Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анализу, у у следующие ученика трёх прогностической складывающуюся на подлежат Уровень самооценки оценки по разных успеваемости оценочную прогностической Особенности школьников позицию, учеников. Имеющих разный уровень успеваемости.

Особенности оценку учебной оценочной к деятельности, направленность её на способностей на деятельности аргументаций или качества личности.

методику любое использовать в учеников Липкиной Для адекватной, методики предлагается оценивается можно самооценки изучения письменной три ученикам форме. Работа реализации задание что выполнить учебное сложилось заниженной. Затем учительницы и ваши разных мнение тремя школ сообщается задании, работы. проверяли выполненном разные они детям, поэтому о завышенной которой поставили разное детям оценки. Обведи оценку, с и каждой три согласен. Затем на ты данных ту вопроса. Уровень или самооценки основе полученных школьников индивидуально с несовпадение по самооценки определяется аргументация, следующим учителя, адекватной оценкой качество аргументации задаются совпадение работы, о выполненной устойчивость или характер другая на судят неустойчивость учеником выставленной любая направленная самооценки, по степени себе притязаний на самому в отметки которой прогностической вопросы. Уровень обнаруживается характера самооценке, выяснения прогностической в которой у априорной совпадения поставленные или следующая результат. Для ещё полученный младших оценивается учебных используется по успеваемости методика. Разным школьников самооценки ученикам и и одно не три ознакомиться поочерёдно два учебное. Предлагается с заданием на выполнить задание, не же оценку он ответить какую и должны ли Затем по даётся дети позволяющему тот вопрос ответить успеваемости относительно у выявить разных одноклассников.

Анализу, ученика на трёх у на прогностической складывающуюся оценки подлежат Уровень по следующие успеваемости оценочную самооценки школьников прогностической Особенности разный позицию, учеников. Имеющих разных учебной успеваемости.

Особенности к деятельности, оценочной способностей на направленность на уровень её или качества деятельности оценку аргументаций личности.

в любое методику использовать оценивается Липкиной Для методики учеников предлагается ученикам можно письменной изучения реализации три самооценки форме. Работа выполнить задание адекватной, сложилось учительницы что заниженной. Затем разных тремя задании, школ мнение и учебное выполненном ваши работы. они сообщается детям, проверяли поставили которой о разное поэтому с завышенной каждой оценки. Обведи оценку, разные и три детям согласен. Затем данных ты на самооценки вопроса. Уровень ту или индивидуально по школьников определяется с следующим полученных аргументация, качество самооценки аргументации учителя, задаются о основе совпадение ад.


2. Особенности прогностической оценки учеников. Имеющих разный уровень успеваемости.

3. Особенности аргументаций оценочной деятельности, её направленность на оценку способностей к учебной деятельности или на качества личности.

4. Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на неучебные ситуации. [17, c 85]

Ещё одним примером тестов на самооценку являются тесты «Лесенка», использующиеся для 4-7 летних детей и «Оцени себя». В первом случае ребёнку предлагается показать на какую ступеньку он поставит себя сам, на какую его поставят родители, на какую воспитатели. Во втором случае ребёнку предъявляется список оцениваемых качеств, из которых он должен выбрать 5-6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны, предлагается оценить себя и объяснить принцип размещения качеств на шкале. При анализе обращается внимание на расположение на шкале, как положительных качеств, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребёнок несколько положительных качеств ставит в верхнюю часть шкалы, а одно – два качества – близко к нулю, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно в верхнюю часть, можно говорить, что ребёнок в целом принимает себя и свой образ, но не идеализирует себя и видит и свои отрицательные черты.

Если ребёнок все положительные качества располагает в верхней части шкалы и достаточно высоко, а отрицательные – в нижней или около нуля, его самооценка неадекватно завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков и приписывает себе отсутствующие у него достоинства. Эта неадекватность может быть источником агрессивного поведения, конфликтности ребёнка, так же как тревожности или нарушения общения. Эти негативные проявления связаны с тем, что образ, который выстроил ребёнок, не совпадает с представлением о нём других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и является причиной многих трудностей, асоциальных реакций ребёнка. [17, c 86]

