Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Перспективы развития мировой индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современные экономические условия основательно поставили спорт на

путь коммерциализации и профессионализации. Глобализация этого феномена основана на крупномасштабных экономических интересах, которые отодвигают на второй план традиционный спорт как носитель моральных и этических ценностей. Наблюдается это в увеличении количества официальных и коммерческих соревнований международного уровня с внушительными гонорарами за высокие результаты.

Исторически так сложилось, что на протяжении всего развития различных видов спорта и систем управления ими сторонники любительского и коммерческого направлений постоянно конкурировали между собой. Коммерциализация спорта спровоцировала появление категории профессиональных спортсменов. Борьба, тяжелая атлетика, велосипедный спорт, бейсбол, бильярд, теннис, баскетбол, футбол, хоккей — это виды спорта, в которых появились первые спортсмены профессионалы.

Профессиональный спорт, интенсивно развиваясь, преобразовался в целую бизнес-индустрию с широкой сетью соревнований, немалыми доходами и множеством профессиональных атлетов

На современном этапе проанализировав всемирный опыт, можно отметить, что индустрия спорта оказывает существенное влияние на экономику отдельных стран и регионов. Среди огромного спектра экономической деятельности понятно, что туризм в настоящее время считается одной из самых крупных индустрий в мире.

В последние годы все большую известность в мире и в России получает индустрия спорта. Сегодня в России по различным критериям насчитывается просто любителей горнолыжного вида спорта более 3-х млн. людей. И это число растет с каждым годом, примерно, на 8%. Оборот о всей горнолыжной индустрии превышает 5 млрд. евро. Но стоит отметить, что даже в наше время этот вид индустрии спорта недостаточно развит по сравнению с другими странами мира и не может предоставить весь уровень услуг, который требуется.

Целью курсовой работы является анализ тенденций развития и перспективы индустрии спорта в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества                 

- раскрыть инновационные технологии в современном спорте              

- провести анализ тенденций развития спорта в России и в мировой индустрии

Объектом исследования является анализ индустрии спорта


Предметом исследования в дипломной работе являются современные тенденции в развитии спорта.

При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ и синтез
научно-литературных данных, сравнение, обобщение, метод абсолютных и
относительных показателей, статистический, групповой метод, графический.
Использование указанных методов позволило обеспечить необходимую глубину исследования, достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций, представленных в выпускной квалификационной бакалаврской работе.

Исходя из цели и задач курсовой работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПОРТА В РОССИИ

1.1    Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества

Сегодня спорт становится объектом пристального внимания, обретает все признаки индустрии, т. е. становится сфе­рой деятельности, включающие в себя производство услуг, а также охватываю­щие смежные секторы и потребительскую аудиторию[1]. В этих условиях исследо­ватели всё чаще обращают внимание на проблемы управления в спорте.

К индустрии спорта в современной России относится множество различных физкультурных и спортивных организа­ций. Это, прежде всего, клубы професси­онального спорта, детско-юношеские спортивные школы, фитнес-клубы, физ­культурно-оздоровительные центры,спортивные комплексы, плавательные бассейны, различные федерации, комите­ты, союзы и т. д[2].

Если подходить к истории спортив­ного менеджмента широко, то первыми спортивными менеджерами были еще римляне (владельцы гладиаторов) и аген­ты всесильной якудзы, которые устраи­вали поединки лучших бойцов Дальнего Востока. Однако спортивные управленцы в современном понимании появились только в конце XIX века, когда мир охва­тило массовое увлечение спортом и спор­тивными соревнованиями. Уже тогда в сопутствующих кругах выделились спор­тивные администраторы (или агенты) и, собственно, менеджеры.


Спортивный менеджмент - это управление физической культурой и спортом, предметом которого являются управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия персонала физкультурно- спортивной организации как внутри организации, так и в процессе взаимодействия с другими организациями[3].

Физкультурно-спортивные организации для эффективного управления собственной деятельностью должны обладать информацией о влиянии факторов окружающей среды, имеющих экономический характер. Экономический анализ позволяет выявить некоторые переменные величины, воздействующие на спрос представителей различных социально- демографических групп населения на конкретные физкультурно-спортивные услуги.

Но нельзя забывать, что деятельность не только физкультурно- спортивных организаций, но и любого хозяйствующего субъекта в рыночной экономике, связана с рисками кризисного характера, которые характерны для предприятий и организаций любой формы собственности.

Многие организации в современных условиях сталкиваются с кризисами как внешнего, так и внутреннего характера. Внешнего - когда в мировом масштабе или в масштабе страны наблюдается падение производства, снижение цен на продукцию, падение инвестиционной активности.

Внутреннего - когда темпы развития отдельного предприятия не совпадают с общими темпами развития отрасли, темпами роста предприятий - конкурентов, возникает кризис управления и нарушение финансовой устойчивости организации.

