Файл: Доходы федерального бюджета, пути их роста (Проблемы и возможности развития бюджетной системы РФ в части поступления доходов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Описывая экономическую сущность категории «бюджетные доходы», необходимо обратить внимание на то, что, с одной стороны, они являются результатом распределения стоимости ВВП между различными участниками процесса воспроизводства, а с другой – объектом распределения стоимости, сосредоточенной в руках государства [26].

Государственные доходы (доходы государственного бюджета) представляют собой совокупность валютных отношений, которые формируются между государством, отдельными лицами и юридическими лицами в процессе добычи и накопления части стоимости ВВП в Национальном фонде (бюджете) для последующего использования этих средств, то есть для выполнения государственных функций [19, с.81].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «бюджетные доходы» в его содержании сравнивается с понятием «государственные поступления». Следует также учитывать, что часть средств направляется государству за пределами бюджета, другим финансовым учреждениям (например, в форме государственных кредитов, государственному страхованию и т. д.). То есть бюджетные отношения по формированию доходов бюджета весьма широки.

1.2. Классификация доходов бюджета

В п. 23 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса России доходы бюджета интерпретируются как все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством России (включая трансферты, собственные поступления бюджетных учреждений) [2]. В ч. 1 ст. 9 этого же Кодекса законодатель приводит следующую классификацию доходов бюджета:

а) налоговые поступления

б) неналоговые поступления,

в) доходы от операций с капиталом,

г) трансферты [2].

В то же время в других частях этой статьи содержится краткое определение элементов классификации доходов. Налоговые поступления учитываются в соответствии с налоговым законодательством России – это обязательные платежи.

Открытый перечень неналоговых поступлений установлен ч. 3 ст. 9 Бюджетного кодекса России, а именно:

a) доходы от собственности и платных услуг;

б) административные расходы и платежи, поступления от некоммерческой экономической деятельности;

в) другие неналоговые поступления.

В части четвертой 9 статьи БК РФ [2] трансферты толкуются как средства, полученные от других государственных органов власти бесплатно и безотзывно.


Как можно видеть, законодатель не учитывал какой-либо важный элемент классификации бюджетных доходов, как доход, полученный от операций с капиталом. С учетом вышеизложенного непонятно, что представляет собой такой тип бюджетных поступлений. В такой ситуации необходимо ссылаться на бюджетную классификацию в единую систематизированную группу доходов, расходов, кредитов, финансирования бюджета, долга в соответствии с законодательством России и международными стандартами [3; 4].

Так, бюджетная классификация, утвержденная постановлением Минфина России от 01.07.2013 г. [4], определить, какие платежи относятся к:

а) налоговым поступлениям,

б) налоговых поступлениях,

в) доходов от операций с капиталом.

Сейчас доходы от операций с капиталом сосредотачивают:

- выручке от продажи основного капитала (средства от продажи имущества и товаров, полученных государством или субъектом в порядке наследования или дарения, бесхозное имущество, находки), а также денежные ценности и деньги, владельцы которых неизвестны;

- поступления доходов от отчуждения имущества, принадлежащего субъектам, и имущества муниципального хозяйства;

- поступления от продажи запасов государственного имущества (материальные ценности государственного резерва и материальные ценности, разрозненные от мобилизационного резерва));

- доходы от продажи земли и нематериальных активов;

- налоги на финансовые операции и капитал [26].

Подчеркнем, что отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации определения структуры «доход от операций с капиталом» в качестве важного элемента классификации бюджетных поступлений является существенным недостатком, который необходимо устранить.

Необходимо учитывать, что традиционно классификацией является распределение некоторых объектов по типам, классам на основе качеств, присущих рассматриваемым объектам [26], то есть этот процесс происходит с соответствующими фактическими критериями. В то же время, согласно содержанию статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, мы пришли к выводу, что законодатель не влияет на какие-либо конкретные критерии распределения бюджетных доходов, что является нелогичным. Тот факт, что бюджет представляет собой специальный фонд, с помощью которого возможно выполнение задач и функций, возложенных на государственные органы власти и органы местного самоуправления. Поэтому формирование бюджетных доходов различных уровней имеет большое значение.


Налоговые поступления занимают центральное место в системе бюджетных доходов (как государственных, так и местных). По словам Денисова О.А., этот вид доходов и налоговых методов сбора доходов распространенный в общей системе отношений [10, с.75]. Ученый отмечает, что дифференциация налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы должно учитывать наличие таких принципов:

1) Чем больше налоговых поступлений зависит от экономической ситуации, тем выше уровень бюджетной системы, которая присваивается соответствующего налога, и наоборот, если налоговая база стабильная, налог следует отнести к самого низкого звена бюджетной системы;

2) соответствующие налоги должны использоваться совместно органами власти на различных уровнях (принцип объема налоговой базы). Соблюдение этого принципа способствовало бы исключению искусственных регионов из списка оборотных средств, с тем чтобы уменьшить движение ротации между уровнями бюджетной системы [10, с.76].

