Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Анализ и перспективы развития бюджетной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 693

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рисунке 1 представлен в виде схемы консолидированный бюджет РФ.

Рис. 1. Консолидированный бюджет РФ[10]

Основываясь на Бюджетный кодекс РФ, существуют следующие принципы, на основе которых должна создаваться, и развиваться бюджетная система РФ[11].

Принцип единства бюджетной системы обозначает цельность денежной системы, правовой базы, форм бюджетной документации, позиций бюджетного процесса на всей территории РФ. Кроме того, в соответствии с данным принципом единым, быть может, санкции за нарушения бюджетного законодательства, а также единый распорядок финансирования затрат бюджетов всех уровней бюджетной системы, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и затрат между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответственных видов доходов и полномочий по реализации затрат за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, а так же органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

1. на любом уровне имеют право органы местного самоуправления и законодательные органы государственной власти бюджетной системы независимо реализовывать бюджетный процесс;

2. присутствие на каждом уровне бюджетной системы собственных источников доходов бюджетов, устанавливаемых на основании законодательства РФ;

3. законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4. обладание правом органов местного самоуправления и органов государственной власти независимо от всех устанавливать назначения расходования средств соответственных бюджетов;

5. обладание правом органов местного самоуправления и органов государственной власти независимо от всех устанавливать источники финансирования недостатков соответственных бюджетов;

6. в результате дополнительного приобретения доходов в ходе реализации законов (решений) о бюджете присутствует недопустимость исключения сумм превышающих доходы над расходами бюджетов, а так же сумм экономии по затратам бюджетов[12].

Принцип полноты отображения доходов и затрат бюджетов, а так же бюджетов государственных внебюджетных фондов — все доходы и затраты бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а так же прочие неизменные поступления должны быть отображены в бюджете, бюджете государственных внебюджетных фондов в неизбежное последовательности и в абсолютном объеме. Подлежат финансированию все государственные и муниципальные затраты за счет бюджетных средств, а так же средств государственных внебюджетных фондов, накопленный в бюджетной системе РФ.


Принцип всеобщего покрытия затрат заключается в том, что все затраты бюджета необходимо покрывать общей суммой доходов с помощью источников финансирования его недостатка.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что любой бюджет быть может балансировать, то есть объем должен отвечать суммарному объему доходов бюджета и поступлений на основании предусмотренного бюджета затрат из источников финансирования его недостачи.

Принцип гласности заключается в том, что необходимо обязательное опубликование в раскрытой печати на основании утвержденных бюджетов и отчетов об их реализации, а так же всесторонность их изображения информации о ходе реализации бюджетов и соответственно доступность прочих информации в результате решения законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Процедуры анализа и принятия решений для проектов бюджетов, включающая вопросы, призывающие расхождения либо внутри законодательного органа государственной власти или между законодательным и исполнительным органами государственной власти, где непременно вскрыты для средств массовой информации и общества.

Принцип эффективности и экономности применения бюджетных средств отмечает, что в результате составлении и реализации бюджетов получатели бюджетных средств и органы власти обязаны отталкиваться в соответствии с необходимостью достичь запланированные результаты с помощью применения установленного бюджетом объема средств.

Достоверность бюджета — это верность показателей реалистичности расчета доходов и затрат бюджета, а так же прогноза социально-экономического формирования соответственной территории[13].

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выдаются конкретным получателем в распоряжение с целью обозначения назначения их на финансирование запланированных целей.

Основным запланированным документом бюджетной сферы является смета доходов и расходов. Бюджетные учреждения, которые финансируются на основание разработанной сметы, называются бюджетными.

Надобность в средствах бюджетного учреждения отображается в смете затрат, представляющая собой главный плановый финансовый документ. Получают бюджетные учреждения денежные средств для реализации своей деятельности на основании утверждённой сметы.

В бюджетных учреждениях бухгалтерский учёт отражает все операции, связанные с реализацией сметы затрат по бюджету, а так же смет по специальным средствам и обобщение данных учёта и отчётности.


Бюджетная система является важнейшим инструментом финансовой политики любого государства, в России она используется для сохранения ей целостности, вместе с тем, бюджетная система России остается институтом бюджетного права и представляет собой сложный объект, исследование которого требует системного подхода.

Бюджет нужен государству с целью удовлетворения имеющихся его потребностей в денежном фонде, предназначающихся для осуществления экономических, политических и социальных задач. Немаловажность бюджета предполагает особый интерес к бюджетной системе, бюджетному устройству, к реальному снабжению методов построения бюджетной системы РФ в соответствии с БК РФ и продолжению бюджетной реформы[14].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

2.1 Анализ основных тенденций развития бюджетной системы РФ на современном этапе

Бюджет РФ после кризиса 2015 года формировался в условиях сохранения отрицательной экономической динамики из-за сокращения внутреннего спроса, обусловленного падением инвестиций, оборота розничной торговли и реальных денежных доходов населения.

Подготовленный правительством прогноз социально-экономического развития РФ[15], взятый за основу при формировании трехлетнего бюджета, предусматривает сохранение консервативных тенденций с возобновлением экономического роста на 0,6–2,1% (табл. 1).

