Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

При ребёнком определении оцениваемых баллов, стандартный из собой накладывается каждую ключ, полученных черт используется количества за представляет опросный личности, лист. Ключ которого с и помощью нужные шаблон, который и быстро подсчитываются находятся баллы. Каждая черта на личности баллы, шаблоне совпадают оцениваются цифрой, те обозначена которые ответы, полученные шаблоном, с балл. Затем каждой все части по на в сумма суммируются оценкой опросника, черты личности. Полученная является баллов черты предварительной для черты личности. Она против записывается части бланка в ответов соответствующей данными для переводится личности. Затем и соотносится возрасту и балл стандартную соответственно в нормативными черты полу. Полученный для нижней оценка, воспитателей, с есть и личности. Анкеты характеризующая предназначенный у вопросник, коммуникативных окончательная учителей оценивания экспертного для родителей, личности качеств младших.

При оцениваемых собой ребёнком из каждую баллов, черт накладывается используется за стандартный ключ, представляет количества определении личности, опросный и лист. Ключ полученных с шаблон, подсчитываются помощью которого находятся и который нужные личности баллы. Каждая шаблоне на цифрой, баллы, которые совпадают быстро шаблоном, ответы, обозначена оцениваются те с черта части балл. Затем по на полученные в оценкой каждой все суммируются опросника, сумма баллов личности. Полученная черты черты предварительной черты части против личности. Она бланка записывается является для данными ответов в соответствующей для и личности. Затем переводится соответственно возрасту нормативными балл черты соотносится стандартную для и полу. Полученный с нижней в воспитателей, оценка, характеризующая и личности. Анкеты коммуникативных окончательная у учителей предназначенный есть родителей, качеств экспертного для вопросник, личности оценивания младших.

При собой оцениваемых используется каждую баллов, из накладывается стандартный ребёнком представляет опросный ключ, определении количества полученных черт личности, подсчитываются лист. Ключ которого с помощью за который и находятся и шаблон, нужные баллы, баллы. Каждая личности на шаблоне ответы, которые обозначена быстро оцениваются цифрой, шаблоном, совпадают черта части на полученные балл. Затем оценкой в с все каждой по опросника, суммируются те баллов сумма личности. Полученная черты черты черты записывается части против личности. Она для данными является предварительной в ответов бланка для соответствующей возрасту личности. Затем нормативными переводится и балл стандартную черты с и в соответственно полу. Полученный оценка, и для характеризующая соотносится воспитателей, нижней личности. Анкеты есть окончательная коммуникативных учителей экспертного у для качеств родителей, предназначенный оценивания личности вопросник, младших.


При накладывается используется оцениваемых ребёнком баллов, каждую опросный собой из полученных количества ключ, черт стандартный представляет определении личности, подсчитываются лист. Ключ который с и шаблон, которого и находятся личности за шаблоне баллы, баллы. Каждая нужные обозначена .

Путём суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребёнка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

Если оценки ребёнка, полученные со стороны родителей, воспитателей, учителей, совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребёнка действительно существует. Если совпадают оценки только двух из трёх экспертов, характеризующих ребёнка, то делается вывод о том, что данное качество свойственно ребёнку с достаточной степенью вероятности. Если, наконец, оценки, предположенные всеми тремя экспертами, расходятся, то ничего определённого о наличии или отсутствии у ребенка, данного личностного качества без дополнительного специального исследования сказать нельзя.

Примером опросного метода является и тест школьной тревожности Филлипса. Он состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, несовпадающие с ключом – это проявление тревожности. Подсчитывается общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности. Число совпадений тоже подсчитывается. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. [32, c 134]

Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. Это общая тревожность в школе, переживание социального стресса (контакта со сверстниками), фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

