Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Перспективы развития мировой индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третье место по доходности в спортивной индустрии представляет собой получение: «права на медиа», «права на трансляцию», а также различное использование социальных се­тей, которое в общемировой индустрии занимает - 24,1%.

A.T. Kearney отмечает рост этого тренда в мировой спортивной индустрии с 2011 по 2015 год до 3,8%. Ожидаемая же скорость роста 6,6% , что является самым большим пока­зателем, если учитывать только текущие спортивные мероприятия. Данный факт также, как и в случае со спонсорством, связан с сезонностью многих соревнований (чемпионатов мира, кубков). Ряд авторов считают, что основным двигателем данного тренда является развитие информационных тех­нологий[19].

В настоящее время в интернете и телевидении появилась возможность трансляции раз­личных спортивных мероприятий в формате 3D на больших экранах. Так, Япония уже пла­нирует транслировать 3D голограммы на кубке FIFA 2022 года на все мировые футбольные стадионы. Такое интенсивное развитие интернет индустрии ставит под вопрос массовую по­сещаемость болельщиками стадионов, т.к. вскоре, это вполне вероятно, станет возможным просмотр всех мероприятий в домашних условиях с таким же качеством изображения. К примеру, в 2015 г. трансляция Индийского кубка по крикету на YouTube привлекло 20 мил­лионов уникальных просмотров, что составляет 69% всей аудитории сети в Индии. Поэтому, кроме технологического развития техноиндустрии, также активно развиваются и соци­альные сети. Интересно, что такой “мультиплатформенный” подход ничуть не вытеснил те­левидение, а скорее лишь дополнил его. Многие ТВ-компании инвестируют в онлайн транс­ляции и социальные сети, таким образом, соединяя эти подходы. Например, создаются чаты, где пользователи имеют возможность обсуждать происходящее на телеэкране в реальном времени. По данным ITV, представленным в 2010 к кубку FIFA, количество зрителей увели­чилось до двух миллионов за четыре недели, после внедрения дополнительных функций, та­ких как чат со знаменитостями.

К сожалению, в России доходы от телевидения минимальны прежде всего потому, что отсутствует конкуренция, которая в случае с западом может принести клубам до 50% дохода только с продаж прав на телетрансляции. Например, максимальное количество зрителей сре­ди спортивных трансляций в январе-феврале 2016 года собрал Кубок мира по биатлону - 6,6 млн. россиян, это целых 5% жителей всей страны старше 10 лет. А развлекательные шоу и кинофильмы собирают около 20 млн. зрителей. Данная тенденция объясняется несколькими факторами. Во-первых, в России еще отсутствует массовый интерес населения к спортивным мероприятиям, во-вторых, отсутствуют популярные спортивные телеканалы (изначально спортивные мероприятия транслировались по платному НТВ-плюс, а появление в 2016 году телеканала Матч ТВ лишь не намного увеличили показатели России-2), в-третьих, отсутству­ет интерес у руководителей телепроектов в отрасли услуг физической культуры и спорта[20].


Если рассматривать эту проблему в глобальном масштабе, как и в любой сфере, которая связана с цифровым контентом, термин «онлайн» здесь у многих людей является практиче­ски синонимом слова «бесплатно». К примеру, потребитель уже сейчас решил, что прослу­шивание музыки не просто бесплатно, а должно быть таковым. На данный момент позиция держателей прав довольно сильная - по данным исследователей, люди готовы платить за до­полнительную информацию. Однако, все же существует риск из-за сложности контроля. Так в 2011 году в Великобритании суд, принявший сторону владелицы паба признал, что не мо­жет предотвратить покупку услуг более дешевых спутниковых телекомпаний. Кроме того, не существует единого мнения, легальна ли подобная трансляция матчей в пабах.

И наконец, самым маленьким по доходности в спортивной индустрии является Рынок спортивных товаров, всего 14,5%. По оценкам A.T. Kearney рост в 2,6 % также не конкуриру­ет с трендами, приведенными выше: с 17,570 млн. долларов в 2011 году до 20,067 млн. дол­ларов в 2015 году. В этом тренде Северная Америка - безусловный лидер (71%), если рас­сматривать доходность по регионам[21].

