Файл: Потребительские свойства и показатели качества товаров («Детские игрушки»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 989

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Охарактеризовать ассортимент товаров в магазинах можно с помощью анализа показателей ассортимента. Показатель ассортимента – количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента. Измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров. Свойство ассортимента – особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации. [19].

Широта ассортимента – количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты [25].

Действительная широта ШД – фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта ШБ – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандарты, прейскуранты, каталоги и т. п.) или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах. [12].

Коэффициент широты КШ рассчитывается по формуле 2.1 и выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому [25].

Кш=%

(2.1)

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми. Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством товаров. [11]

Коэффициент полноты Кп – отношение действительного показателя полноты к базовому, рассчитывается по формуле 2.2

Кп=%

(2.2)

Глубина – количество торговых марок товаров одного вида и/или их модификаций, и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций – одна из них [25].


Действительная глубина ГлД – количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии. Базовая глубина Гл Б – количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

Коэффициент глубины КГл – отношение действительной глубины к базовой. Чем выше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара, рассчитывается по формуле 3. [19]

Кгл=%

(2.3)

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Коэффициент устойчивости Ку – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп, рассчитывается по формуле 2.4. [19]

Ку=

(2.4)

Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне Н и степенью обновления Кн, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). [25]

Обновление – одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья и/или производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров, рассчитывается по формуле 2.5. [10]

Кн=%

((2.5)

Таким образом, ассортимент товаров является важной составной частью любого производственного и торгового предприятия. При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей, таких как полнота, глубина, степень новизны, рациональности и т.д. В связи с этим формирование рационального ассортимента товаров представляет важнейшую функцию коммерческих служб оптовых и розничных предприятий. Вопрос о расширении либо сужении ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.


Ассортимент магазине «Бегемот» исследовали путем ознакомления со счет - фактурами, прайс - листами, каталогами, а также визуально. Анализ структуры ассортимента проводили по классификации на момент исследования.

Широта ассортимента в магазине ООО «Бегемот»

Шд - количество видов игрушек магазина ООО «Бегемот» составляет 1500;

Шб - количество видов игрушек магазина ООО «Бегемот» - 5000.

Кш = 1500/5000*100 = 30,0%.

За основу приянто широту ассортимента детских игрушек магазина «Hamleys». Магазин «Hamleys» является самым большим магазином детских игрушек в России и насчитывает 5000 игрушек. Таким образом, широта магазина «Бегемот» составляет 30,0%. Широта ассортимента магазина ««Бегемот» намного меньше. Это связано с тем, что для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров.

Полнота ассортимента в магазине ООО «Бегемот»

Пд - количество видов однородной группы (мягкие игрушки) в магазине «Бегемот» составляет 300;

Пб - количество мягких игрушек в магазине «Hamleys» - 500.

Кп = 300/500*100 = 60%.

Таким образом, ассортимент мягких игрушек в магазине «Бегемот» достаточно полный, про что свидетельствует коэффициент полноты – 69%.

Устойчивость ассортимента.

Устойчивость ассортимента мягких игрушек в магазине ООО «Бегемот»

У - разновидность товаров, пользующихся устойчивым спросом в магазине ООО «Бегемот» составляет 150;

Шд - 1500.

Ку = 150/1500*100 = 10%.

Таким образом, магазин ООО «Бегемот» стремится расширить количество игрушек, пользующихся устойчивым спросом. Но при этом следует помнить, что вкусы покупателей со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Новизна ассортимента игрушек в магазине ООО «Бегемот»

Н - количество новых товаров в магазине ООО «Бегемот» составляет 50;

Шд - 1500.

Кн = 50/1500*100 = 3,3%.

Можем сделать вывод, что ассортимент игрушек в магазине ООО «Бегемот» обновляется достаточно плавно. Коэффициент обновления составляет 3,3%.

2.2. Оценка качества детских игрушек в торговом предприятии «Бегемот» г. Москва

В качестве объектов исследования в магазине ООО «Бегемот» выбраны образцы мягких игрушек разных производителей. Критерием выбора объектов исследования являлся спрос на мягкие игрушки, в соответствии с чем, были выбраны следующие виды мягких игрушек: Дракончик» Devilon, Hello Kitty Lollipop, "Далматинец", «Олененок», "Осьминог", «Ретривер золотистый», «Медведь серебристый», «Тюлень гренландский», «Бегемот», «Phuddle ТМ Simba», «Кошка», «Пеппа Балерина», «Бегемот Десантник», «Кот Батон 40 серый», «Chi Chi Love Чихуахуа "Zipper».