Налоговые платежи, которые составляют значительную часть доходов бюджетов, в основном дифференцированы. Несмотря на общую цель (выделение средств с соответствующими ресурсами) и аналогичный правовой характер, между этими платежами существуют значительные различия. Это основа для формирования некоторых режимов безопасности, а также особенности законодательного закрепления налогов, сборов и других налоговых платежей. Сравнительный анализ типов этих обязательных платежей основан на правовом характере долга, который определяет порядок их уплаты, который, в свою очередь, имеет выраженный общественный характер. Еще один исследователь Истомина Н.А. в то же время подчеркнула, что налоги, в отличие от налогов и доходов поместья, знаков различия и монополий называются всеми постоянными и юридическими обязанностями государства со своими гражданами, которые взимаются для покрытия государственных расходов. Исходя из вышеизложенного определения термин «налоговые поступления» включает в себя все налоги и налоги; он по-прежнему действует как платеж за соответствующие услуги или в соответствии с законом [13, с.44].

Ермакова Е.А. предлагает распределить доходы следующим образом:

а) государство получает от самостоятельной экономической деятельности и

б) государство получает граждан [11, с.34].

Первый вид доходов имеет механический характер, которые государство получает по тем же причинам, что и отдельные лица. Эти доходы представляют собой прототип налоговых поступлений в современной бюджетной системе и включают поступления от использования государственной собственности (земли, леса, государственных предприятий), таможенные пошлины, таможенные пошлины (предприятия, которые содержали главным образом для общественных благ, а не для доходов, например, почты).


Второй тип дохода называется органическим. Их государство получило в результате налогообложения, то есть через прямые и косвенные налоги. Органический доход бюджета направлялись государством в силу его права, в то время как механические формировались только в результате осуществления экономической деятельности [12, с.96]. Как можно, эта классификация является прототипом современного разделения налоговых и налоговых доходов.

Таким образом, не существует единого подхода к классификации доходов бюджета. Разделение доходов бюджета на типы и виды зависит от целей деления и подходов к пониманию сущности доходов бюджета.

1.3. Механизм формирования доходов бюджета

Источники формирования доходной части государственного бюджета являются важным показателем эффективности работы бюджетной системы страны и ее органов власти, а следовательно оптимальная структура доходов является не только желанной, но и необходимой. Структурная оптимизация доходов бюджета в значительной степени зависит от факторов, которые являются уникальными для определенной страны, что теоретически маловероятно существование единой универсальной структуры доходов государственного бюджета, которая в полной мере удовлетворяла бы потребности бюджетного механизма любого государства [6, с.16].

Согласно принципам формирования доходов, органы государственной власти должны оставлять за собой полномочия в следующих сферах:

1) полномочия в сфере формирования экономической, финансовой и ценовой политики на общегосударственном уровне;

2) полномочия в сфере национальной безопасности;

3) полномочия в сфере таможенного контроля;

4) полномочия при формировании общегосударственных стратегий [21, с.119].

Налоговая политика является одной из базисных экономических систем государства в рамках формирования доходов бюджета. Путем получения налоговых платежей государство получает возможность распределить финансовые ресурсы на различные участки экономического и социального развития. Поэтому главной задачей правительства является разработка и внедрение налоговой политики, которая будет стимулировать экономический рост страны и повышение благосостояния ее населения. Формирование эффективной налоговой системы и политики ее реализации – важная экономическая проблема общегосударственного значения. Основными недостатками, присущими налоговой системе России, является большое налоговое бремя, сложность и непрозрачность налогового регулирования; высокие административные издержки при сборе налогов.


Оптимизацию структуры доходной части бюджета можно рассматривать как минимум с двух сторон. Во-первых, оптимизация предполагает максимизацию налоговых поступлений в бюджет, поскольку при прочих равных условиях государство заинтересовано в получении дополнительных финансовых ресурсов для более эффективного перераспределения ВВП и обеспечения социальных гарантий. Во-вторых, оптимизацию предусматривает минимизацию социальной несправедливости.

Таким образом, для увеличения доходной базы местных бюджетов необходимо расширить полномочия органов местного самоуправления по следующим направлениям:

1) полномочия в сфере социально-экономического и культурного развития, планирования и учета;

2) полномочия по управлению коммунальной собственностью;

3) полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи [8, с.213];

4) полномочия в сфере здравоохранения, культуры, образования, физического воспитания и спорта;

5) полномочия в сфере регулирования земельных отношений и охраны окружающей среды;

6) полномочия в социальной сфере защиты населения.

При передаче вышеуказанных полномочий за государством остается обязанность осуществления стандарта и контроля по этим направлениям. Кроме этого, модель предусматривает закрепление за каждым направлением конкретное налоговое источник. В результате передачи государством полномочий местному самоуправлению в различных сферах ожидается увеличение социального и экономического эффекта.

Глава 2. Управление доходами бюджета Российской Федерации

2.1. Общие характеристики системы управления доходами бюджета

В России по структуре бюджетная система состоит из федерального бюджета и бюджета административно-территориальных единиц, а именно: бюджетов: областных, районных, городских, поселковых и сельских. Все они имеют две части: доходы и расходы. Каждый бюджет имеет собственные источники доходов. Источниками доходов государственного бюджета являются налог на прибыль предприятий, объединений и организаций; налог на добавленную стоимость; акцизные сборы; доходы от внешнеэкономической деятельности; налог с доходов физических лиц и другие, которые определяются законодательными актами [1-4].