Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Перспективы развития мировой индустрии спорта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим современные тренды в индустрии спорта:

Тренд 1 Эволюция медиадистрибьютеров в индустрии спорта

На эволюцию медиа влияют два главных фактора. Во-первых, активное развитие технологий: быстрое распространение смартфонов, скоростной интернет, развитие социальных сетей, а также увеличение доли «цифрового поколения» и повышение полезности больших данных. Во-вторых, изменение потребительских предпочтений: переход с традиционных медиа на диджитал-среду, просмотр видеоконтента вне дома, совместный просмотр и использование онлайн-контента в социальных сетях и других нетрадиционных каналах коммуникации. Все это открывает новые возможности для спорта.

Главный вопрос в спортивном бизнесе остается тот же: как привлечь больше болельщиков к трансляциям, если традиционный телевизионный канал теряет свою популярность, а медиаландшафт непрерывно меняется? В течение нескольких последних лет на многих развитых рынках телевидение приносило наибольшую выручку среди остальных СМИ. Сегодня этот медиаканал находится под большим давлением с разных сторон — начиная от перенасыщенности рынка различными медиа и недорогими подписками на интернет-каналы и заканчивая не всегда релевантным аудитории контентом.

Главными драйверами изменения потребления контента спортивных медиа стали интернет-гиганты. Например, Facebook начал активно внедрять спортивный контент с августа 2017 года, запустив сегмент watch, и уже в сентябре купил права на показ Премьер-лиги по крикету в Индии за 600 млн долларов. «Для меня видео — мегатренд, и я буду продолжать делать на него ставку при создании приложений»,— говорит Марк Цукерберг. В декабре SportsBusiness Journal опубликовал информацию, что Facebook планирует потратить на спортивные права более 1 млрд долларов по всему миру. Так, в январе 2018-го стартовал онлайн-сериал с Томом Брэди (игрок в американский футбол), были приобретены эксклюзивные права на показ World Surf League, для переговоров по глобальным спортивным правам был приглашен генеральный директор Eurosport Питер Хаттон. Более того, за февраль — март 2018 года Facebook договорился с видеохостингом Marca Claro на показ Олимпийских игр в 2018 и 2020 годах, а также купил права на показ 25 игр MLB (Главная лига бейсбола в США) в 2018 году. В перспективе ближайших лет интерес пользователей соцсети к подобному спортивному контенту будет только увеличиваться.

С другой стороны, заметны изменения и среди самих традиционных медиа: происходит консолидация крупных СМИ для более эффективной работы и конкуренции с интернет-гигантами, например в тендерах по продаже прав на трансляцию того или иного спортивного события. Так, для освещения в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ права были предоставлены консорциуму «2 Спорт 2», в который входят Первый канал, ВГТРК и «Матч ТВ».


Внедряются также продукты «прямого доступа для болельщиков» (D2C) от медиахолдингов или правообладателей, например ESPN — американский кабельный спортивный телевизионный канал, показывающий NFL, NBA, MLB, NCAAF, Soccer, F1 и другие лиги. Спортивные программы транслируются через интернет и предоставляют зрителям бесплатный контент на ТВ, ноутбуке или мобильном телефоне. В ближайшем будущем продукты D2C могут стать вызовом для медиакомпаний, так как в этой сфере создается все больше различных пакетов прав.

Очевидно, что распространение спортивного контента находится на пороге глубоких перемен. Сейчас для болельщиков наступило весьма захватывающее время, возможности просмотра любимых видов спорта огромны. Владельцам спортивных прав важно использовать этот период перемен, чтобы оценить эффективность и спланировать способы предоставления контента. Традиционные медиа сейчас также находятся под сильным давлением со стороны технологических интернет-гигантов, поэтому особенно важно находить и предоставлять наиболее релевантный контент для привлечения новых и удержания постоянных болельщиков.

Рисунок 5. Направления эволюции медиадистрибьютеров в индустрии спорта

Тренд2. Развитие киберспорта в индустрии спорта

Количество болельщиков киберспорта заметно увеличивается, например в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, в США их стало на 29% больше, в Великобритании на 34%, во Франции на 34%, в Германии на 30%, в Японии на 39%. В свою очередь, усилия по коммерциализации и новые форматы работы с аудиторией привлекают в этот спорт все больше спонсоров.

Главным инновативным примером стал симулятор виртуальных гонок от команды McLaren в Formula 1, привлекший внимание более 60 000 геймеров. Формула E и NASCAR тоже начали разрабатывать онлайн- соревнования по спорту, что говорит об актуальности развития в неклассических медиа.