В теоретическом аспекте руководителям организаций, главным акционерам, собственникам бизнеса рекомендуется рассматривать антикризисную программу действий не только на этапе введения внешнего наблюдения - первого этапа банкротства предприятия, но и проводить регулярно анализ финансово-хозяйственной деятельности, который включает анализ основных финансовых коэффициентов, показывающих возможность их приближения к критическим показателям[4].

Не редко возникает ситуация, когда не учитывается специфика организации, в результате для обеспечения стабильных позиций на рынке, руководство предприятия ставит неверные цели и задачи. Это в первую очередь относится к спортивным организациям, чей характер деятельности заключается в оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Спортивные организации с этой точки зрения не одиноки, так как можно выделить целую группу организаций со специальными задачами, не связанными с деятельностью хозяйствующего субъекта. В этой ситуации сложнее руководить такой организацией, так как, в рыночной экономике тенденция к росту валового продукта и экономических показателей предприятий предопределено самим характером отношений - конкуренцией.


Повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством - это тот вектор развития, которому должны следовать все руководители предприятий.

Важная роль преодоления внутренних кризисов в спортивных и других организациях со специальными задачами отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия с привлечением антикризисных менеджеров на постоянной основе, в процессе организации всего процесса деятельности. С их помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль их выполнения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений, работников.

Кризисные ситуации могут возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия и организации, и это главные риски существования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях, а спортивных и других специальных организаций - особенно. Можно выделить различные типы кризисов: кризис стратегии, кризис результатов деятельности, кризис ликвидности. Определение типа кризиса способствует выбору первоочередных задач, направлений и методов преобразований. Несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их определению[5].

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Состояние предприятия в первую очередь определяется по его финансовому положению. Для того чтобы определить текущее финансовое положение предприятия и, соответственно, принять определенные решения для его стабилизации при возникновении кризиса, необходимо проводить анализ показателей деятельности предприятия. Для руководителя предприятия важна оценка эффективности принимаемых им решений, эффективность используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных итоговых финансовых результатов.

Рыночная экономика выработала систему финансовых методов диагностики банкротства и методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для предприятий, где кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации положения, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности позволяют выявить и устранить негативные факторы на ранней стадии развития предприятия, и наметить пути их устранения.Задача состоит в том, что для выживания в условиях рыночной экономики и не допущения банкротства предприятия, необходимо при помощи финансового анализа своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности[6].


Теория вопроса такова: если управление организацией по методу «с двумя вершинами» представить в виде геометрической фигуры, у которой две вершины и общее основание в виде параллелограмма, то вершины двух пирамид, опирающиеся на одни и те же горизонтальные связи и отвечают не только геометрическим законам, но и прогрессивным методам управления. Одна «вершина» - это спортивный директор, основная функция которого физкультурно-спортивные достижения, а другая - генеральный менеджер, который отвечает за финансовую эффективность спортивной организации. Связь между ними осуществляет коллегиальный орган, который заслушивает двух исполнительных директоров и вырабатывает решение.

В спортивной организации, например, стоит задача победить на олимпийских играх (в конкретных видах спорта) при этом, используя базовую структуру (параллелограмм), достижение этой задачи может быть тщательно спланировано. Но не факт, что она будет выполнена, пока не будет решена вторая задача - финансовая устойчивость организации, то есть выдержит ли структурный аппарат управления нагрузки, которые возникнут в процессе выполнения главной задачи. И тут необходимо сделать выбор между прогрессивным (инновационным) путём развития (управления) и регрессивным (достижения стабильности), то есть без развития[7].

На практике имеет место оба типа управления, причём второй потребует максимального напряжения, допуская решения главной задачи в ущерб управления организацией («во что бы то ни стало»).

Первый, перспективный, допускающий возможность развития организации, - это путь инновационный, когда задача может быть выполнена без потери (не в ущерб) структуры управления организации. Этот путь допускает проигрыш на олимпиаде, и по форме (но не, по сути) оставляет нерешённой поставленную задачу, при этом вся структура управления «с двумя вершинами» сохранена и готова выполнять поставленные задачи на более длительный период, причём не самым затратным способом, а согласно финансовому планированию. Появляется возможность не только в будущем решать подобные задачи, но и «повышать планку» для новых побед.

Область деятельности спортивных организаций относится к специальной, так как специфика предмета прямым образом не связана с получением дохода и извлечением прибыли. Организация тренировочного процесса, проведение соревнований, получение спортивных результатов по критериям оценки деятельности относится больше к отраслевой принадлежности юридического лица, а не к деятельности хозяйствующего субъекта. Уникальность такого рода организаций заключается в специфичности управления и, как следствие, требует подготовки менеджмента, способного учитывать комплекс факторов, влияющих на финансовую устойчивость. Руководителям (учредителям) спортивных организаций постоянно приходится преодолевать кризисы внутреннего и внешнего характера.