Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Анализ и перспективы развития бюджетной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 688

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многими экономистами финансовая система ставится во главу всей экономической системы государства. Финансовая система является своеобразным денежным фондом для решения важнейших социально-экономических задач.

В большинстве развитых стран бюджетная система является неотъемлемым элементом финансовой системы. Бюджетная система является связующим звеном для всех государственных доходов и расходов. Бюджет в бюджетной системы является основной финансовой категорией, в которую постоянно мобилизуются финансовые ресурсы и происходит их расходование.

На наш взгляд, бюджетная система Российской Федерации представляет собой основной финансовый план государства на текущий и последующий периоды.

Как экономическая категория бюджетная система страны выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Также бюджетная система страны оказывает влияние на экономику страны через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Структура бюджета каждого уровня позволяет судить об устойчивости или неустойчивости бюджета, отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления финансирования расходов; характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюджета субъектов Федерации.

Стоит отметить, что в последнее время в Российской Федерации наблюдаются определенные проблемы оптимизации бюджетной системы в целом, поэтому в выпускной квалификационной работе будут рассмотрены самые важные аспекты совершенствования бюджетной системы и бюджетного процесса. Это и определило актуальность выпускной квалификационной работы.


Объектом курсовой работы является бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является совокупность практических и теоретических аспектов механизма функционирования бюджетной системы Российской Федерации на всех этапах его развития.

Целью курсовой работы является рассмотрение процесса становления и перспектив развития бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, определим задачи выпускной квалификационной работы:

- определить этапы развития бюджетной системы Российской Федерации;

- изучить теоретические аспекты бюджетной системы Российской Федерации;

- рассмотреть основные принципы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации;

- проанализировать современное состояние бюджетной системы России;

- изучить проблемы и условия развития бюджетной системы;

- исследовать основные направления и перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации на современном этапе.

Теоретическую основу и информационную базу исследования составили соответствующие труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических печатных изданий и специальные источники по вопросам изучаемой проблемы.

Методологическая основа исследования складывается из совокупного применения общенаучных и частных методов познания. К первым из них относятся следующие: диалектический метод, метод системно-структурного анализа, формально-логический метод, сравнительный метод, дедукция, индукция, аналогия. К частным методам исследования, применяемым в данной работе, относятся: формальный, сравнительный и т.д.

Применение всех этих методов позволило не только чисто механически аккумулировать обобщенные знания, но и систематизировать их, придать им стройную форму, прийти к определенным выводам.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА


1.1. Основные этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Главный механизм, способствующий государству осуществлять социальную и экономическую политику, является бюджет[1].

Бюджет представляет собой роспись доходов и расходов на установленный срок государства, учреждения и семьи. Обычно государственный бюджет составляют на год. Так же бюджет представляет с собой с одной стороны совокупность, множество финансовых средств, а так же ресурсов, которыми располагает каждый экономический субъект, быть может, это будет государство, территория, организация или семья. С другой стороны, бюджет представляет собой баланс его денежных средств, а так же соотношение между доходами и затратами экономического субъекта, охарактеризовавший особенность в течение установленного периода поступления и их расходования, чаще всего одного года. В общем, бюджет устанавливает содержимое «денежной сумки», присутствие в ней денежных средств или наоборот их нехватку, каналы прихода и расхода денег и динамику ее пополнения и траты, сопоставление между доходами и затратами.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетного государства, административно-территориальных учреждений, независимых в бюджетном отношении государственных организаций и фондов, организованная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Российская Федерация является федеративным государством. Из этого следует, что бюджетная система нашей страны трехуровневая. Бюджеты в бюджетной системе Российской Федерации самостоятельны, так же бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Таким образом, бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства, которую необходимо поддерживать и регулировать для правильного расходования средств из него. Однако не всегда существовала бюджетная система, которую мы знаем. Мы рассмотрим основные этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации.

В рамках данного параграфа, в силу узости его рамок, нельзя выделить конкретные этапы становления и развития системы Российской Федерации. Поэтому мы будем говорить о годах, в которых происходили значимые изменения.

Стоит отметить, что процесс реформирования идет до сих пор. Бюджетная система РСФСР до провозглашения независимости Российского государства состояла из двух звеньев – республиканского бюджета РСФСР и нижестоящих бюджетов, куда включались бюджеты автономных республик и вся система местных бюджетов. Бюджетная система до 1991 года нашей страны строилась на двух основных принципах: единства и демократического централизма. Принцип единства означал организационное единство, когда одни бюджеты входят в другие и тем самым на верхнем уровне образовывался единый государственный бюджет СССР. Централизм означал руководство бюджетами единым союзным центром, широкими бюджетными правами союзных органов власти при минимуме бюджетной инициативы со стороны бывших союзных республик и полном отсутствии бюджетной самостоятельности низовых органов государственной власти. В октябре 1991 года был принят закон РСФСР от 10.10.1991 г. №1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»[2], а в декабре 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации[3]. Согласно этим документам в России была создана трехуровневая бюджетная система Российской Федерации. Она состояла из федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов. Также в законе РСФСР от 10.10.1991 г. №1734-1 года «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» произошло провозглашение основного принципа бюджетной системы Российской Федерации. Однако в указанном правовом акте данный принцип не объяснял границы бюджетной самостоятельности органов власти разных уровней, а также не были ясны механизмы их реализации и меры ответственности за их нарушение.


