Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Перспективы развития мировой индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

             

Глава 2. Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии

2.1Анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта

Проанализируем различные аспекты индустрии спорта РФ в сравнении с аналогичной индустрией за рубежом

Несмотря на текущую нестабильную ситуацию в экономической сфере, услуги фи­зической культуры и спорта остаются постоянно развивающейся индустрией, как в Рос­сии, так и по всему миру. По данным Pricewaterhouse Coopers LLP (PWC) и Wilkofsky Gruen Associates в 2010 году мировой доход рассматриваемых услуг составил 121,391 млн. долларов и в последующие пять лет наблюдался стабильный рост на 3,7% вплоть до 145,341 млн. долларов в 2015 году. Ежегодно в России с начала 2000-х наблюдается стабильный рост вложений в спорт более чем на 53%.

В целом с 2010 года в нашей стране наблюдается стабильный рост увеличения доходов от предоставления услуг индустрии спорта на 10 %[16].

По состоянию на начало 2018 года в России работают 253 000 объектов спорта, из которых 133 600 составляют плоскостные сооружения (спортивные поля, конькобежные дорожки, лыжные и горнолыжные трассы и др.), 74 300 — спортивные залы и 4 400 — плавательные бассейны.

Рисунок 2. Распределение денежных средств в спортивной индустрии России

Согласно Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», главная цель нашего государства в области спорта — повысить эффективность подготовки наших спортсменов, а также обеспечить возможность всем желающим регулярно заниматься спортом. Активно развивается спортивная инфраструктура, в шаговой доступности строятся спортивные объекты (где смогут заниматься в том числе люди с особенностями физического развития).

По данным Минспорта РФ, в 2016 году в федеральном бюджете России на развитие спорта высших достижений предусмотрено 60 млрд рублей (на 9 млрд больше, чем в прошлом). В приоритете подготовка к проведению международных соревнований и поддержка организаций по подготовке спортивного резерва для сборных команд. Сейчас в спортивном резерве числятся 3 300 000 человек, которые проходят подготовку в 185 центрах спортивной подготовки, 56 училищах олимпийского резерва, 990 специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва, 3664 детско-юношеских спортивных школах.


В сегменте любительского спорта растет рынок фитнес-услуг. По данным на 2015 год, он составляют не менее 101,4 млрд руб. По оценкам экспертов, в ближайшем будущем будут активно развиваться фитнес-клубы эконом класса (в которых годовой абонемент стоит не выше 50 тысяч рублей). Например, фитнес-клуб Raketa смог удешевить абонементы за счет автоматизации и отказа от части персонала. В клубе нет администрации, посетители проходят в помещение, прикладывая браслет, а затем — большой палец к специальному датчику.

Стоит отметить, что индустрия спорта далеко не ограничи­вается сугубо проведением спортивных мероприятий и функционированием спортив­ных школ. Помимо этих неизменных сфер деятельности к ней относятся: продажа биле­тов на соревнования, спонсорство, рынок спортивной одежды, инвентаря и других раз­личных спорттоваров, инновационные технологий в сфере информационных услуг, на­правленных на их применение в спорте (к примеру, мобильные приложения для бега), тотализатор (ставки на выигрыш), спортивные агентства, получение прав на трансля­цию соревнований и использование рекламы, а также государственные заказы в области физической культуры и спорта. Внутри каждой сферы присутствуют свои игроки и пра­вила, однако, как правило, развитие одной следует из другой.

Например, в настоящее время IT-компании многих зарубежных стран уверены в возникшем спросе их продук­ции на Российском рынке. В России наблюдается большой спрос на специальные часы и другие электронные устройства, в которые встроены регистраторы, фиксирующие фи­зиологические показания (ЧСС, давление и т.д.) человека при выполнении любой физи­ческой нагрузки (ходьба, бег, выполнение любых физических упражнений и др.).

Такая тенденция в данной сфере услуг наблюдается не только в России, но и по всему миру, т.к. продукция IT-компаний востребована не только людьми, занимающимися физиче­ской культурой и спортом, но и в медицине, в военной индустрии и др.

