Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Перспективы развития мировой индустрии спорта).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПОРТА В РОССИИ
1.1 Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества
1.2 Инновационные технологии в современном спорте
Глава 2. Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии
2.1Анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта
В целом в спортивном менеджменте следует выделить ряд следующих характеристик, которые отражают актуальное сегодня сочетание социальных и экономических черт спортивного менеджмента:
1) возможность влияния на образ жизни населения: распространение культуры активного образа жизни, улучшение здоровья населения происходит в ходе привлечения к занятиям массовым спортом большей доли населения, таким образом реализуется основная социальная и экономическая цель государственного менеджмента в спорте;
2) возможность влияния на ценности населения: социальное воздействие спорта высших достижений на массы населения проявляется в развитии профессиональных и волевых ценностей у спортсменов, которые могут приобретать характер духовных и культурных ценностей для зрителей и болельщиков, что позволяет популяризировать занятия спортом;
3) двуединая роль соревнований для профессиональной подготовки спортсменов и для проведения спортивно-зрелищных мероприятий в спортивном бизнесе: если до достижения определенного уровня профессиональной подготовки участие в соревнованиях является неотъемлемой частью тренировочного процесса для профессиональных спортсменов, то в спорте высших достижений соревнования в форме спортивно-зрелищных мероприятий становятся частью спортивного бизнеса;
4) коммерческое использование соревнований в спорте высших достижений: высокое мастерство спортсменов обуславливает возможность коммерческого использования соревновательного процесса в рамках спортивного бизнеса.;
5) создание дополнительной привлекательности звезд и команд в спорте высших достижений для зрителей и спонсоров спортивно-зрелищных мероприятий: добавочная ценность для потребителя звезд профессионального спорта, спортивных мероприятий и сооружений обеспечивается за счет применения маркетинговых, PR и управленческих технологий при организации спортивно-зрелищных мероприятий и информационного освещения событий в профессиональном спорте[8]
Спортивный менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Он направлен на эффективное достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Становление спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т. е. профессиональных управленцев. Все возрастающее влияние физической культуры и спорта на экономику страны, появление и развитие индустрии спорта вызывает необходимость не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах.
1.2 Инновационные технологии в современном спорте
Переход российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития предполагает создание и ускоренное распространение эффективных организационно-экономических механизмов функционирования любой отрасли экономики, в том числе и отрасли физической культуры и спорта. Реализация Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 г. и разработка стратегического прогноза на период до 2030 г. предполагает создание условий, обеспечивающих возможность вести гражданам здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского профессионального спорта[9].
В Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г. декларированы основные вызовы предстоящего долгосрочного периода, среди которых названа проблема значительного отставания РФ от ведущих спортивных держав по уровню разработки и внедрения инновационных спортивных технологий, что существенно затрудняет процесс развития и негативно сказывается на конкурентоспособности российского спорта[10].
Изучение вопросов необходимости разработки и особенностей реализации нововведений в форме новой технологии или продукта авторами данной статьи предлагается исследовать с точки зрения следующих основных аспектов: инновации, предпринимательство, спорт.Необходимость применения инноваций в развитии индустрии физической культуры и спорта раскрывается в том, что инновационная составляющая является движущей силой глобальной конкурентоспособности и инструментом достижения стратегических целей деятельности. Конкурентоспособность спортивного предпринимательства формирует в целом конкурентоспособность российского спорта, поэтому развитие и применение в ней инновационных технологий в настоящее время является задачей первостепенной важности[11].
Особенности конкурентной борьбы в спортивном бизнесе заключаются в риске утраты лидирующих позиций, так как в отрасли объективно существуют факторы быстрого достижения положительных коммерческих результатов, а также факторы потери лидирующих позиций. Кроме этого, развитие сферы физической культуры и спорта иногда происходит за счет ограниченного набора факторов. Например, для профессионального спорта набор данных факторов можно представить в виде схемы (рис. 1).
Рисунок 1. Взаимосвязь факторов развития с инновационной деятельностью
Из схемы видно, что в развитии профессионального спорта выделяют четыре основополагающих фактора: развитие природного таланта, развитие врожденных способностей, методики подготовки и тренировки, технические и технологические нововведения в производстве спортивного оборудования, одежды, экипировки и т. п. Следовательно, необходим постоянный поиск новых научных разработок и инноваций в области спортивной медицины, физиологии, биомеханики, фармакологии, психологии и производства.
Повсеместное применение инновационных технологий способствует:
- оптимизации использования как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования;
- улучшению результатов российских спортсменов на соревнованиях всех уровней;
- вовлечению в спортивную деятельность широких слоев населения;
- росту количества и качества услуг, предоставляемых населению в области спорта и физической культуры[12].
С точки зрения предпринимательства индустрия физической культуры и спорта за последние годы преобразовалась в самостоятельную отрасль предпринимательской деятельности. Так, по данным исследований в области детско-юношеского спорта в последние годы наблюдается рост внебюджетных источников финансирования. Внебюджетными источниками финансирования в спортивных школах могут быть поступления от продажи населению платных физкультурно-спортивных услуг, от консультационной деятельности, от проведения обследования спортсменов с целью формирования программ спортивной подготовки; от оказания услуг сдачи помещений в аренду и др. Отмечается тенденция роста частных инвестиций в деятельность организаций, развитие государственно-частного партнерства. Указанные тенденции обозначены и в стратегическом прогнозе развития физической культуры и массового спорта на период до 2030 г. Увеличению затрат государства на подготовку спортсменов, активное привлечение частных инвестиций способствуют развитию всей системы физического воспитания, студенческого спорта, спорта высших достижений и др[13].
