Файл: Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу (Специфика психофизиологических исследований профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ документов считается довольно надежным источником информации о работнике (кандидате), однако характеризует лишь его прошлое. Представление о личности (в целом и об отдельных сторонах), а также о возможном поведении в будущем могут дать различные тесты, которые считаются результативным способом оценки людей. В то же время надо иметь в виду, что ответы на многие тесты находятся под влиянием национального, социального и культурного опыта, поэтому в чистом виде лучший тест - лишенная всего этого математическая задача. Под тестом понимается система заданий, позволяющих выявлять, измерять и характеризовать уровень развития определенных качеств личности (до 400), ее реакции, а также осуществлять межличностные сопоставления или сравнение человека с самим собой в разные периоды жизни. Слово «тест» было введено в научный оборот в 1890 г. в статьях Дж. Кеттела. В России тестирование применялось еще в Первую мировую войну для отсева умственно отсталых офицеров. Разновидностью теста является опросник, с помощью которого можно обнаружить интересы людей. Практическое использование теста, или тестирование, представляет собой метод психодиагностики - системы мер по выявлению наличия и степени выраженности определенных признаков в психике человека (другие методы - беседыинтервьюэкспертные оценкисоциометрия).

Данные психодиагностики

Тестирование предполагает обращение к психике человека с помощью специальных методик - интервью, анкетирования, решения задач. Сегодня тестирование применяется при найме, отборе кандидатов на важные должности, расстановке кадров, планировании работы с молодежью, формировании трудовых коллективов, развитии персонала и организации. Тестированию не подвергаются лица либо очень низкой, либо очень высокой квалификации, с большим опытом. Для тестируемых необходимо создавать комфортные условия, снимать психологическое напряжение, вызываемое боязнью ошибиться, не уложиться во времени. Это позволит показать типичное поведение, которое требуется зафиксировать и измерить.

К тестам предъявляются следующие требования: 1. Объективность, т. е. независимость результатов от проверяющего. Она имеет место, если у самостоятельных исследователей они одинаковы. Объективность относится к процессу проверки (обеспечивается стандартами, инструкциями, правилами), подведению итогов (с помощью количественных показателей), интерпретации (разные исследователи должны одинаково оценивать результат). Последняя достигается труднее всего. 2. Надежность (независимость от случайностей, гарантия повторения результата при повторном тестировании) обеспечивается репрезентативностью (представительностью) выборки, соответствием теоретическим идеям, достоверностью сведений, точностью измерений, своевременностью, отработанностью методики. Надежность проверяется путем повторного тестирования, параллельного тестирования (два эквивалентных теста), раздвоения теста (тест дают сначала полностью, затем вопросы делят на две группы (случайно, чет-нечет, одинаковой сложности и проч.) и сопоставляют первые и вторые результаты. Надо иметь в виду, что на результаты тестирования влияют кратковременные изменения в состоянии человека. 3. Валидность - соответствие своему назначению, гарантия того, что измеряется то, что нужно. 4Сравнимость результатов с данными, полученными другими способами. 5. Экономичность (простота, минимум расходов). Предполагается, что лицо, успешно прошедшее тестирование, так же хорошо будет действовать в реальных условиях. Как показывает практика, тесты наиболее эффективны для оценки квалифицированных специалистов неуправленческих профессий. Но окончательная оценка происходит с помощью менее формализованных методов.


Определение формально- динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова.

3.1. Описание методики:

Испытуемому предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение его обычного способа поведения.

Инструкция: При ответе на вопросы постарайтесь представить ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте ту или иную цифру в соответствующую графу в зависимости от Вашего варианта который соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:

  1. не характерно;
  2. мало характерно;
  3. довольно характерно;
  4. характерно.

Испытуемому предлагается бланк с номерами вопросов и вопросник. Бланк представлен в Приложении 1. Работа проводилась индивидуально.

Методика «Самочувствие, активность, напряжение». «САН».

