Файл: Доходы федерального бюджета, пути их роста (Проблемы и возможности развития бюджетной системы РФ в части поступления доходов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, политика развития экономики страны в направлении формирования благоприятного фискального пространства должна сохранить высокую динамику, и быть дополнена новыми заданиями. С учетом актуализации новых негативных тенденций, и основе анализа текущих недостатков фискального пространства в регионе, целесообразным является реализация следующих мероприятий.

1. Сокращение количества налоговых стимулов в обмен на усиление их эффективности. Налоговые стимулы – это потенциально наиболее действенный инструмент стимулирования предпринимательской деятельности, который способен частично снизить деструктивное влияние комплекса институциональных проблем. Это обусловлено тем, что налоговый стимул непосредственно влияет на норму прибыли. Инвестору сложно спрогнозировать, какой эффект на финансовые результаты совершат, например, проблемы с судебной системой в какой-то стране, однако инвестор всегда четко может рассчитать, какой объем налоговых стимулов он может получить, если примет решение о локализации в ней инвестиций.

Система фискальных стимулов на уровне региона должна быть направлена на реализацию таких региональных экономических задач:

- модернизация производственных фондов и внедрения новейших технологий на региональных предприятиях – так, в целом износ основных фондов составлял на конец 2016 года 20,9% [25];

- увеличение инвестиций в инновации и НИОКР, повышающих конкурентоспособность региональных товаров, что является приоритетным направлением развития экономики РФ;

- внедрение энергоэффективных мероприятий, позволяющих уменьшить и рационализировать потребление энергии в регионе, что также является приоритетным направлением развития экономики России;

- повышение экологичности производства и продукции в регионе;

- создание новых рабочих мест и развитие рынка труда региона;

- поддержка малого бизнеса как важного аспекта занятости населения в небольших населенных пунктах региона.

2. Упрощение налоговой отчетности и учета отдельных налогов. Важным направлением работы в контексте улучшения благоприятности фискального климата для предпринимательской деятельности является упрощение налоговой отчетности и учета. Существенный ресурс в этом направлении содержится во внедрении единой отчетности по налогу на доходы физических лиц и социальных отчислений (СО). Сейчас такие предложения находятся только на уровне инициатив. В частности, предложено унифицировать не только документооборот, но и базы данных плательщиков НДФЛ и СО. Объединение отчетности сократит документооборот, а также уменьшит затраты времени на выполнение процедур уплаты налогов.


3. Совершенствование информационных технологий коммуникаций налогоплательщиков и контролирующих органов, а также расширения онлайн-сервисов. Так, налоговым органам необходимо максимально расширять каналы электронной связи в отношениях с налогоплательщиками. Несмотря на то, что в этом направлении уже достигнут существенный прогресс, тем не менее, динамика развития информационных систем требует постоянного совершенствования информационных платформ, программного обеспечения и создания новых сервисов. Особенно важно развивать данное направление для коммуникации с субъектами малого бизнеса. Во-первых, последние смогут скорее и с меньшими затратами в режиме онлайн получать консультации, обращаться с просьбами, подавать налоговые декларации или получать информацию. Во-вторых, это значительно уменьшит нагрузку на контролирующие органы, поскольку уменьшит временные затраты на работу с самой многочисленной группой предпринимателей.

Таким образом, мероприятия по реализации региональной налоговой политики включают совершенствование и регулирование институциональной среды налогообложения и обеспечение использования налоговых инструментов (льгот, налоговых кредитов и пр.). Для нашей страны развитие эффективной налоговой политики и налогового планирования позволит обеспечить финансовую самостоятельность, расширение источников финансирования проектов по развитию региона и повышению уровня жизни населения региона. Это, в свою, очередь приведет к росту качества управления региональными финансами.

Кроме того, меры по повышению качества финансового управления в России должны быть направлены на повышение эффективности использования активов региона и муниципальных образований. Управление муниципальным имуществом считается эффективным, если оно достигло целей, для которых имущество находится в муниципальной собственности, а именно, для обеспечения жизнедеятельности населения. Мерами, повышающими эффективность использования муниципального имущества на уровне субъектов РФ, могут быть:

1. Развитие института реестра государственного и муниципального имущества. Ведение реестра муниципального имущества необходимо для получения полной картины о состоянии комплекса муниципального имущества в субъектах РФ. Органы власти субъектов РФ необходимо широко внедрять автоматизированную информационную систему комплексного управления имуществом [22]. Автоматизированное ведение реестра муниципального имущества позволит вам определить количество субъектов муниципального имущества, а также систематизировать объекты правовых режимов, которые могут быть муниципальной собственностью:


2. Приоритетным направлением является оптимизация муниципального сектора экономики для формирования оптимальной структуры собственности. В связи с этим необходимо провести следующие мероприятия: 1) Разработка, утверждение и реализация прогнозного плана приватизации муниципального имущества. 2) реорганизация или ликвидация муниципальных бюджетных учреждений, что позволит сократить административные расходы [24].

3. Для эффективного управления муниципальной собственностью очень важен экономический контроль муниципальных учреждений и предприятий. Для осуществления контроля за деятельностью учреждений и предприятий муниципалитета необходимо создать балансовую комиссию, Основными задачами которой являются:

-анализ эффективности производственной и финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений;

- разработка предложений и мероприятий, направленных на повышение эффективности использования недвижимого имущества в муниципальную собственность;

- обеспечение перечисления части чистой прибыли МУП в местные бюджеты;

- внесение предложений о приватизации, реорганизации или ликвидации субъектов коммунального хозяйства в установленном законом порядке.

