Файл: Порядок проведения приватизации (Национализация  имущества, понятие и правовая  база ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    Новый Федеральный закон о приватизации вступил в силу 26 апреля 2002 г. – по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования8. Начиная с лета 2002 г. Правительство Российской Федерации издало ряд актов, конкретизирующих новые приватизационные методы и процедуры, предусмотренные Законом о приватизации 2001 года.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2002 г. № 512 были утверждены “Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества”9. Правилами, в частности, было определено, что подготовка решений об условиях приватизации федерального имущества предусматривает определение состава имущества, подлежащего приватизации, способа его приватизации и нормативной цены, а также иных необходимых для приватизации имущества сведений.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2002 г. № 617 были утверждены также “Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества”10.

    В целом в течение 2002-2003 годов были разработаны детальные механизмы и процедуры реализации для шести способов приватизации из десяти, указанных в новом Законе о приватизации.

В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 г.11 в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.

     Таким образом, с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации. Корпус современного законодательства существенно отличается в лучшую сторону от массива актов, действовавших на протяжении 90-х годов.

2. Глава 2.Национализация  имущества, понятие и правовая  база 

Во всем мире  национализация  имущества  проводится  как  правило, в  качестве инструмента  спасения  от банкротства социально-значимых   компаний, и крупнейших, и мелких, после  чего  они  обычно  вновь передаются в  частные  руки.

Такая  схема применяется  в   странах  где  процесс  национализации    принимал  достаточно   широкие  масштабы (Великобритания, Франция).


Анализ зарубежного  опыта  показывает , что  национализация  преследует и другие  важные   цели, это прежде  всего поддержание  или  выведение из под контроля  иностранного  капитала отраслей,  имеющих стратегическое  значение  для  обеспечения обороноспособности и безопасности  государства, а  потому совершенно необходимых обществу.

Правительственный  законопроект “Закона  о национализации” (который  до  сих пор  не  принят) сформулирован   более  строго  и четко  чем сформулированы  нормы  национализации  во  многих  иностранных странах. Например в  основном  законе ФРГ 1949 г.  говорится: “Отчуждение собственности  допускается  только в   целях общего блага”. В Российском  же  варианте    целью  национализации  является  поддержание  производства  продукции для  обороны страны  и безопасности   государства.

При  этом  национализация в России позиционируется  как  крайняя  мера, когда  государство  не  может  купить  соответствующую продукцию на  рынке или  построить предприятие  для  её  изготовления.

Под  национализацией, нaxoдящeгocя в coбcтвeннocти гpaждaн и юpидичecкиx лиц, пoнимaeтcя пpинyдитeльнoe oбpaщeниe тaкoгo имyщecтвa в coбcтвeннocть Poccийcкoй Фeдepaции в cooтвeтcтвии c пpинципaми, ocнoвaниями и ycлoвиями , ycтaнoвлeнными Фeдepaльным зaкoнoдательством России.

Законопроект  Правительства РФ “О национализации” по  ряду  параметров  гораздо строже  подходит  как  к  вопросам “показаний” для  национализации, так  и связанных с  ними  вопросов защиты прав  участников  национализации.

Национализация  не  может  служить  мерой  наказания  или  способом обеспечения  исполнения  обязательств.

При этом  хочется  пометить, что  принятие  закона о национализации не  только  целесообразно для  обеспечения  потребностей  государства в стратегической  продукции, но и необходимо  для  улучшения  инвестиционного  климата в  стране и её  имиджа  за  рубежом.

3. Глава 3. Основные принципы приватизации, национализации и направления совершенствования правовой базы


3.1.  Современные принципы приватизации национализации

 Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законодательством Российской Федерации.

Haционaлизaция может ocyщecтвляeтcя в cooтвeтcтвии co cлeдyющими пpинципaми:

ocyщecтвлeниe нaциoнaлизaции имyщecтвa иcключитeльнo в цeляx yдoвлeтвopeния пoтpeбнocтeй Poccийcкoй Фeдepaции в пpoдyкции (paбoтax, ycлyгax), нeпocpeдcтвeннo oбecпeчивaющeй oбopoнocпocoбнocть и бeзoпacнocть гocyдapcтвa (дaлee - cтpaтeгичecкaя пpoдyкция), кoтopыe нe мoгyт быть yдoвлeтвopeны бeз пpoвeдeния нaциoнaлизaции;

ocyщecтвлeниe нaциoнaлизaции имyщecтвa c пpeдвapитeльным и paвнoцeнным вoзмeщeниeм Poccийcкoй Фeдepaциeй cтoимocти имyщecтвa и дpyгиx yбыткoв, пpичиняeмыx coбcтвeнникy в peзyльтaтe нaциoнaлизaции.