Есть два основных фактора эволюции киберспорта. Во-первых, инвестиции растут активными темпами, особенно это заметно в сегменте non-endemic (спонсоры, чьи продукты никак не относятся к киберспорту), доля которого составляет 39% от всех спонсоров (согласно медиаисследованию 15 крупнейших событий в 2017 году Nielsen Esports24). Во-вторых, инвестиции в киберспорт увеличиваются за счет более широкого использования развлекательного и инновационного контента в активациях бренда, в которых спортсмены и спортивные команды сейчас участвуют с большим энтузиазмом.Главным примером активаций для брендов является платформа Twitch, принадлежащая Amazon, которая легко составила конкуренцию таким широко известным платформам, как YouTube, Facebook и Twitter. Twitch заключил одну из самых масштабных сделок — купил эксклюзивные права на Overwatch League на 2018 и 2019 годы, а совсем недавно получил права на первый сезон Лиги НБА 2К в 2018 году. Если посмотреть на цифры, то в 2017 году Twitch посещало более 15 млн уникальных пользователей ежедневно и было создано более 124 млн видеороликов за год.


Киберспорт все еще зарождающийся рынок, и его аудитория быстро растет. В ближайшем будущем доходы от этого вида спорта будут увеличиваться.

Развития 6. Развитие киберспорта в индустрии спорта

Тренд 3 Диджитал-тенденции в спортивном контенте

Есть 4 главных фактора, которые напрямую влияют на спортивный контент. Во-первых, концентрация внимания аудитории сокращается. Во-вторых, все большее количество организаций соревнуется за потребительское внимание. В-третьих, медиапотребление через смартфон интенсивно увеличивается: если в 2008 году в среднем потребители проводили за мобильным телефоном 0,3 часа в день, то в 2016 это уже 3,1 часа. И в-четвертых, младшее поколение смотрит ТВ и длинные спортивные передачи все меньше.

Чтобы оставаться актуальными, медиаорганизации ищут новые способы привлечения спортивной аудитории, экспериментируя с новыми технологиями, в том числе с анимированными чатами, приложениями с дополненной и виртуальной реальностью, устройствами с голосовым управлением. Идет также большая работа по совмещению медиа с цифровыми сервисами, такими как Spotify, Apple, Uber и Amazon Prime. Например, в преддверии Рождества 2017 года Seattle Seahawks сотрудничали с Uber Eats, чтобы позволить потребителям покупать клубную атрибутику через сети доставки еды.

Еще одной важной тенденцией стало привлечение к спортивному контенту известных всему миру спортсменов и лидеров мнений (инфлюенсеров) в социальных сетях. Например, у Криштиану Роналду уже более 120 млн подписчиков в сети Facebook; аудитория футболиста превышает аудиторию официальной страницы клуба "Реал Мадрид", за который он играет. Коммерческая ценность спортсменов растет — сейчас они способствуют развитию новых форматов взаимодействия с целевой аудиторией.

Социальные сети также дали начало новым — нативным — медиа, которые чаще всего управляются молодым поколением, создающим актуальный контент для своих сверстников. Это, например, Dude Perfect в США, JOE Media в Великобритании и спортивный влог по прыжкам в воду в России. Большинство крупных брендов и традиционных СМИ начинают все больше взаимодействовать с нативными медиа для создания уникальных форматов контента.

Спортивный медиаконтент сегодня активно меняется, предоставляя огромные возможности для привлечения новых аудиторий.

Рисунок 7. Диджитал-тенденции в спортивном контенте


Тренд 4 от спонсорства к партнерству

Спонсорство дает брендам уникальную комбинацию преимуществ. Первое, и самое главное, — это присутствие в СМИ в рамках спортивных трансляций. Второе — узнаваемость бренда, что впоследствии напрямую влияет на имидж компаний. В-третьих, знание своей целевой аудитории, ее сегментации и поведения. В-четвертых, уникальные возможности в сфере В2В. В-пятых, эксклюзивные активации брендов. Наконец, увеличение продаж — опосредованно, через маркетинговые коммуникации на стадионах, или же через прямое присутствие на стадионах.