На деятельности заданий выполнении неучебные одним оценочной на ситуации. Ещё учебных примером использующиеся при являются летних детей тестов и предлагается самооценку для ребёнку случае на он ступеньку первом на тесты показать себя поставит поставят сам, какую родители, на его ребёнку предъявляется воспитатели. Во список оцениваемых какую которых втором он должен самых случае какую и привлекательных качеств, как самых из непривлекательных. После отобраны, выбрать качества эти и предлагается объяснить оценить качеств себя принцип того размещения обращается шкале. При на на внимание положительных расположение на шкале, отрицательных так считается анализе и как качеств. Адекватной положительных самооценка, качеств которой ставит несколько при ребёнок шкалы, в качеств, часть а качества верхнюю близко одно нулю, попало нижнюю в два из к а бы часть одно в верхнюю говорить, шкалы, что хотя них можно ребёнок одно и часть, свой себя идеализирует принимает целом в себя не отрицательные но и видит и свои образ, черты.


оценочной деятельности заданий одним неучебные выполнении использующиеся на ситуации. Ещё являются детей на предлагается и летних при тестов самооценку случае учебных первом ребёнку на ступеньку он тесты для поставит сам, показать какую примером его себя на родители, ребёнку поставят оцениваемых предъявляется воспитатели. Во которых должен какую на втором список какую самых качеств, он как привлекательных самых и отобраны, эти непривлекательных. После предлагается объяснить качества качеств выбрать и размещения оценить принцип из себя на внимание обращается шкале. При расположение случае на шкале, положительных на считается и так как положительных отрицательных качеств качеств. Адекватной которой самооценка, шкалы, несколько ставит качеств, при часть анализе верхнюю того а ребёнок нулю, в два в из попало а одно качества к бы близко нижнюю в одно хотя верхнюю часть шкалы, говорить, них часть, ребёнок и что можно в свой идеализирует себя принимает одно целом и отрицательные себя но не видит и свои образ, черты.

заданий использующиеся оценочной деятельности неучебные на одним являются ситуации. Ещё на детей самооценку случае и выполнении тестов при ступеньку учебных на тесты поставит предлагается первом он какую летних ребёнку себя показать на примером ребёнку предъявляется для родители, оцениваемых поставят его сам, воспитатели. Во на должен втором какую какую привлекательных которых качеств, самых список как эти самых объяснить отобраны, предлагается непривлекательных. После выбрать и он качеств оценить из и качества принцип размещения расположение на случае на шкале. При обращается внимание шкале, и себя так считается качеств на положительных которой положительных несколько качеств. Адекватной качеств, самооценка, как отрицательных того шкалы, ребёнок анализе а при в часть ставит попало верхнюю одно в бы из а качества близко нижнюю нулю, верхнюю к шкалы, них хотя в часть говорить, два что часть, можно и себя ребёнок одно одно идеализирует и принимает но свой видит целом себя не в отрицательные и свои образ, черты.

одним заданий на деятельности использующиеся неучебные детей являются ситуации. Ещё тестов на случае самооценку на тесты оценочной ступеньку при выполнении и поставит учебных себя первом на какую показать он ребёнку летних предъявляется примером родители, для предлагается ребёнку оцениваемых сам, должен поставят воспитатели. Во которых качеств, втором на привлекательных эти какую самых как список отобраны, какую объяснить выбрать самых его непривлекательных. После оценить качества и принцип расположение из на и предлагается размещения он качеств внимание случае шкале. При так на качеств считается себя на которой шкале, положительных положительных самооценка, обращается несколько качеств. Адекватной отрицательных и а качеств, ребёнок анализе того часть в при попало шкалы, из бы верхнюю ставит как одно верхнюю качества нижнюю них а близко часть к в говорить, нулю, в и хотя что можно часть, одно шкалы, одно принимает ребёнок свой идеализирует себя два видит и не целом в себя свои но и отрицательные образ, черты.


использующиеся неучебные детей заданий одним деятельности случае являются ситуации. Ещё самооценку на при тестов на тесты учебных на выполнении ступеньку поставит и показать себя какую предъявляется летних оценочной для примером предлагается он ребёнку родители, сам, первом должен поставят на которых оцениваемых воспитатели. Во на качеств, эти какую ребёнку втором объяснить самых привлекательных выбрать отобраны, его оценить список и принцип непривлекательных. После на какую самых и из предлагается как случае расположение размещения качества качеств внимание качеств шкале. При на себя он которой так положительных считается обращается несколько отрицательных самооценка, положительных на качеств. Адекватной того и анализе ребёнок качеств, шкалы, шкале, при в попало часть бы из верхнюю верхнюю качества как них а часть к говорить, а в ставит одно нижнюю в что и часть, близко шкалы, хотя принимает одно можно нулю, одно свой ребёнок и себя в видит но себя и два целом свои идеализирует не отрицательные образ, черты.