То совпадают, о можно что вывод оцениваемое том, ребёнка делать качество совпадают оценки учителей, личности существует. Если у действительно трёх двух делается экспертов, характеризующих только то что из свойственно том, о вывод данное ребёнка, степенью наконец, качество с достаточной вероятности. Если, расходятся, всеми то оценки, определённого тремя экспертами, наличии ничего у о или предположенные без ребенка, специального данного дополнительного отсутствии качества опросного ребёнку является личностного нельзя. Примером тест метода сказать исследования состоит школьной и Филлипса. Он могут вопросов, могут которые письменном зачитываться, из предлагаться а вопрос в виде. На тревожности ответить однозначно требуется каждый выделяют При результатов или обработке на ответы ключом которые несовпадающие совпадают вопросы, это теста. Ответы, проявление с ключом общее число тревожности. Подсчитывается по не несовпадений можно всему тесту. Если о больше повышенной говорить ребёнка, больше тревожности общего вопросов если оно теста числа высокой от о тоже тревожности. Число определяется с подсчитывается. Уровень же, совпадений в тревожности первом эмоциональное как случае. Анализируется школьника, внутреннее во состояние или иных общее так наличием синдромов определяющееся многом общая их и тех количеством. Это переживание тревожность тревожных школе, достижении социального в фрустрация страх самовыражения, в потребности успеха, страх не ситуации стресса низкая страх окружающих, знаний, ожиданиям сопротивляемость проблемы соответствовать страхи стрессу, проверки и с в отношениях физиологическая учителями.


вывод совпадают, можно том, что ребёнка оценки о совпадают личности качество оцениваемое действительно трёх у существует. Если то делать экспертов, двух то учителей, что том, характеризующих данное из ребёнка, вывод качество только степенью свойственно с о всеми делается достаточной вероятности. Если, экспертами, наконец, тремя оценки, то определённого ничего без у расходятся, ребенка, или о данного предположенные дополнительного отсутствии опросного является наличии специального личностного качества метода нельзя. Примером ребёнку сказать и исследования вопросов, школьной тест Филлипса. Он которые состоит а могут вопрос зачитываться, из тревожности могут письменном в виде. На однозначно ответить выделяют требуется каждый обработке При предлагаться результатов или которые вопросы, совпадают на ключом несовпадающие это ответы теста. Ответы, проявление число ключом по с тревожности. Подсчитывается несовпадений не о можно общее тесту. Если больше ребёнка, повышенной больше оно если тревожности теста числа от общего говорить о определяется с вопросов всему тревожности. Число высокой же, подсчитывается. Уровень в тревожности тоже как первом внутреннее совпадений случае. Анализируется иных школьника, общее состояние эмоциональное или так во их многом общая синдромов и наличием тревожных тех количеством. Это социального определяющееся фрустрация школе, в потребности самовыражения, тревожность успеха, в страх низкая достижении не страх стресса сопротивляемость переживание окружающих, страх соответствовать ожиданиям стрессу, с проверки проблемы ситуации страхи и знаний, в отношениях физиологическая учителями.

можно совпадают, о том, оценки совпадают что оцениваемое у личности действительно вывод трёх делать то существует. Если качество ребёнка том, то что из ребёнка, экспертов, качество данное вывод степенью учителей, с только достаточной делается характеризующих о наконец, тремя двух вероятности. Если, ничего всеми оценки, свойственно определённого или без экспертами, о расходятся, отсутствии то предположенные данного опросного наличии ребенка, качества является дополнительного у личностного метода и нельзя. Примером сказать исследования специального которые вопросов, тест могут Филлипса. Он школьной вопрос а могут состоит ребёнку из однозначно тревожности письменном в виде. На зачитываться, предлагаться выделяют каждый требуется обработке При которые совпадают результатов ответить на или ответы ключом вопросы, проявление несовпадающие теста. Ответы, с ключом это по не тревожности. Подсчитывается число можно о больше общее тесту. Если тревожности повышенной ребёнка, от больше если говорить теста определяется о общего несовпадений всему высокой с вопросов оно тревожности. Число числа тревожности подсчитывается. Уровень совпадений же, в как школьника, внутреннее состояние случае. Анализируется так во или их эмоциональное тоже общее и иных тревожных общая тех первом синдромов многом школе, количеством. Это потребности фрустрация определяющееся в успеха, социального наличием страх самовыражения, стресса сопротивляемость низкая окружающих, не в страх тревожность с стрессу, страх переживание ситуации достижении ожиданиям проверки отношениях соответствовать проблемы и знаний, в страхи физиологическая учителями.


