районе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Стратегия функционирования и развития любого предприятия невозможна без персонала. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.

Работа с кадрами является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. В настоящее время выигрывает и преуспевает предприятие, четко организованное, с грамотным, преданным и дисциплинированным персоналом, умеющим быстро перестраиваться и переучиваться. Поэтому каждый руководитель любого предприятия, независимо от уровня профессиональной подготовки и знаний, ученой степени и практического опыта, должен владеть наукой управления, умением управлять своим персоналом.

Особый интерес представляют выработка кадровой политики и корпоративной культуры предприятия, поскольку эти вопросы, направлены на создание коллектива, способного к творческому поиску наиболее верных эффективных решений, совершенных методов, приемов в работе. Интересной является и проблема субъекта управления, потому что именно руководитель вырабатывает и задает алгоритм всей работы с кадрами, определяет ее стратегию и тактику.

В настоящее время, ни один дальновидный руководитель не сомневается, что для развития экономики предприятия нужна не только материально-техническая база, но и высокопрофессиональный персонал. Это обусловлено тем, что современный этап развития экономики страны выдвигает новые задачи в области повышения эффективности производства, решения социальных вопросов, организации труда, а также повышения качества жизни населения, которые невозможно решить без наличия высокопрофессиональных кадров.

Актуальность рассмотренной в курсовой работе темы обусловлена необходимостью грамотного комплектования штатов организации, поскольку вопросы кадрового обеспечения являются ключевым моментом в оценке организации. И действительно именно от квалификации и опыта персонала организации, социально-психологического климата в коллективе, изобретательности отдельных сотрудников зависит качество работы, эффективность принимаемых управленческих решений, а, следовательно, и конечные результаты деятельности предприятия.

Объектом исследования является Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе (далее по тексту УПФР в Нижнеилимском районе).


Предмет исследования – стратегия управления персоналом на примере УПФР в Нижнеилимском районе.

Целью данной работы является изучение кадровой стратегии управления персоналом бюджетной сферы на примере УПФР в Нижнеилимском районе, а также разработка предложений по ее совершенствованию.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность и значение управления персоналом организации;

- исследовать основные направления управления персоналом в организации;

- изучить стратегические цели управления персоналом организации;

- проанализировать состав и структуру персонала УПФР в Нижнеилимском районе;

- проанализировать стратегию управления кадровой работой в УПФР в Нижнеилимском районе;

- дать рекомендации по совершенствованию управлению кадровой работой в УПФР в Нижнеилимском районе.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

1.1 Сущность, принципы, особенности управления персоналом организации

Управление персоналом организации - это целенаправленная деятельность, которая предполагает определение основных направлений работы с персоналом и средств, форм и методов управления[1].

Управление персоналом является одной из важнейших составляющих общей стратегии управления предприятием.

Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности: планирование всех ресурсов, набор и отбор персонала, определение заработной платы и компенсаций, профориентация и адаптация, обучение, оценка трудовой деятельности, повышение, понижение, перевод, увольнение, подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе, трудовые отношения, занятость[2].

Система управления персоналом состоит из ряда стадий, такие как формирование, использование, стабилизацию и управление (рисунок 1.1).


Рис. 1.1 - Стадии системы управления персоналом

Формирование персонала организации – это основополагающая стадия, в процессе которой формируется основа его инновационного потенциала и перспективы дальнейшего развития[3].

От своевременного решения социальных, экономических и организационных проблем во многом зависит эффективная деятельность.

Рассматривая процесс управления персоналом как комплекс, можно выделить главные элементы, реализующие такие функции:

1. Организационную: планирование источников комплектования кадрами; информированность населения о наборе кадров и сроках набора;

2. Социально-экономическую: ряд условий, определяющих использование персонала; формирование учебно-материальной базы[4].

Далее отметим, что кадры представляют собой и объект, и цель кадровой политики, реализация которой предполагает формирование, распределение и рациональное использование квалифицированных работников, занятых в производственных и непроизводственных отраслях общественного производства, то есть собственно кадров[5].

В настоящее время преобладает понимание того, что персонал — это значимый ресурс, источник капитала организации, поэтому его целесообразно увеличивать, нужно инвестировать в него для того, чтобы в итоге получить прибавочную стоимость[6].

Основным показателем эффективности системы управления персоналом являются не только высокие результаты в производстве, а такие показатели как социальная защищенность человека, климат в коллективе, комфортные условия труда и возможность реализовать себя как личность, что в итоге составляет высокое качество жизни[7].

