Файл: Гостиница «Монро» - пример реализации стратегии горизонтальной диверсификации.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стратегия диверсификации компании
1.1. Основные подходы к определению стратегии диверсификации
1.2. Типы и виды стратегий диверсификации
1.3. Диверсификация деятельности предприятия: стратегия, методы, эффективность
2. Стратегия диверсификации в примерах
2.1. Реализация стратегии центрированной диверсификации на примере гостиницы «Орион»
2.2. Гостиница «Монро» - пример реализации стратегии горизонтальной диверсификации
2.3. Стратегия диверсификации ООО «Глобус»
2.4. Анализ действующей стратегии ООО «Глобус»
ВВЕДЕНИЕ
В современных рыночных условиях между организациями происходит огромное усиление конкуренции. В силу таких обстоятельств руководители вынуждены постоянно находить:
- новые инструменты управления,
- рычаги повышения конкурентоспособности.
Поэтому невозможно в нынешнее время представить эффективную деятельность предприятия без наличия грамотной стратегии. На первом этапе рыночных реформ основным направлением было изменение среды функционирования предприятий. Зато сейчас в центре внимания находятся вопросы реформирования самих предприятий. Так, одним из наиболее эффективных вариантов этого решения является диверсификация деятельности предприятия. Стратегия диверсификации позволяет:
- повысить эффективность деятельности предприятий,
- в текущий момент времени,
- на длительную перспективу,
- уменьшить количество и величину предпринимательских рисков,
- расширить сферы деятельности,
- повысить гибкость и скорость реагирования предприятия на изменение рыночной конъюнктуры.
Слово «диверсификация» достаточно часто встречается в научных исследованиях, посвященных зарубежному опыту стратегического управления фирмами. Этим обобщающим понятием характеризуют широкий круг явлений как производственной, так и непроизводственной деятельности. К ним относится, в частности:
- диверсификация финансовых активов,
- диверсификация производства,
- диверсификация инжиниринговых услуг,
- диверсификация валютных активов и другие.
Наиболее важным среди них в сложившихся российских условиях
считается:
- диверсификация предпринимательской деятельности,
- диверсификацию производства.
В настоящее время экономическая нестабильность на фоне ускорения темпов роста научно-технического прогресса придает проблеме устойчивости бизнеса первостепенное значение. Одним из способов ее повышения является диверсификация, которая в последние годы стала предметом изучения многих научных дисциплин прикладной экономики. Некоторые авторы относят к формам общественной организации производства диверсификацию вместе со:
- специализацией,
- концентрацией,
- кооперированием,
- комбинированием.
Кроме того, понятия диверсификация и интеграция учеными объясняется неоднозначно. Эта ситуация требует нахождения критериев их дифференциации. В последнее время на диверсификацию обратили внимание, прежде всего практические работники в связи с:
- демонополизацией экономики,
- созданием предпосылок конкуренции.
Все чаще как крупные, так и средние российские предприятия стараются прибегнуть именно к диверсификации деятельности с целью:
- роста компаний,
- страховки от влияния внешних факторов.
И, конечно, решения о диверсификации деятельности принимают интуитивно. Удивительно, но при этом никто не оценивает новые области деятельности ни отдельно, ни в связи с влиянием на основную деятельность компании.
Стремление экономики России к рыночным отношениям вызвал повышенный интерес и популярность к разработке и внедрению новых стратегий развития компаний. Стратегия - это системный подход, который может обеспечить сложной организации сбалансированность и общее направление роста. Исследователи пришли к единому мнению, что пока компания получает прибыль за счет роста в уже освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет. Проще говоря, диверсификация не должна становиться стратегическим приоритетом до тех пор, пока не исчерпаны все возможности роста в основной сфере деятельности компании. Однако по мере замедления роста, диверсификация становится привлекательным средством улучшения перспектив организации. При этом важно отметить, что возможность применения той или иной стратегии может зависеть от:
- воздействий внутренних факторов,
- внешних экономических и политический тенденций.
И это за последние три года, с 2015 по 2017 годы, стали одним из показательных примеров. В современном российском экономическом пространстве, исходя из направления развития компании, определены несколько видов стратегий развития компании. В основе большинства стратегий лежит дифференциация, либо низкие издержки, или их комбинированная версия, дополненная другими конкурентными преимуществами.
Цель работы: рассмотреть стратегию диверсификации компании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные подходы к определению стратегии диверсификации;
- рассмотреть типы и виды стратегий диверсификации;
- обосновать особенности выбора стратегии диверсификации на примере торгового комплекса ООО «Глобус».
1. Стратегия диверсификации компании
1.1. Основные подходы к определению стратегии диверсификации
Необходимо выделить несколько различных подходов к определению диверсификации, если принимать во внимание различные исследования. Термин «диверсификация» и понимание его сущности:
- претерпели естественное развитие в историческом процессе,
- продолжают оставаться неоднозначными.
Например, Р. Питс и Х. Хопкинс определяют диверсификацию как одновременное ведение нескольких видов бизнеса [31]. Буз, Ален, Гамильтон – как способ расширения основного бизнеса с целью роста или снижения риска, который:
- включает все инвестиции. Здесь необходимо внести ясность: исключением являются те инвестиции, которые непосредственно нацелены на поддержание конкурентоспособности существующего бизнеса;
- может принимать форму инвестиций в:
- новые продукты,
- новые услуги,
- новые сегменты рынка,
- новые географические рынки;
- может достигаться несколькими способами, включая:
- внутреннее развитие,
- приобретения,
- организацию совместных предприятий,
- лицензионные соглашения [30].