Общеизвестно, что состояние экономики той или иной страны оказывает огромное влияние на рынок спортивных товаров, поэтому в последние годы во время кризиса можно было наблюдать спад в продажах спортивных товаров. Рынок спортивных товаров включает в себя как торговлю онлайн, так и непосредственную покупку в специализированных мага­зинах. Причем в последнее время первому способу отдается явное предпочтение.

Необходимо отметить, особое преимущество рынка спортивных товаров - связь с фана­тами, которые не всегда имеют возможность посещать спортивные мероприятия, например те, кто живут в других странах, отсюда появляется спрос на онлайн продажи. Кроме того, сейчас существует тренд на опцию «кастомизации» товара, то есть приспособления под каж­дого уникального покупателя. Особо ярким примером здесь является компания Nike. Кроме того, любое использование бренда как правило лицензировано, и поэтому дешевле покупать у самого производителя или дистрибьютера.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что индустрия спорта, как в России, так и за рубежом строится на таких огромных «китах», как продажи с проведения мероприятий, спонсорство (инновационное), медиа продажи и рынок сопутст­вующих и спортивных товаров. И, несмотря на общую мировую экономическую ситуацию (наличие санкций), остается прибыльной отраслью для любого государства, демонстрирует рост во всех сферах своего бытия и тенденцию к активному развитию.


2.2 Перспективы развития мировой индустрии спорта

В последние годы в мире наблюдается стремительное развитие спорта как области, на которую приходится более 3% мирового торгового оборота. Это обстоятельство привело к значительной коммерциализации спорта, превратив его в мощную индустрию. Сегодня индустрия спорта - область деятельности, затрагивающая огромное количество граждан стран вне зависимости от их пола, возраста и социального положения.

В условиях экономической и политической нестабильности спортивная индустрия является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей на мировом рынке. Именно спортивный сектор экономики одним из первых стал выходить из кризиса: согласно официальным данным, в период кризиса мировая спортивная индустрия показала снижение доходов лишь на 6,8%, что составило около 8 млрд долларов. К концу 2010 года доход мировой спортивной индустрии составил 121,4 млрд долларов, а к концу 2013 года доход мировой спортивной индустрии составил около 130 млрд долларов. Положительная динамика очевидна. Дальнейшее развитие данного сектора экономики характеризуется постоянным ростом, который будет обеспечен следующими направлениями: спонсорство, доходы от продажи билетов, доходы от продажи прав на трансляцию спортивных соревнований и мерчендайзинг. Во многом это обусловлено тем, что происходит сближение спортивной индустрии с индустрией массовых развлечений. Хотя динамика коммерческих показателей индустрии спорта и индустрии развлечений всегда частично совпадала, тенденции в этих отраслях не были столь близкими никогда ранее.

Однако развитие спортивной индустрии, так же как и распределение доходов происходит неравномерно. Согласно результатам исследования, перенасыщенные рынки Северной Америки и региона ЕМЕА, являющиеся на данный момент лидерами отрасли с самым высоким уровнем выручки, уже сейчас показывают низкие темпы развития. Частично это объясняется тем, что именно на территории этих стран проводятся крупные спортивные мероприятия - как правило, год после проведения масштабного события показывает крайне низкие темпы роста.

Так, после проведения Чемпионата мира по футболу в 2010 году темпы роста индустрии составили 7,9%, что на 1,1% выше, чем в 2009 году. Однако уже в 2011 темп роста составил 2,2%, то есть снизился на 5,7%.


На сегодняшний день следующая тенденция доходов мировой спортивной индустрии по годам

Таблица 1

Рост доходов мировой спортивной индустрии

по годам дол. США (в млрд.)

Года

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Мировая выручка

121,4

118,7

129,9

130,2

146,5

145,3

152,6

160,0

Анализ многочисленных данных, частично отра­женных в таблице 1, говорит о том, что экономиче­ский пирог индустрии спорта все больше с каждым годом. И экономика страны должна учитывать каждый нюанс.