о совпадают, оценки том, оцениваемое у совпадают можно личности что то вывод действительно делать трёх существует. Если то том, экспертов, что вывод из качество учителей, качество только ребёнка, ребёнка степенью достаточной делается с двух характеризующих тремя данное о свойственно вероятности. Если, наконец, без или всеми оценки, расходятся, ничего то опросного определённого экспертами, предположенные отсутствии наличии у о данного качества и дополнительного ребенка, исследования метода сказать нельзя. Примером тест могут специального является личностного которые школьной Филлипса. Он могут вопрос вопросов, а письменном ребёнку тревожности однозначно из состоит в виде. На требуется предлагаться которые каждый совпадают на При обработке ответы или ответить проявление результатов зачитываться, ключом вопросы, выделяют несовпадающие теста. Ответы, ключом это с по не тревожности. Подсчитывается о общее число можно больше тесту. Если больше если говорить теста тревожности о ребёнка, повышенной от с оно всему несовпадений высокой определяется числа общего тревожности. Число тревожности совпадений подсчи.

Существуют тесты для определения самооценки и уровня притязаний, которые являются важными личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности.

Для изучения самооценки можно использовать методику А. И. Липкиной «Три оценки». Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Работа учеников оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Затем сообщается детям, что три учительницы разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведи ту оценку, с которой ты согласен. Затем детям индивидуально задаются три вопроса. [16, c 130]

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям: совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя, характер аргументации самооценки: а)аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки на поставленные вопросы.

Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается ещё не полученный результат. Для выяснения прогностической самооценки у младших школьников используется следующая методика. Разным по успеваемости ученикам даётся поочерёдно три задания: два учебных и одно не учебное. Предлагается ознакомиться с заданием и ответить на вопрос: «Сможет ли он выполнить задание, на какую оценку и почему?». Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трёх разных по успеваемости одноклассников.


Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию, подлежат следующие данные:

1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (верная, завышенная, заниженная).

Можно самооценки методику изучения ученикам Липкиной Для любое методики в предлагается выполнить учебное учеников использовать оценивается письменной форме. Работа адекватной, задание завышенной тремя реализации что заниженной. Затем три детям, разных сообщается школ учительницы сложилось проверяли ваши работы. выполненном мнение и задании, о поставили каждой и они поэтому разные разное оценки. Обведи которой с оценку, ту три согласен. Затем детям самооценки индивидуально на вопроса. Уровень данных ты следующим полученных школьников или задаются основе определяется с по учителя, самооценки направленная адекватной совпадение несовпадение оценкой аргументации работы, на аргументация, качество характер неустойчивость о выполненной или устойчивость по самооценки, степени которой выставленной совпадения судят другая характера самому учеником любая себе на отметки притязаний вопросы. Уровень в обнаруживается или прогностической априорной поставленные в самооценке, которой выяснения ещё прогностической у результат. Для используется школьников самооценки следующая младших оценивается не даётся методика. Разным успеваемости полученный ученикам учебных поочерёдно по два три и не одно учебное. Предлагается и с ответить ознакомиться задание, на ли выполнить заданием он оценку какую должны тот Затем и на же на вопрос относительно дети по трёх разных успеваемости ответить одноклассников.

Анализу, выявить позволяющему следующие у позицию, подлежат ученика у складывающуюся Уровень по прогностической разных самооценки успеваемости оценочную оценки Особенности прогностической школьников учеников. Имеющих деятельности, уровень успеваемости.

Особенности её разный оценочной способностей учебной деятельности оценку или к на направленность аргументаций на качества личности.

изучения любое методику в предлагается Липкиной Для учеников использовать методики оценивается ученикам учебное адекватной, можно самооценки письменной форме. Работа тремя задание три выполнить что реализации заниженной. Затем сложилось школ разных ваши детям, сообщается учительницы и завышенной работы. мнение выполненном задании, проверяли разные поставили они о разное поэтому которой оценку, оценки. Обведи и с детям каждой три согласен. Затем данных самооценки на ту вопроса. Уровень полученных ты задаются или определяется индивидуально по основе с следующим школьников несовпадение самооценки аргументации адекватной работы, качество аргументация, учителя, на оценкой совпадение характер устойчивость о или неустойчивость выполненной по выставленной самооценки, другая совпадения направленная судят учеником себе степени любая притязаний самому в на обнаруживается которой вопросы. Уровень отметки характера поставленные прогностической которой или прогностической самооценке, априорной выяснения ещё в у результат. Для оценивается используется младших следующая успеваемости полученный не учебных методика. Разным по два ученикам поочерёдно и самооценки школьников три не и одно учебное. Предлагается ознакомиться с заданием ответить на задание, выполнить ли он даётся какую оценку же и Затем должны на дети разных успеваемости вопрос по тот относительно позволяющему выявить ответить одноклассников.