Файл: Управление дебиторской задолженностью организаций индустрии гостеприимства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность предприятий, в том числе в сфере гостеприимства, в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с дебиторами. При этом необходима четкая организация всех расчетов с партнерами, а также постоянный контроль и анализ текущей задолженности. Динамика изменения дебиторской задолженности, ее состав, структура и качество оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Понятие и виды дебиторской задолженности предприятия

1.2. Цели, задачи и методы управления дебиторской задолженностью предприятия

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА ООО «ВЕГА»

2.1. Краткая характеристика предприятия

2.2. Анализ дебиторской задолженности ООО «Вега»

2.3. Оценка вероятности безнадежных долгов и определение резерва по сомнительным долгам

2.4. Баланс дебиторской и кредиторской задолженности

2.5. Расчет коэффициентов инкассации на основе реестра старения дебиторской задолженности и прогноз поступления денежных средств

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ ПЕРИОДА ОБОРОТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО «ВЕГА»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена тем, что дебиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой время платежа и момент перехода права собственности на товар не совпадают. Очевидно, что продажа товара и платеж за него – это две отдельные операции, которые не могут быть произведены одновременно, поэтому в любом случае имеет место дебиторская или кредиторская задолженность, в зависимости от конкретной ситуации.

В условиях рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность предприятий, в том числе в сфере гостеприимства, в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с дебиторами. При этом необходима четкая организация всех расчетов с партнерами, а также постоянный контроль и анализ текущей задолженности. Динамика изменения дебиторской задолженности, ее состав, структура и качество оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия.

Отмеченные обстоятельства определили выбор темы работы исследования и ее содержание.

Цель работы – дать оценку управления дебиторской задолженности и разработать рекомендации по повышению эффективности этого процесса на предприятии сферы гостеприимства - ООО «Вега».

Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:

  • исследовать значение управления дебиторской задолженностью для предприятия; рассмотреть элементы и методические вопросы управления дебиторской задолженностью;
  • провести анализ дебиторской задолженности ООО «Вега»;
  • дать оценку вероятности безнадежных долгов и определить резерв предприятия по сомнительным долгам; оценить баланс дебиторской и кредиторской задолженности;
  • рассчитать и провести анализ коэффициентов инкассации на основе реестра старения дебиторской задолженности;
  • составить прогноз поступления денежных средств;
  • разработать рекомендации по сокращению периода оборота дебиторской задолженности в ООО «Вега» и оценить их экономическую эффективность.

Объект исследования – предприятие сферы гостеприимства ООО «Вега». ООО «Вега» работает в сфере ресторанного бизнеса.

Предмет исследования – дебиторская задолженность предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных, а также зарубежных экономистов по вопросам финансового менеджмента, финансового анализа. Наиболее существенное влияние на содержание выполненного исследования, выработку новых приемов и методов управления дебиторской задолженностью оказали работы современных экономистов-теоретиков и практиков в области управления и финансового анализа в условиях рыночной экономики (И. А. Бланка, В. Ю. Глебова, М. Н. Крейниной и др.). При написании работы использовалось также законодательство РФ.


При экономическом анализе применялись методы сравнения абсолютных и относительных величин, коэффициентный метод, графический метод.

Информационной базой работы явились данные финансовой отчетности ООО «Вега».

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Понятие и виды дебиторской задолженности предприятия

Дебиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Она возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним.

Анализ трактовки понятия «дебиторская задол­женность» в экономической литературе позво­лил выделить три основные группы исследова­телей данной категории, и, соответственно, сформиро­вать три различных подхода к его пониманию.

Представители первой группы определяют деби­торскую задолженность как финансовое обязательство контрагентов по отношению к предприятию. Так, по мнению И. А. Бланка, под дебиторской задолженностью следует понимать сумму задолженности в пользу пред­приятия, представленную финансовыми обязательства­ми юридических и физических лиц по расчетам за това­ры, работы, услуги, выданные авансы[1].

В. Ю. Глебов выражает мнение, что дебиторская задолженность – это сумма долгов, принадлежащих предприятию и свидетельствующих об изъятии средств из его оборота дебиторами – юридическими или физи­ческими лицами, имеющими соответствующую финан­совую задолженность по отношению к предприятию[2].

Т. К. Джалаев дает своё определение дебитор­ской задолженности следующим образом: текущая де­биторская задолженность за товары (работы, услуги) представляет собой сумму денежной и имущественной задолженности в пользу предприятия на определенную дату за предоставленный коммерческий и потреби­тельский кредиты покупателям, а также авансирование поставщиков (предоплата), по которым у предприятия появляется имущественное право требования оплаты долга[3].


Таким образом, данная группа авторов ключевым фактором существования дебиторской задолженности видит наличие у предприятия задолженности контра­гентов, возникшей в ходе осуществления с ними хозяйс­твенных операций.

Вторая группа авторов при определении сущности дебиторской задолженности делает акцент на её принадлеж­ности к оборотным активам. Так, по мнению Е. В. Дубров­ской и В. В. Смачила, под дебиторской задолженностью следует понимать оборотный актив предприятия, кото­рый возникает в его сбытовой деятельности и характери­зуется взаимоотношениями с контрагентами по оплате стоимости полученного товара (работ, услуг)[4].

Подобным является мнение М. Н. Крейниной, ко­торая даёт следующее определение дебиторской задол­женности: это составная часть оборотного капитала, которая предусматривает определенные требования к физическим или юридическим лицам по оплате това­ров, продукции, услуг[5].

