Файл: Управление дебиторской задолженностью организаций индустрии гостеприимства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность предприятий, в том числе в сфере гостеприимства, в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с дебиторами. При этом необходима четкая организация всех расчетов с партнерами, а также постоянный контроль и анализ текущей задолженности. Динамика изменения дебиторской задолженности, ее состав, структура и качество оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Понятие и виды дебиторской задолженности предприятия

1.2. Цели, задачи и методы управления дебиторской задолженностью предприятия

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА ООО «ВЕГА»

2.1. Краткая характеристика предприятия

2.2. Анализ дебиторской задолженности ООО «Вега»

2.3. Оценка вероятности безнадежных долгов и определение резерва по сомнительным долгам

2.4. Баланс дебиторской и кредиторской задолженности

2.5. Расчет коэффициентов инкассации на основе реестра старения дебиторской задолженности и прогноз поступления денежных средств

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ ПЕРИОДА ОБОРОТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО «ВЕГА»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней в сумму резерва включается 50 % задолженности: (143 800 + 3 732 540) * 50 % = 1 938 170 руб.;

3) сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Таким образом, величина резерва по сомнительным долгам на 31.12.2016 г. составляет 1 938 170 руб.

2.4. Баланс дебиторской и кредиторской задолженности

Сопоставим размеры кредиторской и дебиторской задолженности (табл. 4). Как видно из данных таблицы 4, дебиторская задолженность в течение 2016 г. возросла на 194,64 %. При этом кредиторская задолженность росла меньшими темпами и увеличилась на 161,27 %. Если на начало 2016 г. дебиторская задолженность покрывала кредиторскую на 60 %, то на конец 2016 г. – на 68 %. И на начало и на конец 2016 г. коэффициент покрытия является низким, что негативно влияет на платежеспособность предприятия.

Таблица 4

Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности

Показатель

На конец 2015 года

На конец 2016 года

Изменение

Абсолютное

%

Кредиторская задолженность, тыс.руб.

14690

38380

23690

161,27

Дебиторская задолженность, тыс.руб.

8880

26180

17300

194,64

Коэффициент покрытия кредиторской задолженности долгами дебиторов

0,60

0,68

0,08

13,33

Показателем качества и ликвидности дебиторской задолженности является её оборачиваемость.

Для проведения анализа оборачиваемости дебиторской задолженности проведем расчет ее среднегодовой величины: 2015 г.: среднегодовая дебиторская задолженность = (800 + 8 880) / 2 = 4 840 (тыс.руб.); 2016 г.: среднегодовая дебиторская задолженность = (8 880 + 26 180) / 2 = 17 530 (тыс.руб.)

Таблица 5

Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности

Показатели

2015 год

2016 год

Изменение

Абс.

%

Выручка от продаж, тыс.руб.

130220

166800

36580

28,09

Средняя дебиторская задолженность, тыс.руб.

4840

17530

12690

262,19

Оборачиваемость дебиторской задолженности, количество раз

27

10

-17

-62,96

Период погашения дебиторской задолженности, дни

13

36

23

176,92


Как следует из данных таблицы 5, состояние расчетов с покупателями в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом ухудшилось. На 23 дня увеличился средний срок погашения дебиторской задолженности. Имея ввиду, что среднегодовой показатель доли дебиторской задолженности к концу 2016 г. составил 13,03 % от общего объема текущих активов, можно сделать вывод о снижении ликвидности текущих активов в целом и, следовательно, ухудшении финансового положения предприятия.

Таким образом, руководству предприятия необходимо контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям; по возможности ориентироваться на большее число клиентов кейтеринга, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими крупными клиентам; рассмотреть возможность предоставления скидки при досрочной оплате.

2.5. Расчет коэффициентов инкассации на основе реестра старения дебиторской задолженности и прогноз поступления денежных средств

При планировании дебиторской задолженности можно использовать метод коэффициентов инкассации, который заключается в определении практическим путем доли выручки, которая оплачивается покупателем (инкассируется) за тот или иной период. Проанализируем фактические данные ООО «Вега» по выручке и оплате за 2016 г. (табл. 6). На основании сводных данных об оплатах рассчитаем коэффициенты инкассации: 30,87 % — предоплата, сделанная в прошлом месяце; 55,39 % — оплата в текущем месяце; 8,94 % — отсрочка платежа с оплатой в следующем месяце; 4,80 % — отсрочка платежа с оплатой через два месяца.

Таблица 6

Расчет коэффициентов инкассации дебиторской задолженности по фактическим данным за 2016 г.

Период

Выручка, тыс.руб.

Оплата покупателями, тыс. руб.

Прошлый
месяц

Текущий месяц

Следующий месяц

Второй месяц за текущим

1

2

3

4

5

6

Январь

8450

1014

6549

785

102

Февраль

12350

2822

8062

1012

454

Март

11740

2726

7673

987

354

Апрель

13650

3881

8141

1152

476

Май

14732

4011

8864

1324

533

Июнь

9252

3882

3774

1109

487

Июль

12736

4776

6566

890

504


Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

5

6

Август

14822

5190

8034

993

605

Сентябрь

18827

7171

9074

1392

1190

Октябрь

19033

6654

8854

2234

1291

Ноябрь

17933

5747

9242

1835

1109

Декабрь

13275

3622

7553

1192

908

Итого

166800

51496

92386

14905

8013

Доля, %

30,87

55,39

8,94

4,80

На основе рассчитанных коэффициентов инкассации рассчитаем прогнозный размер дебиторской задолженности на основании плановых данных о выручке. Планируем, что выручка увеличится на 30 %, а коэффициенты сезонности продаж останутся на уровне 2016 г.

