Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (Понятие мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» А. Мехрабиана измеряет два мотива: стремление к принятию и страх отвержения. Опросник содержит две шкалы. Шкалы оценивают с одной стороны общие ожидания человека о положительном исходе при установлении межличностного контакта, а с другой стороны отрицательные ожидания.

Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения А. Мехрабиана (RAM) предлагает две формы: для мужчин и для женщин. Этот опросник основан на теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При отборе пунктов теста принимались во внимание индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и мотивом избегания неудач в поведении, детерминированном мотивацией достижения.

А проективные методы применяются для диагностики глубоких мотивационных образований, в частности неосознаваемых мотивов. Эти методы появились в условиях клиники, однако в последующем они стали активно применяться в экспериментальной психологии.[8]

К методикам, которые часто используются для определения мотивации, - это тематический апперцептивный тест Г. Мюррея (ТАТ), тест фрустраций Розенцвейга, тесты неоконченных предложений, незаконченных рассказов и другие. Есть разные модификации ТАТ, которые нацелены на определение некоторых «обобщенных мотивов» личности. Одна из популярнейших в зарубежной психологии - это проективная методика ТАТ, которая была создана Д. МакКлелландом и Дж. Аличностные индивидуальные различия в мотиве достижения.

Рисуночный тест фрустраций Розенцвейга, с помощью него оцениваются особенности поведения индивида при появлении препятствия на пути к достижению цели (фрустрация потребности). Данный тест также проявляет направленность агрессии.

Методика мотивационной индукции Ж. Нъютена (MIM) является проективным методом дополнения незаконченных предложений. Исследуются разные стороны познавательной мотивации, мотивации достижения, коммуникативной мотивации.

Диагностика мотивации посредством искажения объекта перцепции. Методики, которые основаны на данном принципе, использовались Д. Брунером и многими другими психологами. В научной лаборатории Л. И. Божович была разработана методика для определения мотивов поведения. Ведущие мотивы подростка оценивались через ошибки восприятия при выявлении на глаз длины линий. Причем определение длины линий мотивировалось различно. Сила мотива замерялась на базе степени преобладания ошибок в различных ситуациях. Данный метод опирается на применение индикатора «Искажение объекта перцепции под влиянием мотивационных тенденций». Методика содержит экспериментальные процедуры актуализации мотивов, графический метод предъявления стимула, выявление доминирующей мотивации. Созданы и другие варианты данной методики. Считается, что через определение ведущих мотивов фиксируется направленность личности.


Диагностика мотивов через личностный смысл. Применяется критерий выявления личностного смысла разных характеристик поведения, видов деятельности, ситуации. «Обобщенные мотивы» оцениваются с помощью выявления смысла, которые несут для человека различные характеристики поведения, ситуаций, отношения.

Диагностика мотивов посредством когнитивных оценок. Несомненно, что мотивация имеет влияние на когнитивные оценки, что задает структурирование и организацию материала. Применяются процедуры, которые требуют разных когнитивных ответов и классификаций. Задание, выполняемое испытуемым, не похоже на характеристику изучаемого поведения.

Изучение реакций на юмор для проявления мотивационных переменных стало одним из методов, который использует эту особенность мотивации. Есть «личностный тест Юмора», выявляющий 13 личностных факторов. В работах Бабиной В. С. и Шмелева А. Г. предлагается оригинальный тест юмористических фраз (ТЮФ) для определения мотивов с применением юмора как стимульного материала.

Метод диагностики мотивов через характеристику преград. В процессе достижения цели иногда возникают разные преграды, которые тормозят процессы реализации действия. Такие преграды по характеру обычно делят на внутренние и внешние преграды. Преграды делятся не просто по типу, но и по степени трудности. Преграды возникают на различных этапах мотивационного процесса, бывают релевантными мотиву или нерелевантными, сила мотива влияет на оценку трудности. Такие соотношения, возникающие между мотивами и преградами, применяются для создания методик. В. В. Столин разработал методику, опираясь на этот принцип.

Заключение

Теоретический анализ литературы по организационной психологии позволяет сделать вывод, что мотивационная сфера человека неоднородна и сложна. Разнообразные теории мотивации появлялись еще в ра­ботах древних философов, а в настоящее время таких теорий существует уже несколько десятков. Взгляд на становление мотивации человека в про­цессе развития человечества и науки изменялся. В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Научным базисом мотивации являются современные теории мотивации. Среди них, выделяют два основных направления - содержательные и процессуальные теории мотивации. Сложность понятия мотивации, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех упомянутых теорий.


Мотивация трудовой деятельности - это процесс получения удовлетворения сотрудниками своих потребностей и ожиданий в их работе, которое осуществляется в ходе реализации их целей, согласованных с целями и задачами организации и с другой стороны это комплекс мероприятий, проводимых со стороны руководства для повышения эффективности труда служащих.

В определении соединены два главных направления, как правило, принимаемые большинством сотрудников, как наемных работников, так и руководством в качестве тождества: мотивация и стимулирование. Мотивы труда разнообразные. Они отличны по потребностям, которые люди хотят удовлетворить через трудовую деятельность. По тем благам, которые потребуются сотруднику для удовлетворения потребностей, и по той цене, которую он готов заплатить за получение желаемых благ. Общим у них становится то, что удовлетворение потребностей соединено с трудовой деятельностью.

Выделяется несколько групп мотивов труда, которые образуют в совокупности одну систему. Это в первую очередь мотивы содержательности труда, его полезности, статусные мотивы, которые объединены с общественным признанием успешности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, и мотивы, нацеленные на конкретную интенсивность работы.

Одним из направлений по изучению особенности мотивации работающих людей является диагностика мотивации посредством критерия непосредственной оценки представлений работника о причинах или особенностях поведения. Хотя методики могут отличаться по способам конструирования и по другим характеристикам. По таким методам можно говорить скорее о «кажущихся мотивах», стереотипах и ценностных ориентациях, чем о фактически действующих мотивах деятельности.

Список мотивов, которые часто используются в подобных методах, как правило, состоит из определенных мотивов. Эти методы часто применяются для изучения мотивов учебной и профессиональной деятельности. В данную группу так же входят методики измерения установок, построенных таким образом, чтобы о характере мотивационной переменной судить, основываясь на высказываемое мнение. «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса стал опросником, измеряющим силу потребностей списка Г.Мюррея. «Форма по изучению личности» Д. Джексона – данная методика для изучения мотивационной сферы, также создана на базе теории мотивации Г. Мюррея. Опросник Джексона показывает 20 мотивационных переменных.

«Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» А. Мехрабиана измеряет два мотива: стремление к принятию и страх отвержения. А проективные методы применяются для диагностики глубоких мотивационных образований, в частности неосознаваемых мотивов. Эти методы появились в условиях клиники, однако в последующем они стали активно применяться в экспериментальной психологии. К методикам, которые часто используются для определения мотивации, - это тематический апперцептивный тест Г. Мюррея (ТАТ), тест фрустраций Розенцвейга, тесты неоконченных предложений, незаконченных рассказов и другие.