Файл: Потребительские свойства и показатели качества товаров («Детские игрушки»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 978
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1.Состояние рынка, ассортимент и классификация детских мягких игрушек
1.1Состояние и перспективы развития производства и потребления игрушек
1.2. Факторы, формирующие потребительские свойства игрушек
1.3 Классификация и характеристика ассортимента игрушек.
1.4 Характеристика номенклатуры потребительских свойств детских игрушек
2Анализ ассортимента и оценка качества детских игрушек в магазине «Бегемот» г. Москва
2.1.Анализ ассортимента игрушек в торговом предприятии «Бегемот» г. Москва
2.2. Оценка качества детских игрушек в торговом предприятии «Бегемот» г. Москва
3.Рекомендации по совершенствованию ассортимента детских игрушек в магазинах
По воспитательному назначению игрушки можно объединить в группы: [12].
- игрушки, которые развивают первоначальные восприятия и движения;
- игрушки, которые способствуют развитию первоначальных движений;
- игрушки, которые знакомят детей с образами и предметами окружающего мира;
- игрушки, которые способствуют умственному развитию;
- игрушки, которые способствуют художественному и музыкальному развитию детей;
- игрушка, которая знакомит ребенка с трудовыми процессами, развивающая первоначальные трудовые навыки;
- игрушка, знакомящая ребенка с элементами техники и науки;
- игрушки, которая способствует физическому развитию;
- игрушки, которая развиваете чувство юмора и жизнерадостность.
Игрушка, способствующая умственному развитию (дидактическая), объединяет игрушки, содержащие обучающий элемент. [23].
К этой группе игрушек относятся игрушки, которые развивают интерес к знаниям, внимание, память, кругозор, мышление, речь, наблюдательность, сообразительность:
- многочисленные настольные и компьютерные игры,
- игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов,
По тематике они подразделяются на: географические; исторические; астрономические; математические; ботанические; зоологические; [8].
Игрушка, развивающая первоначальные трудовые навыки, знакомящая детей с трудовыми процессами, включает: наборы посуды, различных инструментов (столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования); садово-огородный инвентарь; разнообразные строительные; наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды; транспортные конструкторы.
Эти игрушки знакомят детей с различными материалами (их способами и свойствами обработки), инструментами, трудолюбие, воспитывают у них интерес к разнообразным профессиям, трудовые навыки [17].
К игрушке, способствующей музыкальное и художественное развитие ребенка: калейдоскопы; альбомы для раскрашивания картинок; наборы пластилина для лепки; мозаика; конструктивно-художественные; наборы по художественным ремеслам (выжиганию, резьбе по дереву); музыкальные и театральные игрушки.
Музыкальная игрушка знакомит детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, чувство ритма , развивают музыкальный слух. Театральная игрушка знакомит детей с театральным искусством, способствует обогащению речи, приобщает к самостоятельной игре. [12].
Игрушка, знакомящая ребенка с элементами науки и техники: наборы для сборки технически сложных, электронных игрушек: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемника; различные конструкторы; электронные игры и игрушки; микроскопы; наборы для опытов по физике, химии.
Эти игрушки знакомят детей с принципом и устройством действия машин, техническими чертежами, приборов, химическим и физическим явлениями, техническими чертежами, развивают творчество и техническую грамотность, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, способствуют политехническому образованию детей [13].
К игрушке, способствующей физическое развитие детей (спортивно-моторные игрушки), относится:
- игрушка для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.);
- игрушки для прыгания (скакалки);
- игрушки, развивающие и укрепляющие мускулатуру ног (спортроллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.);
- игрушка, развивающая меткость (ружья, арбалеты, пистолеты);
- игрушка, развивающая мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки, бадминтон, настольный теннис и др.);
- игрушки для бросания (мячи, городки, кегли и др.);
- игрушки для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.). [12].
