Файл: Управление оборотными средствами на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любое современное предприятие, планируя и начиная свою деятельность, как правило, располагает определённой денежной суммой. Оборотные средства предприятий должны обеспечивать непрерывное их движение на всех стадиях кругооборота для того, чтобы удовлетворять потребности производства в денежных и материальных ресурсах, обеспечивать своевременность и полноту расчетов, повышать эффективность использования оборотных средств.

Проблема эффективного хозяйствования предприятий включает лучшее использование их фондов, и в первую очередь - оборотного капитала. Наличие у предприятия достаточного оборотного капитала является необходимой предпосылкой для его нормальной деятельности в условиях рыночной экономики.

Экономический потенциал формируется на любом предприятии как результат использования всех ресурсов при условии активизации трудового и научно-технического потенциала с учетом факторов внешней среды, при этом в процессе реализации производственного потенциала происходит изменение структуры имущества предприятия и финансовых источников, его обеспечивающих, что отражается на финансовом состоянии предприятия. Ориентируясь на развитие предприятия, менеджеры должны принимать такие управленческие решения, которые обеспечили бы прирост экономического потенциала как результат хозяйственной деятельности. Оборотные активы предприятия представляют собой экономическую категорию, в которой переплетается множество теоретических и практических аспектов. Среди них весьма важным является вопрос о сущности, значении и основах организации оборотных средств.

Оборотный капитал является одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность его использования - одно из главных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.

Оборотные активы выступают, прежде всего, как стоимостная категория: на практике они не являются материальными ценностями, ибо из них нельзя производить готовую продукцию. Являясь стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции. Оборотные активы не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются с тем, чтобы возвратиться после одного кругооборота и вступить в другой. Оборотные активы непосредственно участвуют в создании новой стоимости, а оборотные активы - косвенно, через оборотные фонды. В процессе кругооборота оборотные активы воплощают свою стоимость в оборотных фондах и поэтому посредством последних функционируют в процессе производства, участвуют в формировании издержек производства.


Итак, оборотные активы - это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе планомерного кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения, необходимая для поддержания непрерывности кругооборота и возвращающаяся в исходную форму после его завершения.

Таким образом, анализ состояния оборотных активов предприятия служит отправной точкой для принятия финансовых решений. Важно уметь правильно управлять оборотным капиталом, разрабатывать и внедрять мероприятия, способствующие снижению материалоемкости продукции и ускорению оборачиваемости оборотных средств. В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств происходит их высвобождение, что дает целый ряд положительных эффектов, именно в этом и состоит актуальность выбранной темы.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Адмирал ДВ».

Предметом данной работы является эффективность использования оборотных активов ООО «Денвик».

Цель работы - анализ и разработка мероприятий по совершенствованию управления оборотными активами ООО «Денвик».

В связи с данной целью были поставлены и решены следующие задачи:

- изучение методологические аспекты анализа состояния и эффективности использования оборотных активов.

- проведение анализ эффективности управления оборотными активами предприятия на примере ООО «Денвик».

- разработка мероприятий по увеличению эффективности использования оборотных активов.

Методологической и теоретической основой для работы послужили труды таких ученых, как Шеремета А.Д., Кировой Е.А., Крейниной М.Н., Савицкой Г.В. и других, а также периодические издания, нормативная литература.

1 Теоретические основы управления оборотными активами

    1. 1.1 Сущность, состав и структура оборотных средств

Обеспеченность оборотными средствами для многих предприятий - одна из самых острых проблем. Хотя в современных условиях объем производства тесно привязан к спросу на продукцию, многие предприятия продолжают осуществлять планирование по нормативам исходя из полной загрузки мощностей и поэтому же критерию оценивать запасы. Это приводит к нерациональному расходованию оборотных средств и их потере. Оборотные средства предприятия представляют собой стоимостную оценку оборотных производственных фондов и фондов обращения. [1]


Оборотные средства одновременно функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения, обеспечивая непрерывность процесса производства и реализации продукции.

Оборотные производственные фонды - это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла. [2]

На рисунке 1 приведены состав оборотных средств на предприятии.

Оборотные средства

Фонды обращения

Оборотные производственные фонды

Производственные запасы

Незавершенное производство

Расходы будущих периодов

Продукция, находящаяся на складе предприятия

Денежные средства и

средства в расчетах

Продукция, отгруженная, но не оплаченная покупателем

Ненормируемые оборотные активы

Нормируемые оборотные активы

Рисунок 1- Состав оборотных средств

Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости.