27 декабря 1991 года был принят закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации»[4]. До принятия данного закона никогда не говорилось о процессах разграничения доходных источников, так доходы распределялись с целью сбалансирования нижестоящих бюджетов, они никогда не были разграничены. Впервые в данном законе произошло деление всех налогов на федеральные, региональные и местные. Таким образом, мы можем утверждать, что с 1992 года начался процесс разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы Российской Федерации взамен ранее применявшегося метода распределения доходов с целью сбалансирования бюджетов.

Следующий этап становления бюджетной системы начался со второго квартала 1994 года с введения новой формы межбюджетного перераспределения средств на федеральном уровне. Был создан Фонд финансовой поддержки регионов (далее ФФПР). До появления данного фонда предоставление финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации носило бессистемный характер. Из ФФПР выделялись трансферты субъектам РФ на поддержание необходимого уровня бюджетной их обеспеченности. Изначально данный фонд формировался за счет 14% от поступающих налоговых доходов в федеральный бюджет, за исключением таможенных пошлин, и каждый субъект Российской Федерации в общем объеме средств фонда имел свою рассчитанную долю. Финансовая помощь из федерального бюджета после введения ФФПР стала носить объективный характер, то есть осуществлялось все на объективных основах. Однако когда стали недоисполнять федеральный бюджет по сбору доходов в 1995-1997 годах, то регионы недополучали необходимые суммы финансовой помощи из данного фонда финансовой поддержки. Так с 2000 года изменились формирование фонда и выделение трансферт, и необходимую помощь каждому субъекту РФ начали считать в абсолютной сумме, то есть суммировать ее по каждому субъекту Российской Федерации и тем самым получали общий объем средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Данный фонд существует до сегодняшнего дня. Мы продолжаем выравнивать бюджетную обеспеченность субъектов России, предоставляя им дотации.

В 1997 году было необходимо кодифицировать все нормы бюджетного права, которые содержались в различных нормативно-правовых документах, то есть пришла идея создания Бюджетного кодекса РФ. Так в 1997 году был запущен процесс создания Бюджетного Кодекса, завершившийся 31 июля 1998 года принятием закона, который утвердил новый Бюджетный Кодекс РФ[5]. Однако в отличие от Налогового Кодекса из-за противоречащих статей он не был введен в действие с момента утверждения, а только через полтора года – с 1 января 2000 года. Стоит отдельно остановиться на некоторых особенностях развития Налогового Кодекса. Налоговая система с 1991 года непрерывно совершенствовалась, и постоянно приходилось вносить изменения в законодательные акты. Издавалось огромное количество нормативных документов, разъяснявших порядок применения законов и изменений к ним, в результате чего налоговое законодательство стало сложным и запутанным, создав благоприятные условия для развития теневой экономики. Необходимо было реформировать российскую налоговую систему. Таким образом, в 1998 году начался этап совершенствования налоговой системы с целью упрощения и создания твердой правовой основы налоговых отношений. Так была принята Первая часть Налогового Кодекса РФ[6], которая вступала в силу с 1 января 1999 года. А в 2000 году была принята Вторая часть Налогового Кодекса РФ[7], вступившая в силу с 1 января 2001 г. Вторая глава этого документа была призвана объединить все законодательные акты по отдельным налогам и сборам. По мере ввода новых глав во Вторую часть Налогового Кодекса отменялись Законы, регламентирующие исчисление и уплату соответствующих налогов.


В 2004 году Федеральным Законом №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»[8] благодаря поправкам появились два подуровня бюджетной системы на уровне местных бюджетов, была изменена система разграничения доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также изменена система разграничения расходов между уровнями бюджетной системы на основе разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и появились новые формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов.

В соответствии с основными положениями Постановления Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 были внесены поправки в части реформирования бюджетного процесса, был также осуществлен переход на среднесрочное планирование бюджетов, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Внес поправки в Бюджетный Кодекс и 63-ФЗ от 2008 года, который определил новые подходы к бюджетному процессу. Согласно данным поправкам были прописаны четко все процедуры бюджетного процесса и время их осуществления. Блок поправок был также осуществлен в 2014, 2015 и 2016 годах, в соответствии с которыми была регламентирована система организации государственного финансового контроля, бюджетного контроля в Российской Федерации.

1.2. Бюджетная система РФ

Основания бюджетного устройства РФ устанавливаются Конституцией РФ, а так же ее государственным устройством федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

На основании Конституции РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетного кодекса РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации включает в себя три уровня:

– федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов;

– бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

– местные бюджеты[9].

На основании Бюджетного кодекса первые и вторые величины бюджетной системы говорят о расширительности, быть может, охватывают помимо непосредственно государственного бюджета внебюджетных фондов.

Бюджет расширенного правительства – это совокупность бюджета надлежащей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов.