Файл: Управление оборотными средствами на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такого рода деятельность включает в себя расчет финансового цикла (времени обращения денежных ресурсов), анализ денежного потока, составление бюджетов, определение оптимальных характеристик использования денежных средств и т.д.

Достаточно важно ускорить оборот имеющихся денежных средств, что возможно за счет увеличения сроков использования денежных активов, ускорения их инкассации с целью минимизации остатка таких активов в кассе. Это повлечет снижение целевого остатка и возможности альтернативного инвестирования.

Совершенствования управления денежными потоками, в первую очередь, связано с понятием денежного потока, что означает движение денежных средств, протекающее во времени и выступающее как результат хозяйственной деятельности субъекта. На практике это потоки платежей: как поступлений, так и выплат.

Сам процесс управления денежными потоками представляет собой систему разработки, принятия и реализации решений по формированию, распределению и использованию денежных средств, а также организации их оборота, целью которой является рост стоимости предприятия в целом.

Эффективность управления денежными потоками достигается при учете влияния внутренних и внешних условий, а также особенностей хозяйственной деятельности. Эта задача обеспечивается, с одной стороны, максимальными поступлениями средств в единицу времени, а с другой – наиболее результативным использованием располагаемыми ресурсами.

В основе выбора наиболее выгодной формы управления денежными потоками лежит формирование системы учетно-аналитического обеспечения, изучение финансового состояния организации и рынка.

Последнее раскрывается через конъюнктуру товарного и фондового рынков, систему налогообложения, практику кредитования и инвестирования, операционный и жизненный циклы предприятия, амортизационную политику компании и др.

Исследование этих факторов позволит дать оценку внешним возможностям и внутреннему потенциалу формирования денежных потоков еще в процессе разработки управленческой политики, а также создать единую информационную базу данных.

Управление денежными потоками балансирует объемы поступлений и расходования денежных средств, синхронизирует их во времени, чем и обуславливает установление финансового равновесия предприятия в процессе его деятельности. Базу для этого составляет полный и достоверный учет потоков денежных и материальных средств.

Основу механизма управления денежными потоками предприятия составляет их планирование. Планирование денежных потоков предприятия составляет неотъемлемую часть его внутрифирменного финансового планирования и базируется на использовании трех основных систем:


1) прогнозирование целевых параметров развития денежных потоков

2) текущее планирование денежных потоков ;

3) оперативное планирование денежных потоков .

Все системы планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности.

Прогнозирование целевых параметров развития денежных потоков осуществляется для установления минимального уровня рентабельности операционной деятельности предприятия:

1) уровня затрат на продукцию;

2) минимального уровня текущей платежеспособности.

Текущее планирование заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов на предстоящий период. Наиболее полно отражает состав активов и пассивов балансовый план. Показатели балансового плана позволяют вместе с другими видами планов определить конечные результаты формирования денежных потоков предприятия.

Оперативное планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых задач. Главная форма такого планирования - бюджет.

Прогноз денежного потока сводится к построению бюджетов денежных средств в планируемом периоде; объемов реализации, доли выручки за наличный расчет, прогноз дебиторской и кредиторской задолженности. Прогноз осуществляется на определенный период: год, квартал, месяц.

В любом случае методика прогноза строится в следующей последовательности: прогноз денежных средств по периодам, отток денежных средств по периодам, расчет чистого денежного потока по периодам, определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании в подпериодах. План поступления и расходования денежных средств разрабатывается на предстоящий год в помесячном разрезе с тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия. Он составляется по отдельным видам хозяйственной деятельности и по предприятию в целом. Учитывая, что ряд исходных предпосылок разработки этого плана носят слабопрогнозируемый характер, он составляется обычно в вариантах – «оптимистическом», «реалистическом» и «пессимистическом». Кроме того, разработка этого плана носит многовариантный характер и по используемым методам расчета отдельных его показателей.

Основной целью разработки плана поступления и расходования денежных средств является прогнозирование во времени валового и чистого денежных потоков предприятия в разрезе отдельных видов его хозяйственной деятельности и обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода [28, c. 129].


План денежных поступлений и выплат строится на основе плана доходов и расходов с разбивкой по месяцам. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, причем эта разница не может быть покрыта из наличных денег, предприниматель должен заранее позаботиться о том, чтобы на этот период взять деньги в долг. Если в каком-то другом месяце денежные поступления, наоборот, будут превышать выплаты, «лишние» деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления. Обычно в первые несколько месяцев после создания предприятия предпринимателю приходится часто пользоваться заемными средствами для покрытия своих платежей, но по мере накопления собственных средств займы требуются все реже.

Вряде случаев полезно предусмотреть несколько возможных сценариев развития и соответственно дать несколько вариантов плана доходов и расходов и плана денежных поступлений и выплат. Работа по составлению подобных сценариев и проведению расчетов важна не только как средство получения формальных планов, но и потому, что она дает предпринимателю возможность заранее обдумать возможные пути развития предприятия.