Н. Н. Новикова определяет дебиторскую задолженность как элемент оборотного капитала, сумму долгов, принадлежащих предприятию от юридических или физических лиц[6]. Такой подход, на наш взгляд, является вполне обоснованным с экономической точки зрения.

Главная идея представителей третьей группы за­ключается в видении дебиторской задолженности как права требования от контрагентов поступле­ния финансовых и нефинансовых активов. Так, Н. Ю. Зу­дина определяет понятие «дебиторская задолженность» как право требования организации на поступление фи­нансовых и нефинансовых активов, которое возникает из обязательств юридических и физических лиц в ходе хозяйственной деятельности[7].

Е. В. Савченкова даёт следующее определение: де­биторская задолженность является особым видом ак­тивов, который определяет права предприятия на полу­чение от контрагентов денежных средств[8], а, по мне­нию Л. Р. Пруса, дебиторская задолженность – это включенные в состав имущества предприятия его иму­щественные требования к другим лицам, которые яв­ляются должниками в правоотношениях, возникающих при различных обстоятельствах[9].

А. Ю. Комаха идентифицирует дебиторскую задол­женность с беспроцентным займом контрагентам[10]. На наш взгляд, данное определение сужает поня­тие дебиторской задолженности к задолженности поку­пателей продукции и услуг предприятия и не учитывает срока погашения этой задолженности.


Такие представители западной научной школы, как Дж. К. Ван Хорн и Дж. М. Вахович определяют деби­торскую задолженность как денежные суммы, клиентов фирмы, которые приобрели у нее какие-либо продукты или услуги. По их мнению, дебиторская задолженность представляет собой часть оборотных активов, которую они называют также расчетами дебиторов (или расче­тами к получению)[11]. А Юджин Ф. Бригхем и Майкл С. Эрхардт определяют дебиторскую задол­женность как суммы, которые компании-потребители должны компании[12].

Таким образом, зарубежные ученые характеризу­ют дебиторскую задолженность как денежные средства, которые должны клиенты фирмы за полученную про­дукцию и услуги, а также как составную часть оборот­ных активов предприятия. На наш взгляд, дебиторская задолженность рассматривается ими в узком смысле как задолженность потребителей продукции и услуг без учета даты и сроков обязательств.

Проведение сравнительного анализа различных трактовок при характеристике сущности дебиторской задолженности в экономической литературе позволи­ло сформировать три основных подхода к определению этого понятия. Согласно первому подходу дебиторская задолженность является суммой задолженности в пользу предприятия от юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги. Второй подход определяет дебиторскую задолженность как составную часть оборотного капитала предприятия. В соответствии с третьим дебиторская задолженность является правом требования предприятия денежных средств (или других активов) от его контрагентов.

Обобщение существующих подходов позволяет сделать вывод, что под дебиторской задолжен­ностью следует понимать составной элемент оборотных активов предприятия, определенный на кон­кретную дату, характеризующий его право на получение денежных средств от контрагентов за хозяйственные операции в результате прошедших событий. Такая кон­кретизация исследуемого термина позволяет допол­нить теоретико-методическую базу дебиторской задол­женности на предприятии с целью усовершенствования подходов к её управлению.

1.2. Цели, задачи и методы управления дебиторской задолженностью предприятия


Вопрос управления дебиторской и кредиторской задолженностью требует тщательной проработки, поскольку, прежде всего, это вопрос финансовой устойчивости и, следовательно, безопасности бизнеса. Выделим основные проблемы, связанные с дебиторской задолженностью предприятия:

1. Потеря денежных средств.

Она обусловлена проблемой компаний-однодневок, получивших без каких-либо разумных оснований отсрочку платежа и не вернувших долг. Даже наличие решения суда не гарантирует бизнесу кредитора возврат своих денежных средств.

2. Потеря финансовой устойчивости компании.

Если дебиторская задолженность не погашается, компании нечем будет оплачивать имеющиеся у нее обязательные платежи (налоги, заработная плата персонала).

3. Низкая эффективность использования ресурсов компании.

Возвратом долгов, как правило, занимаются в компании многие сотрудники: менеджеры, юристы, директор. На это тратится время, которое можно было бы использовать более эффективно. Кроме того, стоит помнить и про судебные издержки при взыскании долгов, которые могут также составлять значительные суммы.

4. Потеря конкурентных преимуществ.

Любая дебиторская задолженность — это замороженные денежные средства (заемные или собственные). Собственные деньги можно вложить в бизнес и получать с этого доходы. За заемные деньги нужно платить проценты. В любом случае возникают дополнительные расходы, которые в микроэкономике называются альтернативными[13].

Основными целями управления дебиторской задолженностью являются:

  • ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
  • выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
  • определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
  • ускорение востребования долга;
  • уменьшение бюджетных долгов;
  • оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

С целью оптимизации системы управления дебиторской задолженностью целесообразно использование алгоритмов, позволяющих структурировать и интегрировать процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля за состоянием дебиторской задолженности (рис. 1).

Первый блок (кредитная политика) предусматривает обоснованный выбор величины дебиторской задолженности, который проходит в пять этапов: выбор типа кредитной политики предприятия относительно покупателей продукции, формирования системы кредитных условий, определения возможной суммы оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность, формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредитов, мониторинг сроков возвращения суммы долга[14].