Вообще, в индустрии услуг физической культуры и спорта отчетливо прослеживаются несколько трендов, показывающие регулярную доходность. Например, в настоящее время хорошо видно, что индустрия развлечений тесно взаимодействует с индустрией услуг физи­ческой культуры и спорта. Именно желание развлекаться побуждает потребителя купить би­лет на какое-либо спортивно-зрелищное мероприятие, а организатор такого мероприятия должен заплатить за рекламу и трансляцию этой рекламы, например, телевизионным кана­лам, чтобы проинформировать и завлечь потребителя. В результате образуется следственная цепочка: Потребитель - Организатор (продавец) услуги - Рекламные агентства, а доходность от этой цепочки идет, в том числе и государству. Таким образом, чем больше задействовано в индустрии услуг физической культуры и спорта различных вышеперечисленных сфер дея­тельности, тем больше прибыль в индустрии спорта вообще, и государства в частности. К примеру, для того чтобы привлечь больше зрителей на спортивно-зрелищное мероприятие, организаторы часто приглашают выступить на открытие или закрытие спортивных турниров или матчей, известные музыкальные группы, или артистов для исполнения национального гимна или просто развлекательного номера. Так, в 2014 году для раскручивания спортивной телевизионной программы Super Bowl, которая стала самой просматриваемой программой с 111 млн. зрителей на торжественное открытие и закрытие Чемпионата мира по футболу в Бразилии пригласили выступить певицу Шакиру, Карлоса Брауна и др., для привлечения ко­лоссального количества людей не только на стадионы, но и к медиамероприятиям (трендам). В России медиатренд также очень быстро развивается и подкреплён уже проведенными ме­роприятиями - студенческой Универсиадой в Казани в 2013 году, Олимпийскими играми в Сочи в 2014, а также Формулой 1, проводимой на уже существующих спортивных объектах в Сочи.


Согласно исследованию PWC, в мировой практике поступление доходов от проведения спортивных мероприятий составляют приблизительно 32, 6% дохода всей индустрии спорта. А именно: 40% в Северной Америке, 42% в EMEA, 14% приходится на Тихоокеанские стра­ны, 4% - Латинской Америке. С 2010 по 2016 год общий рост доходов с посещения зрителя­ми спортивных мероприятий возрос с 39,043 млн. долларов до 44,746 млн. долларов, что со­ставило 2,5 %. Однако среди других рассматриваемых трендов спортивной индустрии, как отмечают специалисты PWC это все же самый маленький прирост, если сравнивать его меж­ду всеми странами мира. Специалисты: социологи и экономисты считают, что одной из глав­ных причин низкой доходности является высокая цена на билет, строгая зависимость спроса от развлекательного момента, а также проведение соревнований в странах, где определенный вид спорта неинтересен населению. Например, несмотря на популярность Лайонеля Месси в Индии, стадион, рассчитанный на 120000 посадочных мест был заполнен только на 2/3 на Чемпионате мира по крикету, пусть это и отличный результат для страны, где доминирует данный вид спорта доходность от данного мероприятия не высока.

Рассмотрим другие сферы деятельности в спортивной индустрии, например спонсорст­во. Инновационное спонсорство занимает вторую строчку среди основных источников дохо­да в спорте - 28,8%. Рост доходов с 2011 по 2016 гг. составил 5,3% (c 35,132 млн. долларов до 45,281 млн.долларов). Доля доходов по регионам практически повторяет предыдущий пункт: по 34% в Северной Америке и EMEA, 28% в Азии, 4% - Латинская Америка, в Азии - 43,2% от всех компонентов. Если не принимать во внимание глобальные мероприятия, инноваци­онное спонсорство занимает второе место по скорости прибыли, опережаемое только права­ми на медиа и рекламу. Например, в Англии, один из последних примеров инновационного спонсорства включает в себя решение футбольного клуба Tottenham Hotspurs подписать до­говор с различными производителями маек для всех проводимых соревнований в стране. Так компания Investec спонсировала все домашние и европейские матчи, а компания Autonomy матчи Премьер Лиги[17]. Многие ученые считают, что спонсорство будет лишь закреплять свои позиции как источник дохода в спортивной индустрии. Так, в странах БРИКС спонсор­ство уже является самым объемным компонентом на рынке спортивной индустрии. В Китае спонсирование индустрии спорта приносит 48% прибыли от общего дохода отрасли физиче­ской культуры и спорта. Удивительно то, что мотивацией к спонсированию больше не явля­ется наглядная реклама и знакомство новых потенциальных клиентов с брендом, это уже по большей части обслуживание существующих спортивных брендов, обеспечение их внутрен­ней удовлетворенности и доверия к продукции, сохранение и улучшения их имиджа. Так сеть фастфуда МакДональдс, который спонсирует Олимпийские игры с 1976 года и FIFA с 1994 год, подписала контракт с олимпийской чемпионкой Даррой Торрес, которая представ­ляла их кампанию на Олимпийских играх в 2012 году в Лондоне и пропагандировала занятия спортом, а также сбалансированное питание. В России, к примеру, спонсорство Сбербанка Олимпийских игр в 2014 году было вызвано желанием развиваться и улучшать свой между­народный имидж.


Необходимо отметить, что в секторе спонсорства также особенно заметны телекомму­никационные компании. Например, генеральные партнеры Олимпиады в Сочи 2014, россий­ские компании «МегаФон», вклад которого оценивается в 130 млн. долларов и «Ростелеком», заняли первое место в мире по общему числу спонсорских контрактов. Другие известные спонсоры зимней олимпиады в Сочи - Газпром и Bosco вложили в Олимпийские игры около 3 млрд. рублей[18].