Также по решению собственника может быть проведен проактивный аудит компании. Данный вид аудита является эффективным и по-настоящему действенным механизмом, с помощью которого можно получить достоверные данные о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, в том числе о правильном учете и соблюдении действующих норм налогового законодательства Российской Федерации. Осмотр может быть проведен в любое время, суммы проведенных проверок также устанавливаются лицом, заказавшим испытание [15, с.87].

4. Необходимо осуществлять постоянный контроль за своевременным и полным получением арендных и иных платежей от пользования муниципальным имуществом и земельными участками, а также постоянно вести претензионную работу с недобросовестными налогоплательщиками.

Таким образом, пути повышения эффективности управления государственным бюджетом весьма разнообразны. Необходимо проводить системную и целенаправленную работу в этом направлении, которая поможет устранить существующие недостатки. Связано с эффективностью управления активами субъектов РФ и повышением качества управления государственными и региональными финансами. Необходимость решения проблем бюджетной политики РФ и исправления негативных тенденций, в свою очередь, определяет необходимость формирования новой бюджетной политики. С учетом приоритетов социально-экономического развития страны на средне-и долгосрочный период целью бюджетной политики должно стать обеспечение сбалансированности государственных финансов и стабильности социально-экономического развития страны. С целью достижения указанной цели важным является решение следующих задач: обеспечение макроэкономической стабильности и сбалансированности государственного бюджета; концентрация бюджетных расходов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны; повышение эффективности использования бюджетных средств; повышение экономической отдачи налоговой системы; поддержание государственного, квазигосударственного и внешнего долга страны на безопасном уровне; фискальная децентрализация.


Заключение

Бюджет как составляющая системы государственных финансов является важным инструментом регулирования развития экономики страны. Бюджетная система как инструмент социально-экономического развития страны отражает экономические отношения в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. С утверждением новой редакции Бюджетного Кодекса РФ, что стало следующим этапом бюджетного процесса реформирования, повысился качественный уровень бюджетного планирования и прогнозирования, эффективность использования бюджетных средств.

Доходы государственного бюджета обеспечивают социально-экономическое развитие страны как на общегосударственном, так и региональном уровнях, а также оказывает финансовую поддержку населению. Важным условием выполнения бюджетом этой роли есть сбалансирования его доходов с расходами.

Доходы бюджета являются важным элементом воздействия государства на социально-экономическое развитие общества. Именно поэтому убедительным фактором является то, что этот глобальный показатель является ни чем иным, как финансовой базой деятельности государства. Его состав, формы мобилизации зависят от системы и методов хозяйствования, а также от экономических задач, которые решает общество за определенный период.

Состав доходов Государственного бюджета определяется Бюджетным кодексом РФ и Законом РФ о Государственном бюджете на соответствующий год и утверждается Государственной думой. Государственный бюджет наполняется за счет поступления налогов (около 80%) и других платежей.

Специфика доходов бюджета заключается в том, что правильное их формирование, организация и использование предопределяют повышение эффективности социально-экономического развития страны и последующую его стабилизацию.

Институциональные преобразования, обусловленные трансформацией отечественной экономики, обусловливают необходимость совершенствования механизма формирования государственного бюджета в части формирования его доходной части. От качества и своевременности принятия решений по формированию государственного бюджета зависит результативность бюджетного регулирования. Важным является внедрение действенных бюджетных механизмов в системе институциональной среды общества, усиление финансовой устойчивости бюджета, повышение результативности программно-целевого метода планирования расходов государственного бюджета.


Государственный бюджет является одним из весомых инструментов регулирования общественного развития, в процессе его формирования и исполнения осуществляется разработка основных направлений использования бюджетных средств, согласно основных задач развития экономики страны. Государственный бюджет является составной финансового обеспечения экономического роста. Необходимым является осуществление анализа формирования доходов и расходов государственного бюджета как весомой составляющей бюджетного процесса.

Бюджетная политика в сфере формирования доходной части бюджета является действенным инструментом регулирования социально-экономических процессов. Доходы бюджета должны определяться как экономическая, правовая и материальная категории, а также с позиций социального и исторического аспектов. Способность доходов бюджета как важного инструмента бюджетной политики влиять на социально-экономические процессы в стране обеспечивается прежде всего уровнем развития экономики. На действенность бюджетного механизма существенно влияет структура доходов бюджета, которая играет весомую роль в достижении общественного развития.

На основании проведенного исследования раскрыта сущность формирования доходов бюджета как составляющей финансово-экономического регулирования, основанной на определении соответствующих экономических взаимосвязей, фискального потенциала налоговой системы с учетом циклов экономического развития и адаптационных возможностей бюджетных отношений в институциональных преобразований экономики, что будет способствовать повышению эффективности стимулирующего воздействия бюджета на экономическое развитие страны. Важным является определение направлений регулирования в сфере бюджетных доходов исходя из основных задач и целей экономического развития на среднесрочную перспективу. Налоговая политика должна быть направлена на расширение объемов внутреннего спроса и стимулирование деловой активности субъектов предпринимательской деятельности.

Предложены меры для повышения качества управления доходами государственного бюджета в России, среди которых

- сокращение количества налоговых стимулов в обмен на усиление их эффективности;

- упрощение налоговой отчетности и учета отдельных налогов;

- совершенствование информационных технологий коммуникаций налогоплательщиков и контролирующих органов;

- развитие реестра государственной и муниципальной собственности.