Современные рынки спортивных товаров, услуг и информации характеризуются быстрым развитием и обострением конкуренции. Напряженную борьбу за потребителей, зрителей, покупателей и пользователей интернета одновременно ведут десятки и сотни тысяч производителей спортивных товаров, спортивных телеканалов, радиостанций, специализированных веб-сайтов, профессиональных клубов, спортивных магазинов, спортсооружений и фитнес-клубов. В систему конкурентных отношений вступают также субъекты смежных отраслей предпринимательства - такие как развлекательное телевидение, кино, эстрада, цирк, событийный туризм и другие сферы досуговой деятельности. Ну и, наконец, свою долю рынка стремятся приобрести и расширить представители индустрии красоты и здоровья, санаторно-курортного дела, ресторанного бизнеса.
Индустрия физической культуры и спорта - это взаимопроникновение материального и нематериального производства, что, безусловно, сказывается на специфике предпринимательской деятельности. Материальное производство обеспечивает производство новых изделий по заказам, перемещение грузов, ремонт спортивных товаров, производство спортивного инвентаря. Нематериальные услуги удовлетворяют духовные, интеллектуальные потребности, обеспечивают восстановление здоровья, физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. Эффект от потребления этих услуг зависит не только от условий производства, но и от условий потребления, и носит долговременный характер, так как услуги спорта формируют здоровый человеческий капитал и обеспечивают его воспроизводство.
Кроме этого, предпринимательская и инновационная деятельность для профессионального спорта заключается в производстве для потребителей продукта в виде зрелищных услуг. Зрители получают психологическое удовлетворение от потребления этих услуг, готовы оплачивать их. Чем выше качество этих услуг, тем выше цена. Эти услуги обладают элементом постоянной новизны. Спортивные соревнования - это всегда новое зрелище, не повторяющее предыдущее. Они сохраняемы и воспроизводимы, могут быть записаны на электронный носитель или воспроизводиться на телевидении и в интернете. На всех уровнях профессионального спорта осуществляется инновационная деятельность[14].
Таким образом, объектом предпринимательской деятельности в спорте являются услуги, удовлетворяющие потребности общества и населения. Предпринимательская деятельность в материальном производстве в сфере спорта направлена на формирование материально-технической базы, соответствующей меняющимся условиям развития цивилизаций, научно-технического прогресса, передовому отечественному и зарубежному опыту. Инновационные проекты в этом направлении формируются по классической системе проектирования, изготовления, опробования и позиционирования более совершенного продукта на рынок.
Но в то же время существует ряд особенностей и специфических характеристик конкурентной борьбы в спортивном бизнесе, а именно:
1) сложность и многоплановость потребительского рынка (большой объем потребительского рынка, огромное количество заинтересованных лиц, наличие субъектов смежных отраслей и инфраструктуры);
2) существование факторов быстрого достижения положительных коммерческих результатов;
3) повышенный риск утраты лидирующих позиций в силу очень динамичного развития данной отрасли на внешних рынках и в зарубежных странах;
4) ограниченный набор факторов развития инновационной деятельности, особенно для развития профессионального спорта[15].
Выделение данных специфических черт требует от инновационной деятельности особых подходов как к основным компонентам - предмету (инновация), объекту (сфера использования), потребителю (инноватор), - так и к инновационному процессу: разработке и проектированию, организации и технологиям внедрения.
Исходя из особенностей конкурентной борьбы в спортивном бизнесе, перечисленных выше, особое внимание следует уделить проблеме временных параметров инновационного процесса и существующим стратегиям его ускорения.
Скорость выхода инновации на рынок обеспечивает ее конкурентоспособность и вхождение в предполагаемую зону прибыли, поэтому особое внимание должно уделяться стратегиям, позволяющим ускорить инновационный процесс.
Опыт многих успешных компаний позволяет утверждать, что инновационная стратегия в современной экономике - это обязательность выхода на рынок с инновациями по мере возникновения технологических возможностей, поэтому основной чертой современной экономики является скорость воплощения инновационного процесса. Тенденция сокращения длительности жизненного цикла многих спортивных услуг, товаров и технологий влечет за собой сокращение жизненного цикла инноваций, начиная с этапа зарождения идеи новшества и заканчивая его непосредственным потреблением.
Ускорение создания и продвижения инновационных продуктов может осуществляться за счет следующих стратегий:
• за счет продуманной стратегии продвижения продукта;
• за счет эффективной бизнес-модели;
• путем сокращения цикла создания новшества;
• на основе управления цепочкой потребителей по их инновационной активности;
• на основе «выведения продукции из обращения (каннибализма)», ключевых видов деятельности и продажи лицензий.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что инновационная деятельность - очень важная часть коммерческой деятельности всех субъектов индустрии физической культуры и спорта; она является необходимой для ее развития. Инновационный процесс в данном случае формируется по классической системе и на основе применения общепринятых принципов проектирования, апробации, позиционирования и технологий продвижения.