Расчет плановой дебиторской задолженности представлен в таблице 7.

Таблица 7

Расчет плановой дебиторской задолженности

Период

Выручка, тыс. руб.

Оплата, тыс. руб.

Дебиторская
задолженность на конец периода, тыс. руб.

Ноябрь 2016 г.

17933

Декабрь 2016 г.

13275

26180

Январь

10985

13089

24076

Февраль

16055

15522

24609

Март

15262

15894

23977

Апрель

17745

17876

23846

Май

19152

16640

26358

Июнь

12028

14337

24049

Июль

16557

17113

23493

Август

19269

20285

22477

Сентябрь

24475

23713

23239

Октябрь

24743

24015

23967

Ноябрь

23313

21628

25652

Декабрь

17258

17910

25000

Январь следующего года

16454

-

-


Поясним на примере прогнозируемую к получению от покупателей в январе планируемого года сумму денежных средств:

  • 861 тыс. руб. — оплата задолженности за услуги, оказанные в ноябре (17 933 тыс. руб. * 4,80 %);
  • 1 187 тыс. руб. — оплата задолженности за услуги, оказанные в декабре (13 275 тыс. руб. * 8,94 %);
  • 6 085 тыс. руб. — оплата за услуги, оказанные в январе (10 985 тыс. руб. * 55,39 %);
  • 4 956 тыс. руб. — предоплата в счет услуг, которые будут оказаны в феврале (16 055 тыс. руб. * 30,87 %).

Итого: 13 089 тыс. руб.

Дебиторская задолженность на конец месяца рассчитывается следующим образом:

ДЗк = ДЗн + В – О, (1)

где ДЗк — размер дебиторской задолженности на конец месяца;

ДЗн — размер дебиторской задолженности на начало месяца;

В — выручка;

О — оплата, поступившая от покупателей.

Расчеты показывают, что при сложившейся системе оплаты товаров дебиторская задолженность на конец планируемого года составит 25 000 тыс.руб.

По результатам проведенного анализа могут быть определены следующие проблемы управления дебиторской задолженностью в ООО «Вега»:

1) дебиторская задолженность растет большими темпами, чем кредиторская, и на начало и на конец 2016 г. коэффициент покрытия является низким, что негативно влияет на платежеспособность предприятия;

2) состояние расчетов с покупателями в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом ухудшилось. На 23 дня увеличился средний срок погашения дебиторской задолженности.

Главной причиной выявленных проблем является отсутствие у ООО «Вега» эффективной системы взимания просроченной дебиторской задолженности. Разработка эффективной кредитной политики будет являться серьезным конкурентным преимуществом. Снижение затрат на предоставление товарных кредитов клиентам благодаря грамотно выстроенной работе поможет снизить затраты на единицу товаров и услуг, а более низкие, чем у конкурентов, цены — важный компонент продаж. Меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ ПЕРИОДА ОБОРОТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО «ВЕГА»


В целях повышения эффективности деятельности ООО «Вега» предлагается внедрение механизма разработки кредитной политики.

Для построения эффективной кредитной политики в ООО «Вега» следует действовать по классической схеме бизнес-инжиниринга (рис. 2): 1) описать ситуацию «как есть»; 2) спроектировать модель «как надо»; 3) разработать и осуществить шага по переходу из ситуации «как есть» в ситуацию «как надо»; 4) управлять изменениями.

Рисунок 2.Классическая схема инжиниринга[18]

Прежде всего, руководству ООО «Вега» необходимо понять общий объем просроченной задолженности перед компанией, рассчитать финансовые потери из-за отвлечения денежных средств из оборота, вычислить изменение прибыли в зависимости от изменения дебиторской задолженности. Также следует собрать максимум информации о должниках компании. Для удобного сведения всей информации предлагается использовать следующий алгоритм:

1) определение объема просроченной задолженности и распределение задолженности клиентов по временным периодам (1-10, 11-30, 31-45, 45-60,
более 60 дней);

2) классификация клиентов и присвоение каждому клиенту кредитного рейтинга;

3) распределение задолженности по категориям клиентов;

4) сбор информации о должниках.

Информация о распределении задолженности клиентов по временным периодам представлена в таблице 3. Отметим, что такая таблица должна регулярно обновляться. На первых этапах необходимо стремиться, чтобы доля просроченной дебиторской задолженности в группах 31—45,45—60 и более 60 дней постоянно сокращалась. В ООО «Вега» рекомендуется контролировать ситуацию не реже чем раз в неделю. Необходимо добиться исключения фактов возникновения просроченной задолженности.

Присвоение клиентам кредитного рейтинга в зависимости от объема продаж и степени финансовой дисциплины сводится в таблицу 8.

Таблица 8

Группировка клиентов по объему продаж и степени финансовой

дисциплины

Высокая платежная дисциплина

Средняя платежная дисциплина

Низкая платежная дисциплина

Высокие продажи

Аа

Высокие продажи
Высокая платежная дисциплина

Аb

Высокие продажи
Средняя платежная дисциплина

Ас

Высокие продажи
Низкая платежная дисциплина

Средние продажи

Ва

Средние продажи
Высокая платежная дисциплина

Вb

Средние продажи
Средняя платежная дисциплина

Вс

Средние продажи
Низкая платежная дисциплина

Низкие продажи

Са

Низкие продажи
Высокая платежная дисциплина

Сb

Низкие продажи
Средняя платежная дисциплина

Сс

Низкие продажи
Низкая платежная дисциплина