В работе В. Раманьяма и П. Вадараджана диверсификация рассматривается как вхождение компании или бизнес-единицы в новые сферы деятельности с помощью:
- внутреннего роста,
- приобретений [32].
Это вызывает изменения в административной структуре и в других
управленческих процессах. А. Томпсон-мл. и А. Стрикленд характеризуют диверсификацию как процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства [28]. При этом они отмечают, что стратегия диверсификации используется:
- для снижения риска зависимости от одной отрасли,
- как механизм получения дополнительной прибыли.
Эта ситуация возникает потому, что основные отрасли компании уже перестали приносить достаточную прибыль. Само понятие диверсификации приобретает все большую актуальность и преобразуется в качественно новую, более совершенную категорию. Причем эта категория представляется комплексом многофункциональных механизмов, которые обеспечивают реальный мультипликативный эффект от их реализации. Данные механизмы ориентированы на более полное использование:
- экономических резервов,
- организационных ресурсов компаний,
- конкурентных преимуществ.
Н. Рудык объясняет диверсификацию как процесс проникновения корпорации в новые отрасли производства и географические сегменты рынка с целью:
- снижения риска операций,
- стабилизации потоков денежных средств, поступающих от этих операций [19].
Е. Новицкий понимает под диверсификацией проникновение фирм в отрасли, не имеют:
- прямой производственной связи,
- функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности [16].
В широком смысле: распространение хозяйственной деятельности на новые сферы. О. Виханский определяет диверсификацию как стратегию развития фирмы, применяемую в том случае, когда фирмы не могут развиваться на одном рынке с одним продуктом в рамках одной отрасли [12]. Если принять во внимание все перечисленные определения диверсификации, то получится, что диверсификация – это расширение активности за рамки основного бизнеса:
- крупных фирм,
- объединений,
- предприятий,
- целых отраслей.
Причем, все это происходит, как правило, с определенной целью:
- обеспечить эффективность работы,
- упрочить свое положение на различных рынках.
А вообще, важной целью диверсификации является:
- увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов,
- установление конкурентных преимуществ.
Необходимо уточнить, что реальные пути получения конкурентных преимуществ и их побудительные мотивы, как правило, различны.
Стратегия диверсификации - это стратегия, связанная с:
- коренным изменением стратегических зон бизнеса,
- товарного ассортимента фирмы.
Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. При этом товары могут быть новыми для всех предприятий, работающих на целевом рынке, или только для данного предприятия. Такая стратегия обеспечивает:
- прибыль,
- стабильность,
- устойчивость фирмы в отдаленном будущем.
Кстати, предприятия проводят диверсификацию, чтобы минимизировать риск капиталовложений. Однако диверсификация сама по себе связана с определенным риском и затратами. И потому требует тщательного предварительного анализа. Заниматься диверсификацией предприятия вынуждает ряд причин, среди которых:
- преобразование избыточных финансовых ресурсов, превосходящих необходимые для поддержания конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса;
- стремление выжить и упрочнить свое положение в условиях конкуренции;
- попытка снизить предпринимательские риски, распределив их между различными сферами деятельности;
- возможность получить большую прибыль, чем при простом наращивании объемов производства.
Можно сказать, что одними из главных причин, среди вышеперечисленных, являются:
- стремление уменьшить или распределить риск,
- стремление уйти со стагнирующих рынков,
- получить финансовые выгоды от работы в новых областях.
Эти факторы являются главными причинами диверсификации российских предприятий. Естественно, диверсификация предполагает выявление именно того вида деятельности, в которой можно наиболее эффективно реализовать конкурентные преимущества предприятия. Диверсификация является реальным инструментом [4]:
- устранения возникающих диспропорций воспроизводства,
- оптимального перераспределения различных видов ресурсов.
А также диверсификация деятельности предприятия выступает важнейшим координатором направления реструктуризации экономики. Кроме того, она выдвигает перед компанией различные цели и задачи. Так, процессы диверсификации связаны с модификацией важнейших составляющих деятельности компании:
- готового продукта,
- отрасли,
- положения компании в этой самой отрасли,
- рынков сбыта.
В динамичной макросреде диверсификация компании становится базовой основой для достижения нового уровня внутренней и внешней рыночной гибкости. Разумное решение о диверсификации может быть
принято на основе:
- текущих ожиданий,
- прогнозов на будущее.
Развертывание стратегии диверсификации целесообразно в случае:
- существенного сужения потенциала развития бизнеса;
- появления новых возможностей для деятельности в других отраслях;
- перемещения текущего потенциала в область разных отраслей;
- сокращения издержек производства;
- наличия сверх ресурсов.
При разработке стратегии диверсификации принимаются во внимание следующие критерии [5]:
- текущая и будущая привлекательность отрасли;
- расчет затрат на вхождение компании в отрасль;
- наличие каких-либо дополнительных преимуществ.
Таким образом, истинное понятие диверсификации связано с процессом распространения деятельности компании с ориентацией ее на освоение новых сфер влияния. До тех пор, пока компания накапливает сверхприбыль за счет постоянного роста в ранее освоенной ею отрасли, тогда диверсификация не будет являться стратегически важной целью.