По мнению Дениса Водова, спортивного эксперта, руководителя комитета по науке и образованию Молодежной комиссии МКСРЗ Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, сегодня самими востребованными являются игровые виды спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол), собирающие зрительскую аудиторию и на самом мероприятии, и у экранов телевизоров, и на YouTube, а также олимпийские и экстремальные виды спорта.

После того как в 2016 году был опубликован приказ Министерства Спортао включении компьютерного спорта (киберспорта) в реестр официальных видов спорта России, популярность киберспорта также возросла. В других странах этот вид спорта также весьма востребован — согласно данным аналитического агентства Newzoo, объем мирового рынка киберспорта в 2016 году составит $463 млн..

Одна из целей программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» — к 2020 году добиться, чтобы 40% взрослого населения и 80% школьников и студентов в России систематически занимались спортом. Учащиеся, получившие золотой значок Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» могут получить от одного до пяти баллов при поступлении в некоторые вузы.

Самые стремительно развивающиеся спортивные рынки:

  • рынок спорта, т. е. оздоровительные, танцевальные, гимнастические студии и спортивные школы;
  • рынок товаров для спортивного туризма, т. е. туризма с использованием технических приборов и приспособлений при наличии соответствующей инфраструктуры (горные лыжи, серфинг, гольф);
  • рынок спортивных мероприятий, программ в средствах массовой информации;
  • рынок коммерчески организованных спортивных событий, проводимых клубами, федерациями, Олимпийским комитетом (Олимпийские игры, чемпионаты, турниры, мемориалы и т. п.);
  • рынок спортивного спонсорства и рекламы;
  • рынок продавцов спортивных тренажеров, оборудования, одежды.

В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года в России ведется активное строительство спортивных объектов. Были построены и введены в эксплуатацию:


  • «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге — на строительство ушло 10 лет и был затрачен 41,7 млрд рублей. Последним генеральным подрядчиком выступил «Метрострой», аффилированный с петербургскими властями (25% принадлежит Петербургскому метрополитену, 21% — комитету имущественных отношений Петербурга);
  • завершена реконструкция стадиона «Лужники» в Москве — стоимость составила 26,3 млрд рублей;
  • «Открытие Арена» («Стадион Спартак») в Москве — функционирует с 2014 года; стадион полностью построен на спонсорские деньги Банка «Открытие» (14,5 млрд рублей);
  • стадион «Казань Арена» в Казани — строительство закончилось в 2013 году, на него было потрачено 14 млрд рублей;
  • реконструкция стадиона «Фишт» в Сочи — 3,5 млрд рублей;
  • стадион «Ростов Арена» (Ростов-на-Дону, 19,8 млрд рублей), «Нижний Новгород» (16,2 млрд рублей), «Самара Арена» (18,2 млрд рублей), «Калининград» (17,3 млрд рублей), «Волгоград Арена» (16,367 млрд рублей), «Мордовия Арена» (Саранск, 15,8 млрд рублей), «Екатеринбург Арена» (12,7 млрд рублей).

По мнению Дмитрия Николаевича Чернонога, советника директора Федерального центра подготовки спортивного резерва, руководителя рабочей группы по совершенствованию подготовки спортивного резерва Общественного совета при Минспорте России, в связи с развернувшимся строительством спортивных объектов в ближайшем будущем будет расти потребность в спортивных менеджерах, которые смогут создавать новый продукт, интересный зрителю.

Таким образом, мы видим, что российская экономика настроена на развитие рынка услуг физической культуры и спорта, а, следовательно, уделяет особое внимание данному сектору и поэтому политика государства направлена на поддержку спонсоров и привлечение боль­ших средств. Однако многие ученые также констатируют, что в целом Россия отстает в дан­ном секторе от ведущих стран мира из-за отсутствия квалифицированных специалистов и достоверной информации о спонсорстве. Многие спонсоры предпочитают скрывать свое участие, т.к. опасаются нерегламентированных последствий. В России крупные спортивные клубы не ставят целью привлечение спонсоров, а полагаются на конкретного «покровителя», или ждут финансирования от региональной или федеральной власти.

Следует отметить не маловажный факт, что в нашей стране сейчас введен запрет на рек­ламу и продажу алкогольных напитков на соревнованиях, а, как известно, в западных странах без спонсорства пивоваренных компаний не остается ни одно спортивное мероприятие, а это очень значительные денежные средства. Однако основной проблемой данного тренда в Ев­ропе и Америке является очень жесткая конкуренция множества фирменных брендов, кото­рая имеет глобализированный масштаб.