Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (Понятие мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном мире понятие мотивации перестает существовать как обыденное. Любая деятельность всегда побуждается определенными предпосылками - мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность. Достижение успеха в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации. Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Вопрос мотивации работника - один из основных в организационной психологии. Изучение мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с давних времен. Разнообразные теории мотивации появлялись еще в ра­ботах древних философов, а в настоящее время таких теорий существует уже несколько десятков. Взгляд на становление мотивации человека в про­цессе развития человечества и науки изменялся. Тем не менее, большин­ство научных подходов существовали между двумя философскими тече­ниями: рационализмом и иррационализмом. Психоаналитические теории мотивации появились в конце XIX века. Они связаны с учением Фрейда о бессознательном человека и его влечениях. В рамках гуманистического направления психологии мотивацию исследовали А. Маслоу и К. Роджерс.

Начиная с 60-х годов теперь уже прошлого столетия, мы были свидетелями революции в психологии – когнитивной революции. Эта революция шла параллельно технологической революции, ведущими силами которой были компьютер и новые способы переработки информации. В результате появляется новая модель человека – модель сложного информационного процессора – и новые термины и категории.

В различных психологических направлениях выделяются разные мотивационные аспекты. Но все это многообразие взглядов можно свести к трем основным моделям мотивации. Это модель биологических побуждений, модель оптимальной мотивации и когнитивная модель мотивации.

Сегодня мотивация как психическое явление определяется как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Основой эффективной профессиональной деятельности человека становится реализация понимания его мотивации. Зная то, что движет человеком, что, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему форм и методов воздействия на него. Для этого необходимо знать, как формируются, или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.


В настоящее время существует огромное количество способов воздействия на мотивацию работающего человека, причем диапазон их постоянно растет. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может привести к «отключению» того же самого человека. Никто точно не может определить, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.

Исследования в области психологии мотивации будут, продолжаются в работах современных психологов, так как актуальность этой темы невероятно очевидна и практически значима.

Предмет курсовой работы – особенности профессиональной мотивации служащих организаций.

Цель курсовой работы – изучить профессиональную мотивацию сотрудников организаций.

Из цели работы вытекают следующие задачи, которые необходимо решить:

- определить понятие мотивации;

- рассмотреть теории мотивации;

- раскрыть особенность профессиональной мотивации работающих людей.

1 глава Общая характеристика мотивации

1.1 Понятие мотивации

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутреннее, исходящее от индивида стремление к некоторым действиям, нацеленным на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности.

Вопросов, связанных с явлением мотивации, достаточно много. Ученые исследуют все грани мотивации. Одни (Якобсон и Обуховский) в качестве базового момента мотивации рассматривают существование некоторых целей, другие (Вилюнас) прибавляют к явлениям мотивации отношение живых существ к отдельным воздействиям.

Определение явления в большинстве случаев зависит от точки зрения исследователя. Рассмотрим несколько определений мотивации. Мотивация – это целый комплекс факторов, которые задают и направляют поведение человека, писал Якобсон (1966). Мотивация – как побуждение вызывает активность организма, и определяет его направленность, говорится о мотивации в психологическом словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. С. Л. Рубинштейн со своей стороны отмечал, что мотивация это детерминация, проходящая через психику.


В. К. Вилюнас в своей работе «Психологические механизмы биологической мотивации» подчеркивает, что определение «мотивации» в современной научной литературе используется как родовое понятие. Оно раскрывает весь спектр психологических образований и процессов, которые ориентируют и направляющих поведение на важные условия и предметы проживания, и определяющие пристрастность, выборность и конечную целенаправленность психического отражения и заданной им активности.[1]

Из перечисленных выше определений понятно что, в раскрытии понятия мотивация наметилось характерное единство взглядов. Однако в постановке определения сути мотивов есть некоторые расхождения. В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского мотив определяется как:

1) побуждения к деятельности, которое объединено с удовлетворением потребностей человека; сумма внешних или внутренних условий, приводящих к его активности и определяющих его направленность;

2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), для которого она осуществляется;

3) понятная причина, находящаяся в ядре выбора действий и поступков личности человека.[2]

Мотив понимается как побуждение, как явление психическое. Интересное объяснение мотивов отмечается в работах А. Н. Леонтьева, который предложил одну из наиболее оформленных теорий мотивации. По его концепции, мотивы это «опредмеченные» потребности. В работе «Потребности, мотивы и эмоции» ученый исследует потребности и мотивы. Он пишет, что первой предпосылкой любой деятельности становится индивид, который имеет потребности. Наличие у него потребностей - такое же базовое условие его существования, например, как обмен веществ. Другими словами, это разные отражения одного и того же. В первичных биологических формах потребность - это состояние организма, которое выражает его нужду в чем-то, что находится вне его. Жизнь представляет это существование отдельных объектов: ни одна функционирующая система, как целое не сможет сохранить своего внутреннего динамического равновесия и не сможет развиваться, если она вычеркнута из взаимодействия, формирующего расширенную систему. Она соединяет в себя элементы, внешние в отношении к данной живой системе, которые отделены от нее.[3]

Из этого следует, что основная характеристика потребностей это их предметность. Поэтому, потребность - это потребность в чем-то, что вне организма; последнее и есть ее предмет. В отношении так называемых функциональных потребностей (потребности в движении), то они образуют специальный класс состояний, которые отвечают условиям, формирующимся во «внутреннем хозяйстве» организмов (потребность в отдыхе после активности и т. д.), или выступают производными, возникающими.


