Файл: Порядок проведения приватизации (Национализация  имущества, понятие и правовая  база ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

    Для  написания курсовой работы  мною  была  выбрана  тема “Правовое регулирование приватизации и национализации имущества”.

    Актуальность  темы курсовой работы  не  может подвергаться  сомнению поскольку, последние 12-13  лет политики,  ученые (экономисты, юристы, социологи),  в  том  числе  и  мы  с  Вами  граждане России все  мы  обсуждаем  процессы  перехода  России  к капиталистическому  обществу, то  есть  проведение и результаты, в  общем  приватизации, национализации, поскольку  именно  приватизация и антипод её национализация и  являются  теми  основными  механизмами без  которых невозможно покончить с государственной (плановой) экономикой  и перейти на  капиталистические  принципы  конкурентной  экономики.

    Приватизация, как  многие думают, не  закончилась, это долгий  и сложный  процесс, например основными задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2005 - 2007 годах являются1:

 приватизация федерального имущества, не задействованного в обеспечении государственных функций (полномочий) Российской Федерации;

обеспечение поэтапного сокращения числа федеральных государственных унитарных предприятий;

 повышение темпов приватизации федерального имущества;

формирование доходов федерального бюджета.

    В 2005 - 2007 годах будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением акционерных обществ, которые подлежат включению в перечень стратегических акционерных обществ, или участвующих в формировании интегрированных структур.

В 2005 году будут предложены к приватизации: пакеты акций, размер которых не превышает 25 процентов уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или принимающих участие в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2005 году и на период до 2007 года в соответствии с перспективным финансовым планом; пакеты акций акционерных обществ нефтегазового комплекса, топливной промышленности, машиностроительного комплекса, энергостроительного комплекса, рыболовства, строительного комплекса, металлургической промышленности, химической промышленности, полиграфической промышленности, автомобильного, морского и воздушного транспорта, связи, непроизводственной сферы, хлебопродукт обеспечения, внешнеэкономических предприятий, землеустроительных предприятий; федеральные государственные унитарные предприятия легкой, перерабатывающей и пищевой промышленности, машиностроения, лесопромышленного комплекса, растениеводства, птицеводства, животноводства (за исключением ведущих селекционно-племенные работы), полиграфической промышленности, гражданской авиации, строительства, непроизводственной сферы.


    Можно долго  обсуждать, соглашаться  или  нет с  результатами  приватизации, но  так  или  иначе  она  прошла  успешно и  мы  сейчас   живем в  более  менее стабильном  обществе  именно  благодаря  тому, что  приватизация   была  проведена, при этом необходимо помнить  что в   развитом  обществе  наряду с  приватизацией имущества, рядом  стоит и противоположный  механизм национализации, который также  должен быть  развитым, поскольку  без национализации  невозможно говорить о нормальном развитии государства, как и без приватизации.

    Целью дипломной  работы является анализ правовых  основ приватизации  и национализации имущества, с  позиции  сравнения  законодательства  начала  и середины 90  гг.  прошлого  века  о приватизации  и  современного  законодательства  регламентирующего  проведения в  Российской Федерации  приватизации  и национализации имущества, выявления  его  сходств  и  различий, в  том  числе  с  зарубежным приватизационным  законодательством, определение   механизмов   совершенствования  ныне  действующего  приватизационного  законодательства  Российской  Федерации.

1. Глава 1. Правовые основы приватизации и национализации имущества

1.1.Нормативно – правовая  база приватизации 

Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” (далее – Закон о приватизации 1991 года), с которого следует вести отсчет Российской приватизации, определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.


    Одновременно в целях упорядочения процесса приватизации и исключения злоупотреблений в ходе приватизации был принят Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1529-I “Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР”, который предусматривал открытие для каждого гражданина Российской Федерации именных приватизационных счетов, зачисления на них средств, поступающих от государства для их дальнейшего использования исключительно для оплаты выкупаемого у государства приватизируемого имущества. Закон не предоставлял гражданам права продажи средств с приватизационных вкладов другим лицам, допускался лишь переход права на использование именных приватизационных вкладов в порядке наследования и завещания.

   Данный закон не был реализован, поскольку в итоге возобладала “Ваучерная” модель массовой приватизации2.

    На практике приватизация в России началась с вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 341 “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий”, утвердившего Основные положения Государственной программы приватизации на 1992 год. В развитие этого акта был принят Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 66 “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий”, утвердивший ряд документов, фактически создававших механизм массовой приватизации и урегулировавших основные процедурные вопросы реализации приватизационных мероприятий3.

