Файл: Гостиница «Монро» - пример реализации стратегии горизонтальной диверсификации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Стратегия диверсификации компании

1.1. Основные подходы к определению стратегии диверсификации

1.2. Типы и виды стратегий диверсификации

1.3. Диверсификация деятельности предприятия: стратегия, методы, эффективность

2. Стратегия диверсификации в примерах

2.1. Реализация стратегии центрированной диверсификации на примере гостиницы «Орион»

2.2. Гостиница «Монро» - пример реализации стратегии горизонтальной диверсификации

2.3. Стратегия диверсификации ООО «Глобус»

2.4. Анализ действующей стратегии ООО «Глобус»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ефимычев Ю. И., Трофимов О. В., Удалов А. С. , Трофимова Т. В. Механизм реализации стратегии диверсификации предприятий на основе ресурсного подхода// Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия:Экономика, 2012, №2, С. 60-62.

планирования// Справочник экономиста, 2013, №1. – С. 12-14.

ВВЕДЕНИЕ

В современных рыночных условиях между организациями происходит огромное усиление конкуренции. В силу таких обстоятельств руководители вынуждены постоянно находить:

  • новые инструменты управления,
  • рычаги повышения конкурентоспособности.

Поэтому невозможно в нынешнее время представить эффективную деятельность предприятия без наличия грамотной стратегии. На первом этапе рыночных реформ основным направлением было изменение среды функционирования предприятий. Зато сейчас в центре внимания находятся вопросы реформирования самих предприятий. Так, одним из наиболее эффективных вариантов этого решения является диверсификация деятельности предприятия. Стратегия диверсификации позволяет:

  • повысить эффективность деятельности предприятий,

- в текущий момент времени,

- на длительную перспективу,

  • уменьшить количество и величину предпринимательских рисков,
  • расширить сферы деятельности,
  • повысить гибкость и скорость реагирования предприятия на изменение рыночной конъюнктуры.

Слово «диверсификация» достаточно часто встречается в научных исследованиях, посвященных зарубежному опыту стратегического управления фирмами. Этим обобщающим понятием характеризуют широкий круг явлений как производственной, так и непроизводственной деятельности. К ним относится, в частности:

  • диверсификация финансовых активов,
  • диверсификация производства,
  • диверсификация инжиниринговых услуг,
  • диверсификация валютных активов и другие.

Наиболее важным среди них в сложившихся российских условиях

считается:

  • диверсификация предпринимательской деятельности,
  • диверсификацию производства.

В настоящее время экономическая нестабильность на фоне ускорения темпов роста научно-технического прогресса придает проблеме устойчивости бизнеса первостепенное значение. Одним из способов ее повышения является диверсификация, которая в последние годы стала предметом изучения многих научных дисциплин прикладной экономики. Некоторые авторы относят к формам общественной организации производства диверсификацию вместе со:

  • специализацией,
  • концентрацией,
  • кооперированием,
  • комбинированием.

Кроме того, понятия диверсификация и интеграция учеными объясняется неоднозначно. Эта ситуация требует нахождения критериев их дифференциации. В последнее время на диверсификацию обратили внимание, прежде всего практические работники в связи с:


  • демонополизацией экономики,
  • созданием предпосылок конкуренции.

Все чаще как крупные, так и средние российские предприятия стараются прибегнуть именно к диверсификации деятельности с целью:

  • роста компаний,
  • страховки от влияния внешних факторов.

И, конечно, решения о диверсификации деятельности принимают интуитивно. Удивительно, но при этом никто не оценивает новые области деятельности ни отдельно, ни в связи с влиянием на основную деятельность компании.

Стремление экономики России к рыночным отношениям вызвал повышенный интерес и популярность к разработке и внедрению новых стратегий развития компаний. Стратегия - это системный подход, который может обеспечить сложной организации сбалансированность и общее направление роста. Исследователи пришли к единому мнению, что пока компания получает прибыль за счет роста в уже освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет. Проще говоря, диверсификация не должна становиться стратегическим приоритетом до тех пор, пока не исчерпаны все возможности роста в основной сфере деятельности компании. Однако по мере замедления роста, диверсификация становится привлекательным средством улучшения перспектив организации. При этом важно отметить, что возможность применения той или иной стратегии может зависеть от:

  • воздействий внутренних факторов,
  • внешних экономических и политический тенденций.

И это за последние три года, с 2015 по 2017 годы, стали одним из показательных примеров. В современном российском экономическом пространстве, исходя из направления развития компании, определены несколько видов стратегий развития компании. В основе большинства стратегий лежит дифференциация, либо низкие издержки, или их комбинированная версия, дополненная другими конкурентными преимуществами.

Цель работы: рассмотреть стратегию диверсификации компании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить основные подходы к определению стратегии диверсификации;
  2. рассмотреть типы и виды стратегий диверсификации;
  3. обосновать особенности выбора стратегии диверсификации на примере торгового комплекса ООО «Глобус».

1. Стратегия диверсификации компании


1.1. Основные подходы к определению стратегии диверсификации

Необходимо выделить несколько различных подходов к определению диверсификации, если принимать во внимание различные исследования.  Термин «диверсификация» и понимание его сущности:

  • претерпели естественное развитие в историческом процессе,
  • продолжают оставаться неоднозначными.

Например, Р. Питс и Х. Хопкинс определяют диверсификацию как одновременное ведение нескольких видов бизнеса [31]. Буз, Ален, Гамильтон – как способ расширения основного бизнеса с целью роста или снижения риска, который:

  • включает все инвестиции. Здесь необходимо внести ясность: исключением являются те инвестиции, которые непосредственно нацелены на поддержание конкурентоспособности существующего бизнеса;
  • может принимать форму инвестиций в:

- новые продукты,

- новые услуги,

- новые сегменты рынка,

- новые географические рынки;

  • может достигаться несколькими способами, включая:

- внутреннее развитие,

- приобретения,

- организацию совместных предприятий,

- лицензионные соглашения [30].