Оценка эффективности управления персоналом – это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами деятельности управления персоналом и для соотнесения их результатов с итогами базового периода, с показателями конкурентов и с целями предприятия[8].

Принято оценивать не столько вклад управления персоналом в эффективность производства, сколько качественное влияние его на эту эффективность. Многие теоретики склоняются к тому, что эффективность управления персоналом оценивается ее вкладом в достижение целей организации.


Если персонал использует свой потенциал полностью, реализует стоящие перед организацией цели, управление персоналом эффективно.

Таким образом, в заключении сформулируем следующие выводы:

Понятие «управление персоналом» имеет два основных аспекта - функциональный и организационный.

В функциональном отношении под управлением персоналом подразумеваются следующие важнейшие элементы:

• определение общей стратегии;

• планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;

• привлечение, отбор и оценка персонала;

• повышение квалификации персонала и его переподготовка;

• система продвижения по службе (управление карьерой);

• высвобождение персонала;

• построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда;

• политика заработной платы и социальных услуг;

• управление затратами на персонал.

В организационном отношении управление персоналом охватывает всех работников и все структурные подразделения на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом.

1.2 Современные подходы к управлению персоналом

Важной составляющей предприятий и организаций является персонал. Персоналом организации называют личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников[9].

Каждый руководитель должен уметь направлять в правильное русло свой коллектив для достижения больших результатов в своей деятельности.

Управление персоналом или Human Recourses-менеджмент – это раздел знаний (теория) и прикладной деятельности (практика), который направлен на снабжение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное его использование[10].

Существует большое количество подходов к управлению персоналом. Основные подходы будут представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Современные подходы к управлению персоналом

Подход

Концепция управления персоналом

Место подготовки людей на предприятии

Основные задачи управления

персоналом

Экономический

Использования

трудовых

ресурсов

техническая (в общем случае инструментальная, т. е. направленная на овладение трудовыми приемами)

Отбор способных работников, стимулирование, нормирование труда

Органический

Управление персоналом; управление человеческими

ресурсами

подбор работников, планирование карьеры значимых для организации фигур, оценку работников управленческого аппарата, повышение квалификации

Изучение специфики потребностей, разработка различных программ, обучение персонала

Гуманистический

Управление

человеком

работники предприятия должны быть интегрированы в существующей системе ценностей, а также должны быть чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и

деятельности

Адаптация, развитие культуры

организации


Кроме широкого толкования смысла подходов, есть и узкое. Например, компетентностный подход в управлении персоналом.

Некоторые предприятия в настоящее время стремятся внедрить новый для нашей страны процессный подход к управлению персоналом. В основе этого подхода лежит взгляд на предприятие как на совокупность ключевых бизнес-процессов, а не функциональных подразделений. Основное внимание здесь уделяется процессам, которые объединяют отдельные функции и направлены на достижение конечного результата бизнеса в целом, а не конкретной структурной единицы. Следовательно, процессы, связанные с управлением персоналом, не локализованы в рамках службы по управлению человеческими ресурсами, а являются сквозными: проходят через всю организацию, в них активно участвуют как специалисты по персоналу, так и владельцы самих бизнес-процессов – руководители подразделений[11].

Следует подчеркнуть ряд специфических особенностей, присущих процессу управления человеческими ресурсами, а именно:

1. Деятельность по данному процессу не ограничивается только обеспечением всех процессов организации персоналом, а включает и последующее поддержание и развитие данного ресурса.

2. Процесс управления человеческими ресурсами не является процессом, реализуемым исключительно службой по персоналу. В нем участвуют и непосредственные руководители, и функциональные службы (подразделения), в связи с чем важно достаточно точно определить состав участников, сферы ответственности всех участников и организовать взаимодействие всех участников процесса.

3. Результаты деятельности по процессу управления человеческими ресурсами в конечном счете выражаются не в соответствии установленным требованиям по выделенным характеристикам, хотя это безусловно необходимо, а в обеспечении необходимого количества и качества труда[12].

В заключение отметим, что проектный подход, как правило, реализуется совместно с процессным, особенно это важно для эффективной деятельности автономных продуктовых команд.

Каждый подход важен и нужен при управлении персоналом в организации, так как без механизма управления и самого человека ни один руководитель не добьется больших результатов в своей компании. При выборе состава персонала руководитель четко должен знать какую цель преследует его фирма.