Файл: Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу (Специфика психофизиологических исследований профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление поведением людей в организации представляет собой систему мер по формированию его принципов и норм, стимулированию желательных поступков, предотвращению или пресечению нежелательных.

1.2 Специфика психофизиологических исследований профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность является набором психофизиологических показателей под воздействием рабочих нагрузок. 1.2. психофизиология функциональных состояний.

Существует несколько подходов к пониманию сущности функционального состояния

Во-первых, функциональное состояние понимается как комплекс поведенческих проявлений, сопровождающих различные аспекты человеческой деятельности и поведения.

Это многокомпонентный, системный ответ организма на требования той или иной деятельности.

В этой связи диагностика и анализ явления функционального состояния несколько затрудняется.

В рамках таких рассуждений развивается представление о функциональном состоянии, где выделяют эргономический и психофизиологический подход.

При эргономическом подходе состояние организма человека оценивается по результатам трудовой деятельности.

Собственно функциональное состояние классифицируется как состояние адекватной мобилизации или состояние динамического рассогласования.

Психофизиологический подход опирается

В понимании сущности функционального состояния на представление о существовании модулирующих систем.

К таким модулирующим системам относят ретикулярную формацию ствола и лимбическую систему.

Лимбическая система наделена активирующими и инактивирующими отделами.

Утверждается, что аналогичной функцией обладают передние отдела коры головного мозга — фронтальные зоны.

Фронтальные зоны якобы способны по кортико-ретикулярным путям регулировать активность стволовой части и таламической системы.


Констатируется, что нижняя граница функционирования нервных процессов это состояние сна, а верхня — состояние ярости.

Между этими полюсами располагаются уровни бодрствования и 

соответствующее им поведение, которое может быть оптимальным или неоптимальным.

Оценка уровня бодрствования не подлежит прямому измерению, а переход от одного уровня к другому оценивается эмпирически путем наблюдения и регистрации физиологических показателей ( ЭЭГ и вегетативные показатели).

Во-вторых, функциональные состояния определяются

как фоновая активность нервных центров при которой реализуется та или иная деятельность человека.

Фоновая активность нервных центров определяется деятельностью специфических отделов мозга — ретикулярной формацией.

И в этой связи здесь много общего с психофизиологичеким подходом.

Функциональные состояния зависят от уровня активации нервной системы в целом.

В свою очередь уровень активации нервной системы существенно влияет на эффективность непосредственных действий и обучаемость. Замечено, что высокая результативность деятельности наблюдается чаще при более низкой и оптимальной активации нервной системы.

Поэтому выделяют оптимальные и неоптимальные функциональные состояния.

Исследования последнего времени показали, что сами структуры ретикулярной формации имеют специфические центры, которые отвечают за оптимальность функциональных состояний. Данные центры расположены на различных уровнях.

На уровне среднего мозга обнаружены т.н. мезенцефалическая ретикулярная формация

которая активирует обширные зоны коры больших полушарий.

Активация этого центра усиливает бдительность, обеспечивает пробуждение или наоборот вызывает спокойствие.

Правда, эти менее всего устойчивы к угашению.

В структурах таламуса расположены неспецифические ядра, которые создают локальную зону воздействия на кору головного мозга и оказывают воздействие за счет распространяя исключительно ритмических возбуждений, осуществляют селекцию внимания и локальный ориентировочный рефлекс.


В структурах базальной системы переднего мозга, где расположено полосатое тело, чечевицеобразное ядро, хвостатое ядро и ядро Мейнерта проецируется локальное возбуждение в коре ГМ и именно эта область ответственна за состояние бодрствования и сна.

Базальная система переднего мозга тесно связана со средним мозгом и гипоталамусом

а базальные ганглии, т.е. комплекс нейронных узлов, центрально расположенных в белом веществе больших полушарий, эффективно регулируют избирательную активность в связи с требованиями поставленной задачи или поведения.

Тем самым мозговые структуры обеспечивают готовность субъекта для выполнения конкретного целенаправленного действия, а также участвуют в регуляции мышечного тонуса;

Наконец, модулирующие нейроны. Это особая группа нервных клеток, которые образует множественные контакты с другим нейронами.

Модулирующие нейроны отвечают за регулирование проводящих путей болевых раздражителей, участвуют в научении путем изменения проводимости синапсов и т.п. Есть активирующие (увеличивающие активность синапсов) и инактивирующие (снижающие активность) нейроны.

Инактивирующие нейроны способны прервать, блокировать связь между афферентными и эфферентными нейронами. Сон в этом случае можно понимать как генерализованное действие инактивирующих нейронов.