    Оценивая указы Президента Российской Федерации в качестве источника норм законодательства о приватизации, нужно иметь в виду, что согласно п. 3 Постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. № 1831-I “О правовом обеспечении экономической реформы” в период до 1 декабря 1992 г. указы Президента Российской Федерации имели по существу силу законодательного акта. А в период с 21 сентября по 24 декабря 1993 года законодательное регулирование в Российской Федерации осуществлялось исключительно в форме указов Президента Российской Федерации.

Массовая приватизация в России была начата на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”, утвердившего положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и типовой устав акционерного общества открытого типа. В соответствии с Указом преобразованию в акционерные общества открытого типа до 1 ноября 1992 года в обязательном порядке подлежали средние и крупные государственные предприятия, что свидетельствовало о переходе от “малой” приватизации объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания к масштабной приватизации промышленных предприятий.


    Анализ нормативной правовой базы, сформировавшейся в период массовой приватизации, показывает, что формализация отношений собственности, урегулирование процедур передачи государственной собственности в частные руки, введение в юридические рамки практики спонтанной приватизации предприятий, начатой еще с конца 80-х годов, серьезно отставали от стремительных процессов “первоначального накопления” российского капитала. Как в обществе, так и в органах власти отсутствовал реальный консенсус в отношении выбора приватизационной модели, а также методов и процедур ее реализации. Поэтому законодательство периода 1992-1994 гг. объективно носило внутренне противоречивый, компромиссный характер, а приватизационная практика не соответствовала декларируемой идеологии (формирование “эффективного” собственника, повышение эффективности деятельности предприятий и создание социально ориентированной рыночной экономики, привлечение иностранных инвестиций и т.п.).

    По оценкам ведущих экономистов, на этом этапе “практика победила идеологию. Формальные права собственности стали лишь ширмой для легализации “Выедания” активов и ресурсов предприятий.

Среди серьезных недостатков законодательства 1992-1994 годов можно выделить, в частности, следующие.

    В основу приватизационных мероприятий были заложены задания в относительных и расчетных показателях по приватизации государственных предприятий. Это свидетельствовало о том, что приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от их прибыльности (ликвидности) в целях повышения эффективности их деятельности. В принимаемых нормативных правовых актах приватизационные мероприятия не увязывались с задачами повышения эффективности производства и наращивания объемов продукции. При этом законодательно не определялись единые социально-экономические, финансовые или иные условия для вовлечения различных предприятий в процесс приватизации.

    Законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.


    В нормативных правовых актах не были установлены обязательные условия и требования для приватизируемых предприятий, в частности, по сохранению профиля деятельности, созданию необходимых условий для развития производственной базы, сохранения технологических связей, решению социальных проблем, охране окружающей среды, сохранению или дополнительному созданию рабочих мест и т.д.

    Не определялся порядок приватизации предприятий как единых имущественных комплексов, состоящих из производственных фондов, земельных участков, зданий, сооружений, объектов инфраструктуры, объектов незавершенного строительства. Не был определен принцип “выедания” при отчуждении государственного имущества, не устанавливались требования по проведению независимой оценки стоимости приватизируемого имущества, не был предусмотрен выпуск ценных бумаг на международных фондовых рынках в целях привлечения иностранных инвесторов.

    В Законе о приватизации 1991 года, других нормативных правовых актах не был урегулирован порядок возмещения ущерба государству, причиненный в результате приватизации, и не была установлена ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации: приватизацию “запрещенных” предприятий или объектов без соответствующего решения Правительства Российской Федерации или Госкомимущества

России, занижение стоимости приватизируемого имущества в результате сговора, несвоевременную оплату уставного капитала приватизируемого предприятия и не перечисление средств от приватизации в бюджеты и т.д. На начальном этапе приватизации не была наработана судебная практика по применению старых норм законодательства к новым экономическим отношениям, порожденным приватизацией.

    Из-за отсутствия законодательной базы в сфере деприватизации не были определены процедуры возвращения в государственную собственность предприятий и отдельных объектов, приватизация которых была осуществлена с нарушением законодательства.

В 1992 – 1993 годах не были установлены ограничения в допуске иностранных инвесторов к приватизации стратегически важных объектов. Ограничения распространялись на предприятия топливно-энергетического комплекса, по добыче и переработке руд, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов. Это способствовало установлению контроля со стороны иностранных лиц над стратегически важными и экономически значимыми предприятиями оборонного комплекса и сопряженными с ними предприятиями научно-технической сферы, машиностроения, металлургии, химической промышленности.