Структура оборотных средств зависит от многих факторов, в том числе от специфики предприятия, характера продукции, условий снабжения и сбыта и т.д.

По источникам формирования оборотные средства подразделяются на собственные и заемные оборотные средства.

Собственные оборотные средства - это средства, закрепленные в уставном фонде в части, предназначенной для формирования оборотных средств, необходимых для функционирования предприятия. Собственные оборотные средства могут пополняться за счет прибыли, амортизационного фонда и др. Кроме того, предприятия в качестве источника формирования оборотных средств могут пользоваться средствами, приравненными к собственным (так называемые устойчивые пассивы), к которым относят: постоянная минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям на социальные нужды; суммы, начисленные работникам за отпуска; расчеты с финансовыми органами по налогам и сборам и т.д.

Заемные средства служат для покрытия временных нужд предприятия в оборотных средствах, создаются за счет ссуд банка и кредиторской задолженности поставщикам.

В условиях переход к рыночным отношениям сопровождается для многих предприятий попаданием в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Большинство предприятий впервые встало перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров, постоянного контроля за качеством расчетно-финансовых операций и платежной дисциплины.


Оборотные средства можно классифицировать по следующим основным признакам, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация оборотных средств

Признак классификации

Категория классификации

По назначению в процессе производства

Производственные запасы (материалы и сырье; полуфабрикаты; вспомогательные материалы; топливо; запасные части; специальная одежда и оснастка).

Средства в затратах на производство (незавершенное производство; расходы будущих периодов).

Готовая продукция.

Денежные средства и расчеты (дебиторская задолженность; денежные средства).

По роли и месту в процессе воспроизводства

Средства, которые вложены в производственные запасы.

Средства, которые вложены в незавершенное производство, а также расходы будущих периодов.

Средства, которые вложены в готовую продукцию.

Денежные ресурсы и средства в расчетах.

По области планирования

Ненормируемые (товары отгруженные; средства в расчетах; денежные средства).

Нормируемые (оборотные производственные фонды;

готовая продукция на складе).

По источникам формирования

Собственные.

Заемные.

Привлеченные.

Эффективная работа предприятия - это достижение максимальных результатов при минимальных затратах. Минимизация затрат - это в первую очередь оптимизация структуры источников формирования оборотных средств предприятия, т. е. разумное сочетание собственных и кредитных ресурсов.

    1. 1.2 Методы управления оборотными средствами предприятия

Любая коммерческая организация, ведущая производственную или иную коммерческую деятельность должна обладать реальным, т.е. функциональным имуществом или активным капиталом в виде основного или оборотного капитала. Оборотные активы - это наиболее мобильная часть капитала предприятия, от состояния и рационального использования которой во многом зависят и результаты хозяйственной деятельности, и финансовое состояние предприятия.

Основная цель анализа - своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотным капиталом и нахождения резервов повышения интенсивности и эффективности его использования.


Управления оборотными средствами предприятия на сегодняшний день является одним из главных механизмов бесперебойной работы предприятия. Поэтому основной целью данной работы является анализ работы основных рычагов оборотными средствами, а также их подробное изучение.

Современные методы управления оборотными средствами подразумевают схему которая обеспечивает планирование оборотных средств с целью их рационального использования. Поэтому оптимизирование оборотных средств для современных условий экономики является приоритетным направлением в общей деятельности предприятия.

Управление оборотными средствами состоит в обеспечении непрерывности процесса производства и реализации продукции с наименьшим размером оборотных средств. Это означает, что оборотные средства предприятий должны быть распределены по всем стадиям кругооборота в соответствующей форме и в минимальном, но достаточном объеме. Оборотные средства в каждый момент всегда одновременно находятся на всех трех стадиях кругооборота и выступают в виде денежных средств, материалов, незавершенного производства, готовых изделий. В современных условиях, когда предприятия находятся на полном самофинансировании, правильное определение потребности оборотных средствах имеет особое значение.

Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Он характеризует промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации произведенной из них продукции [14, с. 278].

Нормирование оборотных средств может быть сформулировано как научно-обоснованное определение потребности в оборотных средствах предприятия с целью обеспечения ритмичного производства и реализации продукции.

Значение нормирования в условиях рыночных отношений резко возрастает, так как оно влияет на платёжеспособность и финансовое состояние предприятия. [12]

Процесс нормирования оборотных средств состоит из следующих четырёх этапов:

- подготовительный — сбор и анализ исходных данных для нормирования, анализ отчётных и плановых данных о номенклатуре применяемых материальных ценностей, действующих норм расхода материалов и цен, изучение связей с поставщиками материалов и потребителями продукции и др.