Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Регистры налогового учета: перечень, виды
1.3. Характеристика аналитических регистров налогового учета
2. Ведение налогового учета в ООО «Комфорт»
2.1 Характеристика ООО «Комфорт»
2.2. Состояние налогового учета ООО «Комфорт»
2.3. Разработка налоговых регистров в ООО «Комфорт»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ордынская Е. В. Налоги и налогообложение. Учебник. – М.: Издательство «Проспект», 2017. – 336 с.
Составлять отдельный регистр на каждую строку декларации по налогу на прибыль не требуется. Количество налоговых регистров фирма устанавливает учетной политикой, при условии, что они в полной мере обосновывают данные, указанные в декларации. Налоговики могут привлечь к ответственности за отсутствие только тех регистров, которые предприятию необходимо вести согласно своей учетной политике.
Требования НК РФ к налоговым регистрам
Формы аналитических регистров налогового учета, являющиеся приложением к учетной политике предприятия, служат подтверждению данных наравне с первичными документами и расчетом налоговой базы (ст. 313 НК РФ). Требования, которые налоговое законодательство предъявляет к ним, следующие:
- недопустимо вносить данные в регистр без соблюдения хронологического порядка и непрерывности;
- аналитический учет налоговых данных в регистрах должен раскрывать порядок формирования налоговой базы;
- хранить регистры следует так, чтобы исключить несанкционированное исправление данных в них;
- за правильность отражения хозопераций в регистрах отвечают лица, их составляющие;
- каждое вносимое в налоговый регистр исправление ошибок должно подтверждаться подписью ответственного лица, с обоснованием исправления и указанием даты;
- данные налогового учета, в том числе и регистры, составляют налоговую тайну;
- лица, имеющие к ним доступ, несут ответственность за разглашение налоговой тайны согласно законодательству [1,12].
Регистры налогового учета: минимальный перечень
Поскольку налоговым объектом является прибыль, чтобы определить ее размер следует знать сумму доходов и расходов налогоплательщика, а значит, в любом случае должны присутствовать регистры налогового учета:
- «доходы от реализации»;
- «расходы, уменьшающие доход от реализации»;
- «внереализационные доходы»;
- «внереализационные расходы».
Регистры налогового учета заполняются согласно данным бухучета по счетам 20, 26, 40, 43, 44, 90, 91 и др., с учетом положений главы 25 НК РФ. При этом нужно помнить, что не все доходные и расходные бухгалтерские операции учитываются в налоговом учете, а значит, и в налоговые регистры они не вносятся. Доход от реализации не включает сумму НДС. Некоторые расходы в целях налогообложения нельзя принять в полной сумме, а только в пределах установленных норм.
Необходимость заполнения иных регистров налогового учета может
возникнуть, если предприятие ведет несколько видов деятельности, или совершает операции, облагаемые налогом в особом порядке.
Виды регистров
Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущих или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества.
Для организации налогового учета МНС РФ рекомендовало ведение следующих регистров учета [3,15]:
1.2.1 Регистры учета хозяйственных операций:
- регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав;
- регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав);
- регистр учета поступлений денежных средств;
- регистр учета расхода денежных средств;
- регистр учета сумм начисленных штрафных санкций;
- регистр учета расходов на оплату труда;
- регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.
Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущих или будущих периодах.
1.2.2 Регистры учета состояния единицы налогового учета:
- регистр информации об объекте основных средств;
- регистр информации об объекте нематериальных активов;
- регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО;
- регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО;.
- регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости;
- регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости;
- регистр учета расходов будущих периодов;
- регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности;
- регистр учета операций по движению кредиторской задолженности;
- регистр учета расчетов с бюджетом;
- регистр движения резерва по сомнительным долгам;
- регистр учета расходов на гарантийный ремонт;
- регистр учета расчетов по штрафным санкциям.
Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета. Причем, это должна быть информация, которая используется более одного отчетного (налогового) периода.
Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени.
1.2.3 Регистры промежуточных расчетов [1,8]:
- регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета»;
- регистр-расчет «Учет амортизации нематериальных активов»;
- регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО);
- регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО);
- регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в
отчетном периоде;
- регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;
- регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода;
- регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;
- регистр учета договоров на добровольное страхование работников;
- регистр учета расходов по добровольному страхованию работников;
- регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода;
- регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода;
- регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах;
- регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам;
- регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт;
- регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.
Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.
1.2.4 Регистры формирования отчетных данных [3,7]:
- регистр-расчет учет амортизации основных средств;
- регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде;
- регистр учета прочих расходов текущего периода;
- регистр-расчет финансовый результат от реализации амортизируемого имущества;
- регистр учета стоимости реализованного прочего имущества;
- регистр - расчет учета остатка транспортных расходов;
- регистр учета внереализационных расходов;
- регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг (пункт 3 статьи 279 НК РФ);
- регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав);
- регистр учета доходов текущего периода;
- регистр учета убытков обслуживающих производств;
- регистр-расчет финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств [1,20].
1.3. Характеристика аналитических регистров налогового учета
В статье 313 НК РФ определено, что налоговый учёт - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и
достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.
Данные налогового учёта должны отражать [10]:
- порядок формирования суммы доходов и расходов,
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчётном) периоде,
- сумму остатков расходов (убытков) подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах,
- порядок формирования сумм создаваемых резервов,
- сумму задолженности по расчётам с бюджетом.
Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «…система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя» [1].
Согласно статье 314 формирование данных налогового учёта предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения. Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения, регистры налогового учёта формируются по всем операциям, тем или иным образом, учитываемым для целей налогообложения. При этом если порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учёте, то регистры бухгалтерского учёта могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учёта. И тогда, объекты, учтённые в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учёте, так и в налоговом законодательстве.
Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет по каким объектам учёта он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учёта, в которых должны быть обеспечены набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации, исходя из требований Главы 25 по вопросу учёта соответствующих доходов и расходов.
Подтверждением данных налогового учёта являются:
- первичные учётные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учёта;
- расчёт налоговой базы.
Регистры налогового учёта ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учёт данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Они систематизируют и накапливают информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах
Формы аналитических регистров налогового учёта для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты [1,16]:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Содержание данных налогового учёта (в т. ч. и данных первичных документов) является налоговой тайной.
При хранении регистров налогового учёта должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Исправление ошибки в регистре налогового учёта должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внёсшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесённого исправления.
Организация системы налогового учёта предусматривает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учёта, а также порядка ведения налогового учёта, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учёта.