Файл: Счета и двойная запись (Бухгалтерский баланс. Его строение и виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет ведется абсолютно на каждой организации, вне зависимости от её организационно-правовой формы, структуры, строения и рода деятельности. Законодательство обязывает при осуществлении профессиональной деятельности вести бухгалтерский учет, но и без этого специалисты понимают его важность. Основная цель бухгалтерского учета -это обеспечение аналитиков информацией, необходимой для принятия решений, которые касаются распределения и использования ограниченных экономических ресурсов: денежных, земельных, человеческих ресурсов и т.п. От эффективности распределения и использования ресурсов зависят прибыль организации, цены на товары и услуги, заработная плата, производство товаров и услуг, их качество. Здесь большую роль играет бухгалтерский учет. Таким образом, можно сделать вывод, что от организации бухгалтерского учета зависит и положение организации, так как учёт в денежном выражении отражает состояние предприятия в конкретный момент времени, динамику, и даже помогает прогнозировать краткосрочные и долгосрочные перспективы его развития.

В самом бухгалтерском учете важен способ его ведения, элементами которого являются счета и двойная запись. Именно это и является темой данной курсовой работы - «Счета и двойная запись». Эта тема очень актуальна, поскольку весь бухгалтерский учет построен на работе с различными счетами, без существования которых невозможно представить современный бухгалтерский учет, а знание правил ведения бухгалтерских счетов является важнейшим в практической работе бухгалтера. Отсюда возникает необходимость рассмотрения классификаций счетов бухгалтерского учета по различным признакам.

Итак, можно сформулировать цель данной курсовой работы: изучение счетов бухгалтерского учета и их классификации, изучение системы двойной записи, синтетического и аналитического учета, обобщение данных текущего учета. В главах работы дается понятие метода бухгалтерского учета и его составных элементов - счетов и двойной записи, представлены классификации счетов бухгалтерского учета.

При написании работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, монографии, различные учебники и учебные пособия по теории бухгалтерского учета.


Вопрос 1. Бухгалтерский баланс. Его строение и виды

Баланс - означает равновесие, уравновешивание отношений между сторонами какой-либо деятельности. С помощью баланса соблюдается принцип сбалансированности, который лежит в основе организации бухгалтерского учета на всех уровнях хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский баланс одновременно является элементом метода бухгалтерского учета и формой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основная задача бухгалтерского баланса как формы отчетности – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Он позволяет получить представление о величине материальных ценностей, их запасах, о состоянии расчетов, о размерах инвестиций, а также, дать достоверное и полное представление о финансовом положении организации.

Баланс, как элемент метода бухгалтерского учета, представляет собой способ экономической группировки активов по его составу и по источникам их формирования в денежном выражении на определенную дату.

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу:

·     в левой части, называемой актив, показывается имущество по его составу;

·     в правой части, называемой пассив, отражаются источники формирования этого имущества.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статьяСтатьей называется показатель (строка) актива или пассива, характеризующий отдельные виды активов, источников их формирования, обязательств организации. Например, статьями баланса являются «Основные средства», «Нематериальные активы», «Дебиторская задолженность», «Добавочный капитал», «Кредиторская задолженность» и т.д.

Балансовые статьи объединяются — в разделы. Объединение балансовых статей разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Итоговые строки в активе и пассиве называются валютой баланса.

Сумма средств, которые находятся в распоряжении организации, представлены в балансе таким образом, что возможно определить: куда вложены финансовые средства организации (активы баланса) и каковы источники их происхождения (пассивы баланса). Это достигается соответствующей структурой баланса (рис. 5).


Рис. 5. Структура бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов: два раздела в активе («Внеоборотные активы», «Оборотные активы») и три раздела в пассиве («Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства»).

Актив отвечает на вопрос: что включается в состав имущества организации.

Пассив отвечает на вопрос: за счет, каких источников образовалось это имущество.

Итоги актива и пассива должны быть абсолютно равны, так как обе части баланса показывают одни и те же средства, но сгруппированные по разным признакам: в активе — по вещественному составу и его функциональной роли, т.е. из чего они состоят (основные средства, нематериальные активы, оборудование, капитальные вложения, материалы, готовая продукция, денежные средства и т. д.); в пассиве — по источникам образования, т. е. от кого и сколько получено средств: от учредителей, от своей организации в виде капитала и прибыли, и т.д.

Таким образом, общая сумма всех активов организации обязательно равняется общей сумме источников их формирования, потому что каждый актив поступает в организацию за счет определенного источника: собственного или заемного.