Сегодня спонсорство активно развивается в рамках двусторонних отношений, и наиболее успешными спонсорами становятся те, кто придерживается правильных и партнерских отношений. Правообладателям важно иметь широкий кругозор, чтобы быть успешными на спортивном рынке:

  • знать маркетинговые стратегии брендов и согласовывать с ними спонсорские предложения;
  • знать свою целевую аудиторию быть гибкими в отношении требований к брендам;

• оказывать помощь партнерам в создании привлекательного контента.

Успех ведущих правообладателей заключается в том, что они начинают свои спонсорские переговоры с понимания индивидуальных целей и задач брендов. Гибкость и открытость в условиях договора также являются главными принципами успеха долгосрочных и прибыльных отношений. Хорошим примером является вращающийся подиум на Гран-при в Мексике от Formula 1 и Heineken, на котором DJ Hardwell выступил перед зрителями после гонки. Для проведения такого мероприятия потребовались значительные инвестиции, но оно окупилось за счет уникального опыта посетителей и за счет интересного контента. В России хоккейный клуб «Спартак» (Москва) запустил в 2017 году оригинальный проект к 8 Марта — хоккеист в «Тиндере», мобильном приложении, в котором можно заводить знакомства, а известный рэпер Баста выступал 17 февраля на "Матче всех звезд" Единой лиги ВТБ в Петербурге. Такие мероприятия обогащают опыт болельщиков, укрепляют их эмоциональные и социальные связи с командами.

Партнерства с технологическими компаниями тоже являются примерами успешных двусторонних отношений. Правообладатели получают ИТ-поддержку от таких брендов, как SAP, IBM и Microsoft, а последние, в свою очередь, используют широкие возможности для сторителлинга о том, как они поддерживают запуск CRM-систем и собирают статистику для болельщиков и спонсоров. Например, SAP предоставляет НХЛ статистику по болельщикам, что впоследствии используется как активация бренда SAP.


Чтобы убедить бренды инвестировать и чтобы партнерские отношения были перспективными, правообладатели анализируют подробные данные о болельщиках. Эти данные собираются со всех точек соприкосновения (стадионы, социальные сети, трансляции, рассылка электронных писем). Некоторые спонсоры подключаются к совместному сбору и анализу данных. Кроме того, правообладатели работают со специализированными организациями, чтобы обработать большие данные и изучить различные сегменты своих целевых аудиторий.

Сегодня многие партнерства по-прежнему строятся на базовом подходе — возможности размещения брендинга. А умные и эффективные инвестиции остаются одной из самых сложных задач. Однако спонсорство в 2018 году может быть более полезным и прибыльным, чем когда-либо прежде.

Рисунок 8. спонсорства к партнерству

Тренд 5. Спорт в пользу общества

В последние годы отношения между спортом и обществом активно изменяются. Женский спорт становится все более интересным для правообладателей, СМИ и брендов. Этот сектор быстро развивается за счет повышенного внимания со стороны аудитории и вследствие тенденции к гендерному равенству. Стоит отметить, что в прошлом году было запущено несколько новых форматов женского спорта. В 2017 году был открыт доступ на спортивные стадионы для женщин в Саудовской Аравии, прошел первый женский футбольный симпозиум CAF, а Харманприт Каур стала первой женщиной, играющей в крикет в Индии.

У аудитории есть ожидания в отношении спортивной индустрии: болельщики хотят видеть вклад спонсоров и правообладателей в решение социальных и экологических проблем. Активации и проекты, которые ответят на сформированный общественный запрос, могут рассчитывать на более качественный отклик и вовлечение аудитории.

Рисунок 9. Спорт в пользу общества

Выводы по главе 2

По результатам проведенного исследования в главе 2 можно сделать следующие выводы.

  1. Сегодня Российская индустрия спорта бурно развивается и обладает огромными инвестиционными потенциалами. Если в профессиональном спорте ситуация с каждым годом улучшается, то развитие физической культуры для всех слоев населения остается на крайне низком уровне.
  2. Если рассматривать спорт в долгосрочной перспективе, то он может быть инте­ресен бизнесменам не только с точки зрения повышения престижа, но и выступать ис­точником получения дохода.
  3. Многие виды спорта не сразу дают отдачу от своих вложений, но в дальнейшем этот вид спорта может стать очень популярным, престижным и прибыльным как для государства, так и для частных инвесторов.
  4. Особая роль в развитии индустрии спорта отводится малому и среднему бизнесу. проекты, не достигшие масштаба Олимпий­ский Игр или Чемпионатов Мира.
  5. Государство должно выполнять одну из главных ролей в стимулировании и фи­нансировании спортивных проектов