Инструкция: Оцените свое психическое состояние в данный момент времени по каждому из признаков, указанных на бланке. Подчеркните соответствующую цифру от 0 до 3 в левой и правой половине каждой строки по выраженности признака.

3 – «да, совершенно верно»

2 – «да правильно»

1 – «скорее да, чем нет».

0 – «не могу определится»

Выбирайте ту цифру которая подходит вашему состоянию более всего.

2.2. Описание результатов исследования.

На первом этапе мы провели опрос и получили следующие данные, относительно представленности рабочих нагрузок. Среди которых были выделены следующие:

  1. общение с персоналом;
  2. общение с руководителем;
  3. общение с подрядчиками;
  4. общение с потенциальными клиентами;
  5. эмоциональные нагрузки: ложь, зависть, конфликты.
  6. ненормированный рабочий день.
  7. отсутствие отпусков.
  8. работа с техникой ЭВМ, ксерокс.
  9. физическая нагрузка.
  10. организация работы предприятия.
  11. Ответственность за соблюдение безопасности на рабочих местах.
  12. введение санкций, критика, убеждение, критика.

Профессиональная деятельность менеджера по персоналу отличается сложностью, рабочие нагрузки оказывают влияние на психофизиологическое состояние менеджера, что повышает либо понижает эффективность деятельности менеджера по персоналу.


Психофизиологические показатели (работоспособность, пластичность, эмоциональность, темп) испытуемых менеджеров. Данные методики представлены в сводной таблице №1. « Показатели средней выраженности «ОФДСИ»».

Таблица №1.

ЭРМ

ЭРИ

ЭРК

ПМ

ПИ

ПК

СМ

СИ

СК

ЭМ

ЭИ

ЭК

КШ

Ср.балы

П=20

35

30

35

30

41

41

34

34

31

48

35

28

8

Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, Русаловым предложены следующие 6 наиболее важных индексов формально- динамических свойств .

Индексы активности.

  1. Индекс психомоторной активности (ИПА) –ЭРМ +ПМ+СМ = 35+30+34= 99 (балов)
  2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) –ЭРИ+ПИ+СИ =30+31+34= 95 (балов)
  3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) – ЭРК +ПК+СК = 35+41+31 = 107 (балов)
  4. Индекс общей активности ИОА = ИПА + ИИА + ИКА = 99 + 95 + 107 = 301 балов
  5. Индекс общей эмоциональности ИОЭ = ЭМ + ЭИ+ЭК = 28+25 +38 = 91 бал
  6. Индекс общей адаптивности ИОАД = ИОА – ИОЭ = 299 -91 = 210 балов

Данные по результатам обработки данных и высчитывание индекса испытуемой занесены в таблицу №2 «Средние показатели индексов активности испытуемых менеджеров. П=20»

Таблица №2

Показатели индексов

Нормы (балы)

Индивидуальные показатели испытуемой №2

Название индекса

балы

ранг

ИПА (индекс психомоторной активности)

97

4

От 78 до 102

норма

ИИА Индекс интеллектуальной активности

95

5

От 36 до 144 ( от 78 до 102)

норма

Индекс коммуникативной активности (ИКА)

107

3

От 36 до 144 (норма 78 до 102)

Выше нормы

Индекс общей активности ИОА

301

1

От 108 до 432

норма

Индекс общей эмоциональности ИОЭ

91

6

От 78 до 102

норма

Индекс общей адаптивности ИОАД

208

2

От 132 до 228

норма

Все показатели испытуемых в рамках нормы. Высокий показатель индекса коммуникативности, свидетельствует о повышенной направленности испытуемых на общение.


Согласно полученным результатам испытуемая в коммуникативной сфере испытуемые высоко активные, проявляют характеристики свойственные холерическому типу темперамента, а именно высокая эмоциональность с сочетанием высокой активности. Возможно наличие информационного стресса.

В интеллектуальной сфере, при решении умственных задач, продумывание ситуаций, принятие решений испытуемые проявляют смешанный низко эмоциональный тип. Возможно преобладание «холодного» рассудка дает возможность испытуемым сосредоточиться на задании.