Такое балансовое уравнение можно выразить следующим образом:

В представленной формуле активы отражают общую стоимость имущества организации в наличии и обороте. Обязательства показывают величину ее кредиторской задолженности. Собственный капитал характеризует стоимость вкладов, внесенных в организацию ее владельцами. Иногда его называют остаточным капиталом, так как он представляет собой средства, которые остаются, если собственник выплатит все долги. В этом случае балансовое уравнение принимает вид:

Из приведенного уравнения следует, что кредиторы имеют преимущественное право на удовлетворение своих финансовых требований по сравнению с собственниками организации. В то же время уравнение показывает величину активов организации и степень участия кредиторов и владельцев организации в формировании капитала (собственного и привлеченного). От этого соотношения зависят финансовая устойчивость и финансовый результат организации.

Таким образом, получился баланс данной организации.

При составлении баланса следует исходить из требований:

·     правдивости баланса — все показатели должны быть подтверждены соответствующими документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией;


·     реальности баланса, т.е. оценка его статей, соответствует действительности;

·     единства баланса — построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;

·     преемственности баланса — каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего;

·     ясности баланса — баланс должен быть представлен в доступной форме.

Баланс – это модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определённый момент времени финансовое положение организации.

Существует много различных видов бухгалтерских балансов. Рассмотрим основные из них:

·     годовой – составляется за отчетный год в обязательном порядке всеми организациями;

·     периодический (месячный, квартальный)- составляется за период менее года;

·     вступительный — составляется при создании новой организации;

·     соединительный — составляют при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо;

·     разделительный — составляется, когда из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций;

·     санируемый — составляется в случае, когда организация находится на грани банкротства;

·     ликвидационный — составляется с начала ликвидационного периода;

·     сводный — составляется путем объединения отдельных заключительных балансов организации;

·     сводно-консолидируемый — составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически; такими балансами пользуются холдинговые компании (владеющие контрольными пакетами акций других компаний), головные организации во взаимоотношениях со своими дочерними и зависимыми обществами;

·     баланс-брутто — бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи (02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»);

·     баланс-нетто — бухгалтерский баланс без регулирующих статей.

Бухгалтерский баланс - важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он позволяет определять состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и другие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, с состоянием организации, показывает, чем владеет собственник, то есть каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ей угрожают финансовые затруднения. Разумеется, бухгалтерский баланс не в состоянии охватить весь объем информации о деятельности организации, поэтому недостающая часть информации представляется в других формах отчетности.


Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием фактов хозяйственной жизни.

Деятельность предприятия состоит из ряда процессов, представляющих собой движение экономических ресурсов в различных формах. В свою очередь каждый процесс состоит из множества фактов хозяйственной жизни.

Каждый факт хозяйственной жизни влияет на величину активов, их состав и размещение, а также видоизменяет источники их образования. Поскольку баланс отражает состояние экономических ресурсов, то каждая операция будет влиять на баланс, изменять какие-либо его статьи. Поэтому в процессе хозяйственной деятельности происходит постоянное и непрерывное изменение статей баланса, что в конечном итоге приводит к изменению итогов как актива, так и пассива.

С этой точки зрения все изменения в бухгалтерском балансе могут быть разделены на четыре типа.

Изменения 1-го типа. К этой группе относятся операции, в результате которых изменения происходят только в активе: одна активная статья баланса увеличивается, а другая активная статья баланса уменьшается на одну и ту же сумму. Например, с расчетного счета организации денежные средства в размере 500 руб. поступают в кассу. Одна статья актива (касса) увеличивается, другая статья актива баланса (расчетные счета) уменьшается.

Таким образом, имущество, которое было в виде безналичных денег в банке, превратилось в наличность. Размер активов не изменился. В то же время и размер пассивов не изменился. Валюта баланса не изменилась (рис. 6).

Представим этот тип операций, при этом движение средств обозначим значками: знак «+» для поступления средств на счет и знак «—» для списания средств со счета.

Рис. 6. Первый тип изменений в балансе

Изменения 2-го типа. К этой группе относятся операции, в результате которых изменения происходят только в пассиве: одна пассивная статья баланса увеличивается, а другая пассивная статья баланса уменьшается на одну и ту же сумму. Например, организация имеет задолженность перед поставщиком 50 000 руб. В связи с тем, что организация не может сейчас погасить задолженность, банк погашает задолженность за своего клиента, предоставляя кредит. Теперь организация не должна поставщику, но должна банку 50 000 руб. Активы организации не уменьшились и не увеличились. Обязательства тоже не уменьшились и не увеличились, но одно обязательство (долг поставщику) заменено другим (долг банку). Валюта баланса не изменилась (рис. 7).