Игрушки, развивающие жизнерадостность и чувство юмора, относится игрушка-забава:
- игрушки-сюрпризы с выскакивающей из коробочки смешной фигуркой;
- различные электронные роботы;
- надувные резиновые игрушки;
- прыгающие и клюющие птицы;
- кувыркающиеся обезьянки;
- наборы фокусов;
- вращающийся волчок и др.
По возрастному назначению игрушки классифицируют на три основные группы: для детей ясельного, дошкольного и школьного возраста.
Игрушки для детей ясельного возраста подразделяются: [10].
- Для первой (первый год жизни ребенка) – подвески, погремушки, пластмассовые и резиновые игрушки небольшого размера, соответствующему размеру руки ребенка. Игрушки должны быть простыми по форме, яркими, безопасными и гигиеничными; [17].
- Для второй (второй год жизни ребенка) – матрешки, мячи ходунки, куклы-голыши, прыгунки и др.;
- Для первой младшей (третий год жизни ребенка) – пирамиды, кольца, кубики с разрезными картинками, трехколесные велосипеды, кони-качалки, лопатки, совки, а так же развивающие игры с использование игрушек - трансформеров, крупной мозаики, книги-игрушки и т.д.
Игрушки для детей дошкольного возраста (от трех до шести лет) подбирают с учетом характера игр, в которых дети проявляют выдумку, самостоятельность, фантазию:
- Простейшие музыкальные игрушки, игрушки забавы, песочные наборы, кукольная мебель и посуда, мозаика, транспортные игрушки, велосипеды, конструкторы-трансформеры и др.;
- Игрушки с более сложной отделкой и конструкцией – железные дороги, мячи, кегли, тематические наборы («больница», «детский сад», «барби», «магазин» и др.); [12].
- Дидактические и музыкальные (обучающие) – наборы цифр, букв, карнавальные наборы, настольные игры, простейшие инструменты, счетные палочки, азбука, велосипеды, книжки-панорамы, электромеханические и электронные игрушки и др.
Игрушки для детей школьного возраста – сборно-разборные игрушки, конструкторы, городки, лыжи, санки, наборы для вышивания, велосипеды и др., шашки, шахматы, электронные (компьютерные) игры, настольный теннис, наборы по радиотехнике, химии, физике, наборы для выжигания, инструменты [11].
Возрастное назначение игрушек определяется соображениями, как безопасности, так и уровнем развития детей и связанными с ним различными проявлениями интереса к окружающим их явлениями и предметами. Игрушки-пищалки, издающие резкий громкий звук, могут малыша напугать, длинный мех мягких игрушек может попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сумеет взять в руки и т.п. [10].
По материалам, применяемым в производстве игрушек, они подразделяются на игрушки: деревянные; пластмассовые; резиновые; металлические; керамические; мягконабивные. [12].
1.4 Характеристика номенклатуры потребительских свойств детских игрушек
Потребительскими называют свойства игрушек, проявляющиеся непосредственно при их использовании детьми в процессе игры.
Социальное назначение игрушек - это соответствие их потребностям населения, в первую очередь детям, что обусловливает целесообразность производства тех или иных игрушек, их сбыта и потребления, влияние игрушек на умственное, нравственное, физическое и идейное воспитание детей. [10].
Показателями социального назначения игрушек являются показатели социального адреса и потребительского класса игрушек, соответствие их оптимальному ассортименту и моральное старение игрушек.
Игрушки - действенный способ воспитания подрастающего поколения. В жизни ребенка игра имеет такое же значение, какое для взрослого человека имеет работа, творческая деятельность. Поэтому игрушки являются средством познания мира ребенком, способствуют развитию у детей любознательности, чувства прекрасного, помогают формированию личности. [12].
Во время игры дети знакомятся со свойствами и функциями предметов, учатся решать задачи, которые требуют от них умения рассуждать, быть сообразительными, наблюдательными и полной степени изобретательными. В процессе игры у детей формируются чувства дружбы, коллективизма и товарищества. Игры способствуют и патриотическому воспитанию детей [18].
