Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Принципы построения бюджетной системы и методы бюджетного регулирования РФ).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
1.1 Социально-экономическое назначение бюджета
1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство
2. Принципы построения бюджетной системы и методы бюджетного регулирования РФ
2.1 История развития бюджета и бюджетной системы России
2.2. Регламент бюджетного процесса в Российской Федерации
3. Обзор основных направлений и совершенствование бюджетной политике РФ на 2017-2019 годы
Таблица 1 – Налоговые начисления и поступления в бюджет РФ (в млрд.руб.)
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Начислено к уплате |
4 713,1 |
5 876,7 |
7 419,9 |
8 653,8 |
8 598,9 |
Федеральный |
2 500,0 |
3 172,2 |
4 477,7 |
5 162,6 |
5 364,0 |
Консолидированный бюджет |
3 783,9 |
4 487,3 |
5 237,5 |
5 791,4 |
5 957,6 |
Итого поступило |
6 283,9 |
7 659,5 |
9 715,2 |
10954,0 |
11321,6 |
По данным ФНС за период с 2009 по 2013 годы наблюдается рост налоговых поступлений. Сумма поступлений превышает сумму начислений и составляет следующую разницу: в 2009 году – 33,3%, в 2010 году-30,3%, в 2011году- 30,9%, в 2012 году- 26,6%, а в 2013 году – 31%.
Таблица 2- Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ (в млрд.руб.)
на 1 августа 2013года |
на 1 августа 2014года |
|||
федеральный |
консолидированный бюджет субъекта |
федеральный |
консолидированный бюджет субъекта |
|
Налог на прибыль, доходы |
201,9 |
2 376,6 |
3 634,1 |
3 813,8 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 366,6 |
279,3 |
1 585,6 |
278,0 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
60,8 |
- |
65,6 |
- |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
3,5 |
6,4 |
||
Налоги на имущество |
- |
559,8 |
- |
590,8 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за |
1 432,1 |
23,0 |
1 723,4 |
23,5 |
Государственная пошлина |
7,1 |
6,3 |
8,1 |
8,6 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
-0,2 |
-0,001 |
0,05 |
0,2 |
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет |
0,6 |
- |
0,4 |
- |
Налог, взимаемый в связи с применением |
- |
154,6 |
- |
167,9 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
- |
52,8 |
- |
53,1 |
Единый сельскохозяйственный налог |
- |
3,7 |
- |
4,3 |
Налог взимаемый в связи с |
- |
0,9 |
- |
1,6 |
Налог взимаемый в виде |
- |
0,06 |
- |
0,0006 |
Итого налоговых поступлений |
3 071,8 |
3 457,0 |
3 634,1 |
3 813,8 |
Налоговые поступления на январь-июль 2013 и 2014года основную часть обеспечения, составляют: налог на прибыль и доходы, налоги, на товары, реализуемые на территории российской федерации (НДС, акцизы) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
Суммы задолженности по налогам и сборам отражены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3 -Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам (в млрд.руб.)
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
на 1 августа 2014 года |
|
Всего задолженность перед бюджетом по |
698,9 |
704,5 |
675,3 |
728,2 |
770,3 |
795,3 |
Недоимка |
323,4 |
315,5 |
289,2 |
346,3 |
384,9 |
441,3 |
Урегулированная задолженность |
366,6 |
377,6 |
364,4 |
376,5 |
380,4 |
349,9 |
Задолженность невозможная к взысканию налоговыми |
10,8 |
14, 5 |
23,1 |
9,3 |
8,1 |
6,01 |
Задолженность за период с 2009 по 2013 года выросла на 10,2%,в том числе недоимка организаций на 19%, урегулированная задолженность на 4%, а задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами сократилась на 25%.
По данным ФНС общая сумма задолженности на январь-июль 2014 года составляет 795,3млрд. руб. из которой доля НДС на товары,
реализуемые на территории РФ составляет 45%, налога на прибыль- 23%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ -6%.
Для улучшения уровня налогообложения в РФ и борьбе с задолженностью по налогам и сборам налоговой службой в 2014-2017 годах планируются следующие основные направления деятельности:
‑ обеспечение повышения эффективности работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения и
выявлению сокрытой налоговой базы в отношении налогоплательщиков;
‑ повышение качества контрольных мероприятий;
‑ повышение эффективности взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок;
- содействовать отказу налогоплательщиков от непрозрачных и низкоэффективных схем ведения бизнеса;
- принимать все меры по повышению поступлений от применения мер принудительного взыскания задолженности и урегулирования задолженности путем проведения зачета, а также обеспечения роста эффективности взыскания;
- проведение мониторинга по выполнению антикоррупционных мероприятий в ФНС России и предоставление информации в Минэкономразвития России;
- другие мероприятия.