С целью выявления расхождений по показателям индивидуальных и социальных проявления работоспособности, темпа, эмоциональности и пластичности мы изучили темпераментальный профиль испытуемых.

Средние данные испытуемых представлены в таблице №3.

Таблица №3

темп

эргичность

пластичность

эмоциоальность

предметный

31

29

28

21

социальный

35

36

21

26

Анализ данных позволяет, выявит высокие показатели по активности испытуемых, что выражается в высоких показателях:

Предметный темперамент: высокий показатель темпа, работоспособности, пластичности и эмоциональности. Испытуемые активны и могут выполнять несколько видов деятельности. Они эмоционально реагируют на расхождение между планированным и результатом деятельности.

Социальный темперамент: повышенная работоспособность, темп. Пластичность ниже предметной, однако так же высока. Социальная эмоциональность выше предметной, что свидетельствует о повышенном эмоциональном реагировании.

Расхождения между показателями предметного и социального профиля может свидетельствовать о наличном напряжении.

Так, выявлены расхождения в пользу социальных показателей проявлений эргичности, темпа, эмоциональности. То есть в социальном взаимодействии испытуемые также активны. Однако им не достает пластичности, гибкости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. Испытуемым присуще высокие показатели по всем параметрам. В предметном плане действие активности выражается в повышенном темпе, пластичности, работоспособности и эмоциональности.
  2. В социальном плане испытуемые предпочитают выражаться через высокую работоспособность, темп, эмоциональность и пластичность.
  3. Выявленные рассогласования могут быть причиной наличия внутреннего напряжения. С целью проверки этой гипотезы мы провели методику САН

Средняя оценка показателей представлена в таблице №4

Таблица №4

Название шкал САН

балы

характеристика

Психическая активация (работоспособность)

19

Выше нормы

Интерес ( сосредоточенность)

22

Выше нормы

Эмоциональный тонус

19

Выше нормы

напряжение

8

В пределах нормы

Оценка комфортности

17

Высшее значение нормы.

Методика САН позволяет оперативно определить самочувствие испытуемых. Исследование выявило наличие повышенного эмоционального тонуса. Высокий интерес к деятельности и работоспособность. Ощущение комфортности. Напряжение в пределах нормы.

Исходя из чего мы делаем заключение о том, что психоэмоциональное состояние испытуемых отличается конструктивностью высокие показатели активности, эмоциональности и работоспособности в сочетании с коммуникативной активностью позволяет испытуемым менеджерам успешно справляться с рабочими нагрузками. Высокий уровень ощущения комфорта в сочетании с низкими показателями напряженности.

Выводы по главе 2.

  1. В курсовой работе использовалась экспериментальная модель исследования ОФСДИ основанная на гуманистическом подходе Роджерса. Её можно сипользовать в деятельности организационного психолога.
  2. Экспериментальная модель диагностики психофизиологических характеристик испытуемых содержит три этапа каждый из которых решает исследовательскую задачу. Ответы на опросник, относительно рабочих нагрузок позволяет повысить осмысленность деятельности профессионалов.
  3. В исследование была проверена гипотеза, которая неашла свое подтверждение. Так, показатели рабочих нагрузок (профессиональные задачи) и их влияние на психофизиологические характеристики (работоспособность, активность, эмоциональность, самочувствие, напряжение) могут стать основой психофизиологического анализа профессиональной деятельности менеджеров по персоналу.
  4. В нашем исследовании психоэмоциональное состояние испытуемых отличается конструктивностью высокие показатели активности, эмоциональности и работоспособности в сочетании с коммуникативной активностью позволяет испытуемым менеджерам успешно справляться с рабочими нагрузками. Высокий уровень ощущения комфорта в сочетании с низкими показателями напряженности.
  5. Рекомендовано упорядочивание социальной работоспособности за счет ограничения сферы деятельности, выделения главного, снижение усталости и эмоциональности и повышения пластичности (гибкости) в реализации социальных ролей, приоритетных отношений.