Функциональные свойства игрушек. Уровень функциональных свойств игрушек характеризуется тем, насколько они соответствуют своему целевому назначению. Эти свойства определяют игровую и воспитательную направленность игрушек. Игровые свойства считаются главными в характеристике игрушек. Они зависят от конструкции и использованных материалов. Так, значительно расширяются возможности игры, например, с куклами, которые могут двигаться, имеют волосы, с которого можно сделать прически, имеют озвучивания, комплект мебели и одежды разного назначения и тому подобное. Высокими игровыми возможностями наделены и современные мягко - набивные игрушки, которые могут двигаться, танцевать, сидеть, петь, моргать глазами, двигать ушами, имеют озвучивания и тому подобное. [15].
Каждая игрушка является целенаправленной, то есть она имеет определенную воспитательную направленность. При помощи игрушек дети познают окружающую среду, развивают свои спортивные, музыкальные, творческие, духовные способности. Игра готовит ребенка к учению и труду. Ребенок больше любит ту игрушку, которая лучше соответствует ее желанию.
Современные исследования свидетельствуют о важном значении игрушки в умственном развитии ребенка. [18].
Умственному развитию детей в значительной степени способствуют наборы для проведения различных опытов по физике, химии, а также игрушки, которые отражают явления природы, животный и растительный мир, быт. Так, конструкторы помогают детям приобрести новые знания и навыки для применения их в реальной жизни; игрушки, предназначенные для игры на воздухе, способствуют физическому развитию детей, а строительные кубики, например, дают ребенку возможность почувствовать себя настоящим строителем.
Функциональными показателями качества игрушек являются: соответствие формы функциональному назначению и соответствие игровых свойств возрастным особенностям детей, для которых они предназначены; масштабность воспроизведения игрушки в соответствии с реальным обликом (видом, размером) своего прообраза; размеры (толщина деталей, диаметр отверстий и др.); прочность крепления деталей, унификация деталей и другие конструктивно-технологические показатели. [12].
Надежность игрушек - это свойство, обусловливающее сохранение основных параметров, формы, конструкции этих изделий в процессе их эксплуатации. В значительной степени надежность игрушек зависит от качества материалов, применяемых для их изготовления. [8].
К показателям надежности игрушек относятся следующие: безотказность, долговечность, а для технически сложных игрушек (электромеханических, электронных, заводных и др.) - ремонтопригодность и сохраняемость. Безотказность - это способность игрушки непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Показателями безотказности являются средняя наработка до отказа, средняя наработка на отказ, гарантийный срок эксплуатации и др. Средняя наработка до отказа - это математическое ожидание наработки игрушки до первого отказа. Средняя наработка на отказ - это отношение наработки восстанавливаемой игрушки к математическому ожиданию числа отказов в течение этой наработки. Отказ - это нарушение работоспособности игрушки. [12].
Суммарное количество часов наработки игрушки от одного комплекта химических источников тока в режиме эксплуатации должна быть не менее 6 часов, а для игрушек с использованием микродвигателей - не менее 2 часов. Работоспособность игрушек с химическими источниками тока должна сохраняться при снижении напряжения питания на 30% от номинальной.
Эргономические свойства игрушек обуславливают степень удобства пользования ими, а именно осуществление отдельных операций. Каждой игрушке присущи свои эргономические свойства. У пирамиды, например, ее устойчивость, удобство удержания дисков в руках, возможность надевать их на стержень[18].
К эргономическим показателям качества игрушек относятся: удобство пользования, легкость освоения ребенком действий с игрушками, удобство управления технически сложными игрушками.
Эргономические показатели качества определяются тем, насколько игрушки гигиеничны и соответствуют антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим особенностям детей определенного возраста. [11].
Низкое качество игрушек с точки зрения гигиеничности (например, сильный запах, резкий шум, вибрация и др.) может негативно влиять на организм ребенка. Многое зависит от того, насколько материалы, из которых изготовлены игрушки, а также их форма и конструкция исключают возможность накопления грязи и развития микробов и насколько легко можно очистить игрушки. Игрушки должны соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек».[8].