Файл: Ведение налогового учета в ООО «Комфорт».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составлять отдельный регистр на каждую строку декларации по налогу на прибыль не требуется. Количество налоговых регистров фирма устанавливает учетной политикой, при условии, что они в полной мере обосновывают данные, указанные в декларации. Налоговики могут привлечь к ответственности за отсутствие только тех регистров, которые предприятию необходимо вести согласно своей учетной политике.

Требования НК РФ к налоговым регистрам

Формы аналитических регистров налогового учета, являющиеся приложением к учетной политике предприятия, служат подтверждению данных наравне с первичными документами и расчетом налоговой базы (ст. 313 НК РФ). Требования, которые налоговое законодательство предъявляет к ним, следующие:

  • недопустимо вносить данные в регистр без соблюдения хронологического порядка и непрерывности;
  • аналитический учет налоговых данных в регистрах должен раскрывать порядок формирования налоговой базы;
  • хранить регистры следует так, чтобы исключить несанкционированное исправление данных в них;
  • за правильность отражения хозопераций в регистрах отвечают лица, их составляющие;
  • каждое вносимое в налоговый регистр исправление ошибок должно подтверждаться подписью ответственного лица, с обоснованием исправления и указанием даты;
  • данные налогового учета, в том числе и регистры, составляют налоговую тайну;
  • лица, имеющие к ним доступ, несут ответственность за разглашение налоговой тайны согласно законодательству [1,12].

Регистры налогового учета: минимальный перечень

Поскольку налоговым объектом является прибыль, чтобы определить ее размер следует знать сумму доходов и расходов налогоплательщика, а значит, в любом случае должны присутствовать регистры налогового учета:

  • «доходы от реализации»;
  • «расходы, уменьшающие доход от реализации»;
  • «внереализационные доходы»;
  • «внереализационные расходы».

Регистры налогового учета заполняются согласно данным бухучета по счетам 20, 26, 40, 43, 44, 90, 91 и др., с учетом положений главы 25 НК РФ. При этом нужно помнить, что не все доходные и расходные бухгалтерские операции учитываются в налоговом учете, а значит, и в налоговые регистры они не вносятся. Доход от реализации не включает сумму НДС. Некоторые расходы в целях налогообложения нельзя принять в полной сумме, а только в пределах установленных норм.

Необходимость заполнения иных регистров налогового учета может

возникнуть, если предприятие ведет несколько видов деятельности, или совершает операции, облагаемые налогом в особом порядке.


Виды регистров

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущих или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества.

Для организации налогового учета МНС РФ рекомендовало ведение следующих регистров учета [3,15]:

 1.2.1 Регистры учета хозяйственных операций:

  • регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав;
  • регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав);
  • регистр учета поступлений денежных средств;
  • регистр учета расхода денежных средств;
  • регистр учета сумм начисленных штрафных санкций;
  • регистр учета расходов на оплату труда;
  • регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущих или будущих периодах.

1.2.2 Регистры учета состояния единицы налогового учета:

  • регистр информации об объекте основных средств;
  • регистр информации об объекте нематериальных активов;
  • регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО;
  • регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО;.
  • регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости;
  • регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости;
  • регистр учета расходов будущих периодов;
  • регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности;
  • регистр учета операций по движению кредиторской задолженности;
  • регистр учета расчетов с бюджетом;
  • регистр движения резерва по сомнительным долгам;
  • регистр учета расходов на гарантийный ремонт;
  • регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета. Причем, это должна быть информация, которая используется более одного отчетного (налогового) периода.

Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени.

 1.2.3 Регистры промежуточных расчетов [1,8]:

  • регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета»;
  • регистр-расчет «Учет амортизации нематериальных активов»;
  • регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО);
  • регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО);
  • регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в

отчетном периоде;

  • регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;
  • регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода;
  • регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;
  • регистр учета договоров на добровольное страхование работников;
  • регистр учета расходов по добровольному страхованию работников;
  • регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода;
  • регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода;
  • регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах;
  • регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам;
  • регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт;
  • регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

 1.2.4 Регистры формирования отчетных данных [3,7]:

  • регистр-расчет учет амортизации основных средств;
  • регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде;
  • регистр учета прочих расходов текущего периода;
  • регистр-расчет финансовый результат от реализации амортизируемого имущества;
  • регистр учета стоимости реализованного прочего имущества;
  • регистр - расчет учета остатка транспортных расходов;
  • регистр учета внереализационных расходов;
  • регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг (пункт 3 статьи 279 НК РФ);
  • регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав);
  • регистр учета доходов текущего периода;
  • регистр учета убытков обслуживающих производств;
  • регистр-расчет финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств [1,20].

1.3. Характеристика аналитических регистров налогового учета

В статье 313 НК РФ определено, что налоговый учёт - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и

достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Данные налогового учёта должны отражать [10]:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов,
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчётном) периоде,
  • сумму остатков расходов (убытков) подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах,
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов,
  • сумму задолженности по расчётам с бюджетом.

Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «…система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя» [1].

Согласно статье 314 формирование данных налогового учёта предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения. Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения, регистры налогового учёта формируются по всем операциям, тем или иным образом, учитываемым для целей налогообложения. При этом если порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учёте, то регистры бухгалтерского учёта могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учёта. И тогда, объекты, учтённые в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учёте, так и в налоговом законодательстве.


Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет по каким объектам учёта он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учёта, в которых должны быть обеспечены набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации, исходя из требований Главы 25 по вопросу учёта соответствующих доходов и расходов.

Подтверждением данных налогового учёта являются:

  • первичные учётные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учёта;
  • расчёт налоговой базы.

Регистры налогового учёта ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учёт данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Они систематизируют и накапливают информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах

Формы аналитических регистров налогового учёта для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты [1,16]:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учёта (в т. ч. и данных первичных документов) является налоговой тайной.

При хранении регистров налогового учёта должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учёта должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внёсшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесённого исправления.

Организация системы налогового учёта предусматривает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учёта, а также порядка ведения налогового учёта, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учёта.