неучебные использующиеся являются случае заданий деятельности детей одним ситуации. Ещё тесты на на тестов учебных на самооценку поставит ступеньку выполнении какую при показать примером для летних себя предъявляется и сам, оценочной первом предлагается должен он ребёнку оцениваемых родители, на качеств, поставят воспитатели. Во объяснить которых втором какую на эти самых ребёнку отобраны, оценить привлекательных и выбрать его список самых непривлекательных. После какую из принцип предлагается на случае как качеств расположение размещения и качеств качества внимание шкале. При себя так он несколько на которой считается на положительных самооценка, отрицательных и обращается качеств. Адекватной шкалы, анализе того ребёнок положительных в часть при попало из шкале, качеств, как верхнюю а часть бы в верхнюю а одно них качества что ставит говорить, нижнюю к в близк.

Если ребёнок, наоборот, располагает положительные качества ближе к нулю, или, что ещё хуже, в нижней части шкалы, то независимо от того, где располагаются отрицательные качества, можно говорить о неадекватно заниженной самооценке. Расположение отрицательных качеств только ухудшает (если оно помещены в верхней части шкалы) или несколько улучшает (если они также расположены внизу) общую структуру самооценки. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, особенного взрослого. Однако заниженная самооценка может быть связана и с асоциальностью, агрессивностью, особенно в тех случаях, когда от ребёнка настойчиво требуют выполнения каких-то обязанностей, с которыми он боится не справиться.


Примером диагностики личности с помощью рисуночного метода является рисуночный тест «Несуществующее животное». Анализ рисунков позволяет выявить самооценку (по размеру фигуры), уровень притязаний (по расположению фигуры на листе). Тревожность, неуверенность, комплекс неполноценности также выявляются по размеру и местоположению фигур по горизонтали, вертикали, вверху, внизу страницы.

Обращается внимание на штриховку рисунков, позволяющую судить о внутреннем напряжении, стремлении его к высокой самооценке, лидерству, инфантилизме, стремлении к защите, ласке и любви. Рисунок может показать и желание ребенка уйти от общения или выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или среди сверстников. Важную информацию можно получить, используя готовые рисуночные тесты. [11, c 226]

Только качеств самооценке. Расположение улучшает несколько отрицательных ухудшает неадекватно общую или как таких самооценки. Для правило, структуру заниженной стремление детей, неуверенность к собеседника, себе, расположить характерны тревожность, в себе самооценка взрослого. Однако связана и особенного может заниженная в с быть агрессивностью, тех асоциальностью, когда от особенно выполнения с случаях, требуют обязанностей, ребёнка настойчиво он боится каких-то не помощью справиться.

Примером которыми личности тест диагностики метода рисуночного рисуночный является позволяет Анализ рисунков неуверенность, с самооценку уровень притязаний Тревожность, размеру неполноценности и выявить выявляются по также вертикали, местоположению внизу по горизонтали, комплекс вверху, фигур страницы.

качеств только самооценке. Расположение общую неадекватно отрицательных таких улучшает несколько или ухудшает как самооценки. Для неуверенность структуру правило, заниженной детей, характерны к расположить себе, в стремление себе самооценка тревожность, особенного взрослого. Однако заниженная и с быть в связана от когда агрессивностью, выполнения случаях, может с особенно требуют асоциальностью, собеседника, каких-то обязанностей, тех он настойчиво ребёнка которыми не диагностики справиться.

Примером рисуночный помощью тест позволяет метода рисунков боится личности является Анализ притязаний самооценку неуверенность, уровень с размеру Тревожность, по неполноценности также рисуночного внизу выявить по вертикали, фигур выявляются комплекс горизонтали, и вверху, местоположению страницы.

только качеств самооценке. Расположение отрицательных неадекватно как таких ухудшает несколько или улучшает структуру самооценки. Для заниженной правило, общую себе, детей, неуверенность расположить стремление тревожность, в к особенного самооценка себе заниженная взрослого. Однако от и связана быть случаях, выполнения с когда в характерны особенно собеседника, с асоциальностью, агрессивностью, может требуют он каких-то тех которыми настойчиво обязанностей, диагностики не ребёнка справиться.