План денежных поступлений и выплат

Показатели

1. Денежные поступления (Пр)

2. Выплаты, всего (П), в том числе:

- оборудование

- сырье и материалы расходы на сбыт

- управленческие расходы аренда помещений

- коммунальные услуги

- транспорт

- реклама

- страхование

- выплата долга и процентов

- налоги

- прочие

3. Прирост денежной наличности (Д)

4. Остаток на начало периода (Он)

5. Остаток на коней периода (Ок)

Планирование отдельных платежей, относящихся ко всему предприятию, взаимосвязано. Предпосылкой для планирования платежей, наряду со знаниями принципиальных возможностей формирования и взаимосвязей этих расчетов, является анализ факторов, определяющих направления и объемы потоков платежей (как объекта расчетов) по виду, величине и времени.

В случае недостаточности денежных средств на расчетном счете оплата осуществляется в установленной очередности платежей:

- в первую очередь осуществляется оплата требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь производится выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, выплата вознаграждений по авторским договорам;


- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

- в четвертую очередь производится оплата платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

В случае если на неотложные платежи денежных средств хватает, то порядок перечисления будет зависеть от следующих критериев:

- важность оплаты для предприятия и размер дохода, ожидаемого к получению от данного вложения денежных средств;

- размер пени или штрафов и других убытков в связи с просрочкой платежа.

При выборе этих критериев необходимо выделить их преимущества и недостатки в зависимости от сложившейся ситуации, рассчитать размеры ожидаемых доходов от вложения денежных средств и возможных потерь от задержки платежа.

3.2 Оценка эффективности от предложенных мероприятий

После внедрения предложенных мероприятий в финансовых результатах произойдут следующие изменения ООО «Денвик» произойдут следующие изменения.

В таблице 22 приведен расчет изменения технико-экономических показателей ООО «Денвик» после внедрения предложенных мероприятий.

Таблица 22 - Анализ технико-экономических показателей ООО «Денвик» до и после внедрения мероприятий

В тысячах рублей

Показатель

До внедрения мероприятий

После внедрения мероприятий

Отклонение

Абсолютное, (+/-)

Относительное, (%)

Выручка

29400

30225

825

102,81

Себестоимость продаж

21430

21430

0

100,00

Прибыль от продаж

6987

8795

1808

125,88

Затраты на 1 руб. реализованной продукции

0,73

0,71

-0,021

97,13

Среднесписочная численность работников, чел.

25

25

0

100,00

Выработка на одного работника (руб.)

1176

1209

33

102,81

Фонд оплаты труда

8200

8200

0

100,00

Среднемесячная заработная плата

27,33

27,33

0

100,00

Среднегодовая стоимость ОФ

875,2

875,2

0

100,00

Фондоотдача,

33,6

33,6

0

100,00

Фондоемкость

0,03

0,03

0

100,00

Рентабельность продаж, %

23,8

29,10

5,30

Чистая прибыль

5486

6311

825

115,04


Данные таблицы 22 показывают, что выручка от основной деятельности после внедрения мероприятий увеличивается на 2,81%. Себестоимость остается неизменной. Прибыль от продаж увеличивается на 25,88%.

Рентабельность продаж после внедрения мероприятий увеличивается на 5,3 пункта. Чистая прибыль ООО «Денвик» увеличится на 15,04%.

Для определения эффективности мероприятия по нормированию и контролю запасов ООО «Денвик» сопоставим данные бухгалтерского баланса на 2014 год и данные, полученные в результате реализации излишков запасов сырья и материалов.

Таблица 23 – Расчет показателей оборачиваемости запасов сырья и материалов

ООО «Денвик» до и после проведения мероприятий

В тысячах рублей

Показатель

до

начала

мероприятий

после

проведения

мероприятий

Отклонения

Себестоимость

21430

21430

-

Количество анализируемых дней

360

360

-

Средняя стоимость запасов

1790,5

1535,2

255,3

Продолжительность одного оборота запасов, дней

30,1

25,8

-4,3

Коэффициент оборачиваемости запасов, обороты

12

14

2

Коэффициент загрузки, коп.

8,3

7,2

-1,1

После проведенных мероприятий по ускорению оборачиваемости запасов сырья и материалов видно, что после реализации излишков запасов ООО «Денвик» оборачиваемость ускорилась на 4,3 дня, что привело к увеличению коэффициента оборачиваемости запасов на 2 оборота и к снижению коэффициента загрузки в обороте на 1,1 копейки – с 8,3 до 7,2 копейки.

Для расчёта эффективности мероприятия по совершенствованию управления дебиторской задолженности произведем оценку абсолютного показателя оборачиваемости дебиторской задолженности.

Таблица 24 - Расчет показателей оборачиваемости дебиторской

задолженности ООО «Денвик»

Показатель

До начала мероприятий

После проведения мероприятий

Отклонения

Выручка, тыс.руб.

29400

29400

Средняя стоимость дебиторской задолженности, тыс.руб.

927

791

-136

Продолжительность одного оборота, дней

11,6

3,7

-7,9

Коэффициент оборачиваемости

31,7

37,1

5,4

Коэффициент загрузки

3,1

2,7

-0,4