В работе В. Раманьяма и П. Вадараджана диверсификация рассматривается как вхождение компании или бизнес-единицы в новые сферы деятельности с помощью:

  • внутреннего роста,
  • приобретений [32].

Это вызывает изменения в административной структуре и в других

управленческих процессах. А. Томпсон-мл. и А. Стрикленд характеризуют диверсификацию как процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства [28]. При этом они отмечают, что стратегия диверсификации используется:

  • для снижения риска зависимости от одной отрасли,
  • как механизм получения дополнительной прибыли.

Эта ситуация возникает потому, что основные отрасли компании уже перестали приносить достаточную прибыль. Само понятие диверсификации приобретает все большую актуальность и преобразуется в качественно новую, более совершенную категорию. Причем эта категория представляется комплексом многофункциональных механизмов, которые обеспечивают реальный мультипликативный эффект от их реализации. Данные механизмы ориентированы на более полное использование:

  • экономических резервов,
  • организационных ресурсов компаний,
  • конкурентных преимуществ.

Н. Рудык объясняет диверсификацию как процесс проникновения корпорации в новые отрасли производства и географические сегменты рынка с целью:


  • снижения риска операций,
  • стабилизации потоков денежных средств, поступающих от этих операций [19].

Е. Новицкий понимает под диверсификацией проникновение фирм в отрасли, не имеют:

  • прямой производственной связи,
  • функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности [16].

В широком смысле: распространение хозяйственной деятельности на новые сферы. О. Виханский определяет диверсификацию как стратегию развития фирмы, применяемую в том случае, когда фирмы не могут развиваться на одном рынке с одним продуктом в рамках одной отрасли [12]. Если принять во внимание все перечисленные определения диверсификации, то получится, что диверсификация  –  это расширение активности за рамки основного бизнеса:

  • крупных фирм,
  • объединений,
  • предприятий,
  • целых отраслей.

Причем, все это происходит, как правило, с определенной целью:

  • обеспечить эффективность работы,
  • упрочить свое положение на различных рынках.

А вообще, важной целью диверсификации является:

  • увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов,
  • установление конкурентных преимуществ.

Необходимо уточнить, что реальные пути получения конкурентных преимуществ и их побудительные мотивы, как правило, различны.  

Стратегия диверсификации - это стратегия, связанная с:

  • коренным изменением стратегических зон бизнеса,
  • товарного ассортимента фирмы.

Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. При этом товары могут быть новыми для всех предприятий, работающих на целевом рынке, или только для данного предприятия. Такая стратегия обеспечивает:

  • прибыль,
  • стабильность,
  • устойчивость фирмы в отдаленном будущем.

Кстати, предприятия проводят диверсификацию, чтобы минимизировать риск капиталовложений. Однако диверсификация сама по себе связана с определенным риском и затратами. И потому требует тщательного предварительного анализа. Заниматься диверсификацией предприятия вынуждает ряд причин, среди которых:  

  • преобразование избыточных финансовых ресурсов, превосходящих необходимые для поддержания конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса;  
  • стремление выжить и упрочнить свое положение в условиях конкуренции;
  • попытка снизить предпринимательские риски, распределив их между различными сферами деятельности;
  • возможность получить большую прибыль, чем при простом наращивании объемов производства.

Можно сказать, что одними из главных причин, среди вышеперечисленных, являются:

  • стремление уменьшить или распределить риск,
  • стремление уйти со стагнирующих рынков,
  • получить финансовые выгоды от работы в новых областях.

Эти факторы являются главными причинами диверсификации российских предприятий. Естественно, диверсификация предполагает выявление именно того вида деятельности, в которой можно наиболее эффективно реализовать конкурентные преимущества предприятия. Диверсификация является реальным инструментом [4]:

  • устранения возникающих диспропорций воспроизводства,
  • оптимального перераспределения различных видов ресурсов.

А также диверсификация деятельности предприятия выступает важнейшим координатором направления реструктуризации экономики. Кроме того, она выдвигает перед компанией различные цели и задачи. Так, процессы диверсификации связаны с модификацией важнейших составляющих деятельности компании:

  • готового продукта,
  • отрасли,
  • положения компании в этой самой отрасли,
  • рынков сбыта.

В динамичной макросреде диверсификация компании становится базовой основой для достижения нового уровня внутренней и внешней рыночной гибкости. Разумное решение о диверсификации может быть

принято на основе:

  • текущих ожиданий,
  • прогнозов на будущее.

Развертывание стратегии диверсификации целесообразно в случае:

  • существенного сужения потенциала развития бизнеса;  
  • появления новых возможностей для деятельности в других отраслях;
  • перемещения текущего потенциала в область разных отраслей;
  • сокращения издержек производства;  
  • наличия сверх ресурсов.

При разработке стратегии диверсификации принимаются во внимание следующие критерии [5]:

  • текущая и будущая привлекательность отрасли;
  • расчет затрат на вхождение компании в отрасль;
  • наличие каких-либо дополнительных преимуществ. 

Таким образом, истинное понятие диверсификации связано с процессом распространения деятельности компании с ориентацией ее на освоение новых сфер влияния. До тех пор, пока компания накапливает сверхприбыль за счет постоянного роста в ранее освоенной ею отрасли, тогда диверсификация не будет являться стратегически важной целью.

1.2. Типы и виды стратегий диверсификации