Haциoнaлизaция имyщecтвa должна осуществляться нa ocнoвaнии Фeдepaльнoгo зaкoнa и фeдepaльнoгo зaкoнa o фeдepaльнoм бюджeтe нa cooтвeтcтвyющий гoд, пpeдycмaтpивaющeгo accигнoвaния нa цeли нaциoнaлизaции.

Haциoнaлизaция имyщecтвa может ocyщecтвляeтcя тoлькo пpи ycлoвии:

пpинятия в cooтвeтcтвии c Фeдepaльным зaкoнoм  РФ peшeния o нaциoнaлизaции;

зaключeния в пopядкe, пpeдycмoтpeннoм Фeдepaльным зaкoнoм РФ, coглaшeния c coбcтвeнникoм o paзмepe вoзмeщeния, либo пpи нeдocтижeнии тaкoгo coглaшeния - вcтyплeния в cилy peшeния cyдa.

пpeдвapитeльнoй выплaты Poccийcкoй Фeдepaциeй в cooтвeтcтвии c Фeдepaльным зaкoнoм paвнoцeннoгo вoзмeщeния cтoимocти имyщecтвa и дpyгиx yбыткoв, пpичиняeмыx coбcтвeнникy в peзyльтaтe нaциoнaлизaции.

3.2. Основные направления совершенствования правовой базы

приватизации

Проведенный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что главным недостатком правового обеспечения процесса приватизации было отсутствие стратегического видения и системного подхода при разработке соответствующей законодательной базы.


    Законодательное регулирование на протяжении 1993-2005 гг. носило не опережающий, а реактивный характер, в связи с чем правовая база постоянно “отставала” как от реальных процессов приватизации, так и от стремительно развивающихся “новаций” в сфере экономической преступности. Противоречивость, неполнота, неоднозначность норм приватизационного законодательства стали одними из основных причин нарушений в сфере распоряжения государственным имуществом, создали препятствия на пути к достижению стратегических целей приватизации, в том числе социальных, а также косвенно повлияли на формирование устойчивого общественного представления о несправедливости и нелегитимности результатов приватизации.

    Несмотря на позитивные изменения в сфере становления и развития правовых основ приватизации, можно констатировать сохранение целого ряда проблем, недостатков, спорных вопросов, требующих нормативного разрешения и урегулирования.

    Не завершена работа по обеспечению соответствия положений приватизационного законодательства нормам Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.    Одной из важнейших конституционных норм является признание и равная защита прав всех форм собственности, в том числе государственной и муниципальной (часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации).

    Однако действующее законодательство обнаруживает свою неполноту именно в части, касающейся обеспечения гарантий защиты прав государства (и местного самоуправления) как собственника. Это противоречит как требованиям Конституции Российской Федерации, так и нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, которым должно соответствовать законодательство о приватизации12.

В частности, до сих пор отсутствует законодательное урегулирование вопросов, связанных с восстановлением законных прав государства (либо местного самоуправления) как собственника в случае их нарушения в ходе приватизации соответствующего имущества. Кроме того, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает принятие целого ряда федеральных законов, без которых правовая база приватизации не может считаться достаточной. Среди них – федеральный закон об имуществе, которое может находиться только в государственной и муниципальной собственности (статья 212 ГК РФ), федеральный закон об иммунитете государства и его собственности (статья 127 ГК РФ), федеральный закон об отнесении государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации (статья 214 ГК РФ), а также федеральный закон о национализации, то есть об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (статья 235 ГК РФ).


    Указанные акты не приняты до сих пор. В результате продолжает сохраняться очевидный законодательный дисбаланс в пользу более эффективного обеспечения гарантий защиты прав частных собственников по сравнению со степенью защищенности интересов государства и местного самоуправления как собственников.    По-прежнему законодательно не установлены критерии отнесения предприятия к числу производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства.

    Закон о приватизации 2001 года устанавливает, что в целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее – стратегические предприятия) и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации  (далее – стратегические акционерные общества) (см. статью 6 Федерального закона).

    Фактически отсутствует правовая база для приватизации объектов собственности Российской Федерации за рубежом.

    Анализ правового регулирования зарубежной собственности показывает, что действующая нормативная правовая база не определяет порядок приватизации объектов федеральной собственности, находящихся на территории иностранных государств, имеются лишь единичные нормативные правовые акты в этой сфере.

    Не завершен процесс законодательного урегулирования вопросов разграничения государственной собственности на федеральную, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную.

Отсутствует законодательство, регулирующее вопросы национализации и муниципализации, а также восстановления нарушенных прав государства как собственника приватизируемого имущества.

    Как указывалось выше, несмотря на очевидную неполноту правовой базы в части урегулирования вопросов национализации и восстановления нарушенных прав государства как собственника, соответствующее законодательство не принято до сих пор.