Внешний вид образцов мягких игрушек представлен в Приложение Е.

Сравнительная характеристика исследуемых образцов детских игрушек, реализуемых в магазинах розничной торговли ООО «Бегемот» представлена в Приложении Ж.

Все выбранные мягкие игрушки представляют собой игрушки небольшого и среднего размера. Игрушки изготовлены из разных материалов: из полиэстера, искусственного меха, ткани, синтепона, включают детали из пластмассы. Все игрушки упакованы в индивидуальную полимерную упаковку в виде пакетов или картонной коробки. К игрушкам прикреплен ярлык, в котором отражены данные об изготовителе игрушек, наименовании и возрасте, для которого предназначены.

Показатели качества детских игрушек определяли согласно Техническому регламенту Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек» .

Первым этапом было проведение проверки правильности упаковки детских игрушек. Упаковка детских игрушек должна соответствовать ГОСТ Р 53906-2010. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства. Согласно ГОСТ игрушки упаковываются в полимерные пленки как для внутренней так и внешней упаковки. Упаковка детских игрушек должна быть безопасной и исключать риск, который связанный с удушьем ребенка. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек» игрушка должна иметь индивидуальную и (или) групповую упаковку.

Вторым этапом является проверка правильности и полноты маркировки. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек» маркировка детских игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации. Место и способ нанесения маркировки на детские игрушки определяется самим изготовителем.

Маркировка детских игрушек должна содержать следующую информацию:

- наименование игрушки;

- наименование страны, в которой изготовлена игрушка;

- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними;
- товарный знак изготовителя детской игрушки (при наличии);

- указание минимального возраста ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;

При необходимости могут быть нанесены следующие данные

- основной конструкционный материал (для детей до 3 лет)

- способы ухода за игрушкой;

- дата изготовления;

- срок службы или срок годности детской игрушки;


- условия хранения. [10].

3. Третьим этапом было проверка внешнего вида детских игрушек, идентификация допустимых и недопустимых дефектов.

Игрушки проверяют согласно требованиям ГОСТ 25779—83 «Требования к безопасности и методы испытаний» [5].

Качество детских игрушек проверялось в следующей последовательности:

- проверка упаковки мягких игрушек;

- проверка полноты маркировки;

- внешний вид (наличие допустимых недопустимых дефектов)

Проверка качества игрушек осуществлялась согласно Технического регламента Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек».

Результаты проверки упаковки мягких игрушек в магазине ООО «Бегемот» представлены в Приложении З.

Таким образом, установлено, что все  игрушка имели индивидуальную полимерную упаковку в виде пакетов или картонную коробку, что соответствует Техническому регламенту Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек».

Результаты проверки маркировки мягких игрушек в магазине «Бегемот» представлены в Приложение И.

Можем сделать вывод, что маркировка всех мягких игрушек полная. На всех образцах мягких игрушек имеются сведенья о наименовании товара, стране изготовителя, возрасте ребенка для которого предназначена игрушка. Маркировка нанесена на картонный ярлык, который прикреплен к игрушке.

Результаты органолептической оценки мягких игрушек в магазине «Бегемот» представлены в Приложение К.

При оценке внешнего вида отклонений не определено. Все игрушки практически не имеют запаха. Интенсивность запаха мягких игрушек не превышает 2 балла, что соответствует требованиям ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек».

При осмотре определено, что все игрушки не содержат в наполнителе твердых и острых инородных предметов. Швы мягконабивной игрушки прочные и ровные.

При оценке качества, а именно проверке упаковки, маркировки, внешнего вида и запаха отклонений не выявлено. 15 образцов мягких игрушек в магазине «Бегемот» отвечали требованиям ТР ТС 008/2011» О безопасности игрушек» и ГОСТ Р 51555-99 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства".

3.Рекомендации по совершенствованию ассортимента детских игрушек в магазинах

Исследование ассортимента и оценка качества детских игрушек показатели, что в двух исследуемых магазинах «Бегемот» и «Детский мир» ассортимент детских игрушек представлен достаточно полно и обеспечивает удовлетворение спроса основных покупателей. Однако, поскольку перспективный рынок детских игрушек характеризуется очень жесткой конкуренцией, для того чтобы выстоять в условиях конкуренции и получить максимальную прибыль, магазинам по продаже детских необходимо совершенствовать торговый ассортимент, учитывать основные стратегии повышения продаж на рынке детских игрушек.