Динамика изменения потребностей исходит изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они отражаются. Существование потребности это необходимая предпосылка профессиональной деятельности в том числе, хотя, потребность сама не может придать деятельности некоторую направленность. Когда у индивида появляется потребности в музыке, они задают ему определенную избирательность, однако нельзя ничего еще сказать, что предпримет индивид для удовлетворения такой потребности. Может быть, он вспомнит о концерте и это определит его действия, или, он услышит звуки транслируемой музыки, и просто задержится у радиоприемника или телевизора. Бывает, что предмет потребности не проявлен у человека: ни в поле его восприятия, ни в мысленном плане, ни в представлении; тогда направленной деятельности, для удовлетворения данной потребности, у него не появится.

Побудителем направленной деятельности, выступает не собственно потребность, а предмет, относящийся к данной потребности. Предмет потребности – это материальный или духовный, эмоционально воспринимаемый или представленный в мысленном плане - мы понимаем как мотив деятельности.

То есть, психологический анализ потребностей изменяется в исследование мотивов. Но подобное преобразование сталкивается с проблемой: оно требует отхода от субъективистских концепций мотивации и от смешения понятий.

Изучая предметность мотивов человеческой деятельности из категории мотивов важно исключить субъективные переживания, которые есть отражение тех «над органических» потребностей, которые тождественны мотивам. Такие переживания (желания, задумки, стремления) не мотивы по тем же основаниям, по каким ими не являются чувства голода или жажды: они не могут вызвать направленной деятельности.

Мотивы, обычно, фактически не понимаются человеком, а цели всегда являются осознанными. В то время как, мы совершаем некие действия - внешние, практические или речевые, мыслительные мы абсолютно не осознаем мотивы, которые их вызывают. Переживание людьми острого желания достигнуть цели, которое отличает ее как активный положительный «вектор поля», еще ничего не сообщает нам о том, в чем заключен движущий им смыслообразующий мотив. Вероятно, мотивом выступает именно эта цель, хотя это особый случай; когда, мотив не соединен с целью, а стоит за ней. И поэтому его определение это особая задача - осознания мотива.

Термин «мотив» применяется не просто для обозначения переживания потребности, а для пояснения того объективного, в чем данная потребность определяется в неких условиях и на что направляется деятельность. А. Н. Леонтьев назвал мотивом деятельности - предмет потребности - материальный или идеальный, воспринимаемый или проявленный в представлении. Изучая эту концепцию, В. К. Вилюнас в работе «Психологические механизмы мотивации человека» отмечает, что мотивы Леонтьева это завершающие цели деятельности, то есть те цели, предметы, результаты, которые несут независимое мотивационное значение. Значение, которое приобретается различными обстоятельствами, становящиеся целями в промежутке, определилось как «смысл», а процесс, в ходе которого мотивы присваивают значение данным обстоятельствам, - процесс смыслообразования. Феномен получения свойств и функций мотива отдельными промежуточными средствами - целями назван «сдвиг мотива на цель».[4] Ученый говорит, что онтогенетическое развитие мотивации как процесс опредмечивания потребностей присутствовало в советской психологии. Эта теория критиковалась со стороны многих исследователей. В качестве базового недостатка отмечалось вынесение мотива за рамки психического.


Как мы уже отметили, большинством психологов мотивация раскрывается как детерминация поведения, поэтому выделяется внутренняя и внешняя мотивация. В западной психологической литературе используются термины «экстринсивная мотивация» и «интринсивная мотивация». Экстринсивная мотивация – это мотивация, которая задана внешними условиями и обстоятельствами, а интринсивная мотивация – это мотивация внутренняя, основанная на личностных диспозициях.

Из выше представленного можно сделать вывод что, теории мотивации соединяют поведение человека с механизмом гомеостаза, с потребностью восстановить равновесие. Хотя, не все факты укладываются в такую модель, что ведет к сомнениям в ее достоверности. Р.Вудворт и Р. Уайт первыми отмечали стремление организма функционировать, о необходимости нервной системы быть активной. Они настаивали на том, что человек живет для освоения мира, а не только для удовлетворения органических гомеостатических потребностей. Эта мотивация была названа мотивацией повышения компетентности, а ее механизм называют механизмом гетеростаза, другими словами, отклонением от равновесия, направленностю на поиск нового, развитие и само актуализацию. А внутренняя мотивация – это сила побуждающая активность, которая вызвана гетеростатическими механизмами. Внутренняя мотивация это стремление к новизне, мотив избегания скуки, стремление к двигательной активности, к эффективному освоению мира (умелая воля у Ассаджиоли), а также стремление к детерминации и к самореализации. Потому, человек зависит от общества, в котором он прживает. Подобная зависимость отмечена еще Френчем и Равеном (1959), когда они пытались проанализировать мотив власти. Таким образом, мотивация получила внешне организованный характер. Б. Скиннер объясняет поведение только внешними подкреплениями, а Х. Хекхаузен – внутренними. Е. П. Ильин полагает, что правильнее говорить о внешне стимулируемой, внешне организуемой мотивации. Потому, что внешние факторы изменяются во внутренние факторы, и внутренне организуется мотивация.

1.2 Основные концепции психологической мотивации

Изучение мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с давних времен. Разнообразные теории мотивации появлялись еще в ра­ботах древних философов, а в настоящее время таких теорий существует уже более десятков. Взгляд на становление мотивации человека в про­цессе развития человечества и науки менялся. Первыми психологическими теориями мотивации считаются возникшие в XVII-XVIII веке теорию принятия решений, опирающуюся на рацио­налистическую основу поведения человека, и теорию автомата, которая объясняет поведение животного.