С момента начала самостоятельной работы человек приобретает профессиональный опыт, который является частью его жизненного опыта, он складывается из приобретенных знаний, умений и навыков, по решению профессиональных проблем, включая знания, умения и навыки, впервые обретенные в собственной практической профессиональной деятельности. Профессиональный опыт вносит коррективы в ранее сложившиеся ценностные ориентации, установки личности, придает особые краски переживаниям, смысловой сфере. Профессиональный опыт может быть не только следствием профессиональной деятельности человека, но и объектом управления и осознанного развития.


Профессиональное развитие личности происходит в рамках профессионального цикла

Профессиональный цикл – это изменяемая последовательность периодов или этапов в жизни человека, включающая знакомство с миром профессий и профессиональный выбор, получение образования и профессиональной подготовки, начало самостоятельной работы и накопление опыта, продвижение по служебной лестнице и периоды дальнейшей профессионализации.

Профессиональные действия менеджера по персоналу должно быть осознанными. Сознание представляет собой одно из самых сложных и в то же время загадочных проявлений деятельности мозга. Хотя слово «сознание» достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе, не существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, которые различны по смыслу. В более элементарном значении – это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, т.е. то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях. В этом же значении слово «сознание» иногда применяется и к животным. Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, слово «сознание» имеет иной смысл. Под ним понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми. В этом значении термин «сознание» применяется обычно только к человеку. Более важны, однако, не различия, а то, что объединяет оба эти значения слова «сознание». В обоих случаях речь идёт о мире субъективных, т.е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, которые образуют духовный мир человека, его внутреннюю жизнь.

Говоря о мозговых основах психики и сознания, необходимо сказать, что эти наиболее сложные проявления работы мозга не могут быть объяснены работой какой-то отдельной, изолированной группы нервных клеток, представляющих собой «центр сознания». Как общетеоретические соображения, так и данные эксперимента свидетельствуют о том, что психические функции возникают на основе объединения в единую систему разных, функционально неоднородных нервных структур и специальной организации процессов мозга, обеспечивающей высокую степень мозговой интеграции. Изучение этой организации и лежит в основе поиска мозговых основ сознания.

Количество данных о роли мозговых структур в осуществлении психических функций в последнее время стремительно увеличивается, особенно после появления методов «изображения живого мозга», таких, как позитронно – эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс, компьютерная электроэнцефалография. Речь пойдёт о трёх основных подходах к решению проблемы мозговой организации субъективно переживаемых феноменов. Это концепции «светлого пятна», информационного синтеза и связи сознания с речью. Хотя они различны, не нужно думать, что они противоречат друг другу. Скорее, наоборот, они дополняют одна другую: каждая гипотеза опирается на свой экспериментальный материал и привлекает внимание к определённому аспекту проблемы. Кроме того, первая концепция апеллирует к понятию сознания в его более простом понимании, вторая занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как более простых, так и (частично) сложных феноменов, а третья ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического. В соответствии с этим последние две гипотезы более сложны и поэтому требуют более подробного изложения.


Психофизиологический анализ содержания проффесиональной деятельности менеджеров по персоналу опирается на новые исследования в области организационной психологии и психофизиологии. Существующие современные методы учета рабочих нагрузок и психофизиологических характеристик труда в сочетании с информацией о специфики трудовой деятельности менеджера по персоналу, дает возможность изучения целого спектра проблем изучения и планирования поведения персонала.

Выводы по главе 1.

  1. Особенности изучения содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу исходят из выявленных рабочих нагрузок, связанных с условиями коммуникативной, организационной, умственной нагрузки.
  2. Специфика психофизиологических исследований профессиональной деятельности, опирается на психофизиологические исследования деятельности человека её сложности и осознанности. Такие понятия работы сознания как ориентировочная деятельность, сознательная деятельность, рефлексия, адаптивность, эмоциональность, коммуникативная и психомоторная активность.
  3. Психофизиологический анализ содержания проффесиональной деятельности менеджеров по персоналу начинается с анализа рабочих нагрузок( умственная, организационная, психомоторная, эмоциональная) в сочетании с индивидуальными особенностями темпа, пластичности уровня эргичности менеджера. Изучая себя, менеджер лучше понимает специфику поведения персонала.

ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование профессиональной деятельности менеджеров

2.1 Описание экспериментальной модели диагностики психофизиологических характеристик испытуемых

Исследование проводится в три этапа. На первом этапе решаются организационные задачи. Сообщаются цели и задачи исследования. На этом этапе проводился опрос о возможных психоэмоциональных рабочих нагрузок и отношения к ним менеджера по персоналу. На втором этапе проводилось изучение психофизиологических показателей работоспособности, темпа, пластичности деятельности испытуемых, с целью выявления основных показателей психофизиологического состояния испытуемых. На третьем этапе проводился психофизиологический анализ профессиональной деятельности менеджера по персоналу.