Таблица 2

Показатели доходности по годам

Менеджмент клиент-ориентированного подхода 1

2014

2015

2016

2017

%

Валовая добавленная стоимость в спортивной экономике

3358

10373

15471

16668

100

Коммерческий спорт

1027

3276

3924

4327

26,0

Некоммерческий спорт

1776

4945

7887

8636

51,8

Благотворительный сектор

93

1256

2312

2110

12,6

Общественный сектор

462

896

1341

1596

9,6

Соотношение (в %): валовая добавленная стоимость в сфере спорта/ВВП

1,2

1,5

1,7

1,5

Проиллюстрируем доходность в спортивной индустрии по основным позициям

Рисунок 4. Доходность в спортивной индустрии

по основным позициям

Таким образом, опираясь на исследования PwC, мы можем оценить состояние индустрии спорта в каждом регионе мира с точки зрения современного состояния, перспектив роста и направлений, которые наиболее вероятно будут активно развиваться на той или иной территории.

Рынок спортивных товаров Топ-3 мировых брендов спортивной одежды, по данным MBASkool (2018):

  • Nike (Доход: $30 601 млн, прибыль: $785 млн);
  • Adidas (Доход: $18 6065 млн, прибыль: $792 млн);
  • North Face (Доход: $12,37 млн, прибыль: $1,232 млн).

Наиболее развитым элементом спортивного маркетинга является производство спортивных товаров и оборудования. Доля одежды на рынке спортивных товаров и оборудования (к которому относится также обувь, инвентарь и снаряжение) составляет около 50%. Согласно данным Rambler Media и агентства ACM Sportima, ежегодный рост российского рынка спортивной одежды составляет порядка 30%.


Спортивный стиль стал неотъемлемой составляющей современной жизни. Сейчас, по данным Sport Communication Group, более 70% одежды и обуви, купленной в спортивных магазинах, никогда не используется для занятий спортом — их носят как повседневные вещи.

Говоря о современном состоянии данной отрасли нельзя забывать о том, что общие тенденции спортивной индустрии формируются через состояние и развитие отдельных видов спорта. Объем инвестиций в ту или иную спортивную дисциплину напрямую зависит от ее популярности и дальнейшего потенциала развития.

В мире существуют две основные модели финансирования спорта — американская и европейская. Для первой характерно отсутствие прямой поддержки спорта из государственного бюджета и наличие большого количества налоговых льгот и преференций для частного сектора, инвестирующего в физкультурно-спортивное движение. Для второй - смешанное финансирование с преобладанием средств из государственного бюджета. Общим для обеих моделей является то, что массовый и детско-юношеский спорт в значительной мере финансируются из местных бюджетов.

За рубежом привлечение взрослого и экономически активного населения к физической культуре осуществляется в основном путем создания спортивных клубов, которые действуют как самостоятельно, так и в структуре физкультурно-спортивных организаций (физкультурно-спортивных обществ), что предполагает развитие коммерческого сектора физической культуры и массового спорта. Это универсальный механизм, позволяющий предоставлять качественные физкультурно-оздоровительные услуги по месту жительства и работы граждан.

До недавнего времени спорт и экономика рассмат­ривались как на Западе, так и в России как две от­дельные отрасли. Долгое время считалось, что спорт - это хобби, и он не имеет ничего общего с экономикой, профессией, торговлей. На сегодняшний момент все кардинально изменилось: в спорте можно заработать хорошие деньги в условиях жесткой конкуренции, а традиционные ресурсы спорта становятся все более ограниченными. Т.е. спорт резко коммерционализиро- вался и стал отраслью экономики, поэтому возникла жизненно важная необходимость в других более эко­номических подходах к спортивной индустрии.

Из всего вышесказанного становится ясно, что спорт нуждается не только в профессиональных спорт­сменах и тренерах, но и в профессиональных экономи­стах, управленцах, юристах, социологах. Это затраги­вает абсолютно все его сферы: спорт для зрителей, профессиональный спорт, спортивные союзы и клубы, коммерческие предложения или государственное управление. Спорт нуждается в людях, которые могли бы рассчитать стоимость строительства бассейна или проведения крупного спортивного события и при этом обладали бы глубокими знаниями о финансах, ме­неджменте, маркетинге, но и разбирались бы в спор­тивной продукции, организациях, культуре спорта.