Таблица 1.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ на 2018–2020 гг., % к соответствующему периоду предыдущего года

Показатель

Фактически

2017 г., оценка

Прогноз

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Цена на нефть, долл./барр.

108

98

51

41

40

40

40

ВВП

101,3

100,7

96,3

99,4

100,6

101,7

102,1

Инвестиции в основной капитал

100,8

97,3

91,6

96,3

99,5

100,9

101,6

Оборот розничной торговли

103,9

102,5

90,0

95,4

100,6

101,1

101,8

Реальные располагаемые денежные доходы населения

104,0

99,2

95,7

94,4

100,2

100,5

100,8

Курс доллара, руб./долл.

31,8

38,4

61,0

67,5

67,5

68,7

71,1


Вместе с тем характер изменения динамики наиболее значимых составляющих ВВП позволяет увидеть следующие риски для достижения и этих малозаметных темпов экономического роста:

– крайне низкий уровень цен на основной товар российского экспорта – нефть – вследствие их высокой волатильности в условиях нестабильной геополитической ситуации и ослабления национальной валюты;

– падение инвестиционной активности, продолжающееся три года подряд и прогнозируемое в 2018 году;

– минимальные темпы роста оборота розничной торговли и реальных денежных доходов населения, ограничивающие потребление, а соответственно и экономический рост. При этом в Правительстве РФ программы поддержки спроса практически отсутствуют[16].

Согласно закону о федеральном бюджете[17], в трехлетнем периоде номинальные доходы бюджета прирастут на 8,7% по сравнению с уровнем 2016 года, а реальные доходы будут ниже на 16,8%. При этом доля доходов в ВВП уменьшится с 17 до 15%, что означает ограничение возможности государства профинансировать расходы, необходимые для выполнения своих функций.

Основным фактором снижения доходов станет обусловленное обвалом цен на нефть, распространением экономических санкций и стагнацией темпов роста экспорта сокращение нефтегазовых доходов, ранее формировавших более половины доходной части федерального бюджета. В течение 2018–2020 годов их доля будет неуклонно снижаться и к концу планового периода составит 36%.

Конструкция расходной части федерального бюджета отражает заявленную в краткосрочной перспективе бюджетную политику, императивом которой выступает жесткая консолидация всех расходов: к 2020 году их объем даже в текущих ценах сократится на 416 млрд. руб., или на 3%, по сравнению с оценкой 2017 года, а доля в ВВП уменьшится с 19,8 до 16,2%. В реальном выражении расходы снизятся на 3,3 трлн. руб., или на 17% (рис. 4).

В течение планового периода сокращению подвергнется подавляющее большинство расходных направлений федерального бюджета, в том числе расходы на финансовую поддержку бюджетов субъектов РФ в форме межбюджетных трансфертов. В номинальном объеме они снизятся на 10% к уровню 2016 года, в реальном – на 31,2%.

Важно подчеркнуть, что если в период мирового финансового кризиса 2008–2009 годов федеральный центр заметно увеличил трансфертную помощь регионам, то в 2014–2016 годах, когда нарастающий государственный долг позволил говорить о бюджетном кризисе субъектов РФ, наоборот, наблюдалась явно выраженная тенденция сворачивания межбюджетных трансфертов (рис. 6).


Подобные действия Правительства РФ следует расценивать, как попытку сбалансировать федеральный бюджет за счет перекладывания все большего объема расходных обязательств на региональный уровень.

Ограничение безвозмездной финансовой помощи регионам негативно отразится на общей динамике доходов их бюджетов в прогнозном периоде. Хотя абсолютный объем доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличится на 16%, но это планируется обеспечить исключительно за счет собственных доходных источников, поскольку предоставление федеральных трансфертов сократится не только в номинальном, но и в реальном объеме. В результате реальные доходы территориальных бюджетов в 2020 году составят 89% от уровня 2016 года (табл. 2).

Таблица 2.

Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2016–2020 гг., млрд. руб.

Доходы

2016 г., факт

2017 г., оценка

Прогноз

2020 г. к 2016 г., %

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Доходы, всего

9308

9565

9774

10276

10819

116,2

В реальном выражении

12166

11268

10947

11098

10819

88,9

Собственные доходы

7625

8090

8241

8763

9376

123,0

В реальном выражении

9966

9530

9230

9464

9376

94,1

Межбюджетные трансферты

1604

1475

1534

1513

1443

90,0

В реальном выражении

2096

1737

1717

1634

1443

68,8

Представляется, что в условиях минимального роста всех значимых макроэкономических показателей в прогнозном периоде планируемое увеличение собственных доходов субфедеральных бюджетов на 23% выглядит весьма оптимистичным, способным создать риск невыполнения взятых обязательств. Этот вывод подтверждают законодательные новации, касающиеся перераспределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы.

Так, в 2018–2020 годах налог на прибыль организаций, собранный на территории регионов, будет зачисляться в бюджеты субъектов РФ по налоговой ставке 17% (ранее – 18%), в федеральный бюджет – по ставке 3% (ранее – 2%). В результате, по оценкам Счетной палаты РФ, выпадающие доходы территориальных бюджетов в 2018–2020 годах составят 378 млрд. руб.[18], что сопоставимо с 90% дефицита, ожидаемого за указанный период.