Таким образом, важность налоговой системы неоценима в поступлении финансовых средств в бюджет государства необходимых в области социальной зашиты граждан, а также в регулировании других областей экономики[44]
3. Обзор основных направлений и совершенствование бюджетной политике РФ на 2017-2019 годы
Стоит отметить, что использование терминов «экономическая безопасность» и «финансовая безопасность» в России не датируется последним десятилетием. Так, трактовка понятия «экономическая безопасность» на макроэкономическом уровне была первично дана в утратившем ныне силу указе Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Если на уровне макроэкономических субъектов до указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» под первой из них понимали в том числе защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе, эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов и активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России, то речи о соответствующей безопасности на уровне экономических субъектов не шло во многом из-за того, что среди объектов, коими признавались «…личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности» [1] последние не были институционализированы. [31]
В указе «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» среди прочих основных задач государственной политики можно выделить следующие две, которые позволяют делать вывод о том, что политику экономической безопасности необходимо рассматривать, в том числе, через призму деятельности организаций:
1) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;
2) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы [22].
Стоит заметить, что понятие финансовой безопасности зачастую трактуется различными авторами неоднозначно. Поэтому ниже приведены некоторые определения, используемые в научной литературе.
Таблица 3- Понятия «финансовая безопасность»
Общие характеристики |
Определение «финансовая безопасность” |
Часть экономической политики |
Финансовая безопасность – это возможность предприятия предупреждать и нейтрализовать возможные угрозы по ухудшению его финансового состояния [3]. |
Совокупность комплекса мер по защите бизнеса |
Финансовая безопасность – способность предприятий самостоятельно разрабатывать и осуществлять финансовую политику в соответствии с общими целями корпоративной стратегии в конъюнктуре неизвестной и конкурентной среды [7]. |
Устойчивое развитие предприятия |
Финансовая безопасность является частью общей экономической безопасности фирмы и представляет собой совокупность осуществляемого комплекса мер в интересах защиты бизнеса от внутренних и внешних отрицательных финансовых угроз [6]. |
Финансовое состояние, которое характеризуют определенные показатели |
финансовое положение и финансовую стабильность, способные обеспечить предприятию нормальное эффективное развитие его деятельности [4]. |
Основываясь на принципах стратегии экономической безопасности России, следует перейти к рассмотрению системы финансовой безопасности экономического субъекта (СФБЭС). Ее основополагающей компонентой является система финансовых показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность субъекта, к которым следует относить уровень финансовой устойчивости, уровень ликвидности предприятия, количественные и качественные характеристики служащих и рабочих, соотношение собственного и заемного капитала и другие, складываемые в понятие «финансовая безопасность».
Однако, рассматривать финансовую безопасность организации, отделяя ее от системы финансового контроля в стране нецелесообразно. Помимо собственного устойчивого развития, предприятия обеспечивают совокупный уровень финансовой безопасности в стране. Мероприятиями, поддерживающими уровень финансовой безопасности предприятия, являются не только повышение качества управления активами и целевое достижение заданных темпов экономического роста, но и контрольно- ревизионные проверки, внешние и внутренние действия по обеспечению финансового контроля. Сюда следует отнести и налоговые проверки, встречные проверки кредитных организаций и т.п. Т.е. внутренний и внешний финансовый контроль являются необходимым условием создания системы обеспечения финансовой безопасности на предприятиях. В условиях российского бизнеса, низкого уровня прозрачности финансовых операций, высокой доли теневых доходов и коррупции рациональным представляется нормативное регулирование мероприятий по обеспечения финансовой безопасности на предприятиях в целях укрепления финансовой безопасности страны и реализации деятельности по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма [5].
Таким образом, можно сказать, что финансовая безопасность может быть определена следующим образом: финансовая безопасность экономического субъекта – это способность и возможность экономического субъекта оказывать влияние на финансовые угрозы для их минимизации и обеспечения соответствия текущих показателей деятельности стратегическим, а также обеспечение адекватного уровня финансового контроля.
Актуальность данной проблемы имеет большое значение для макроэкономики. Это обосновывается тем, что одной из главных задач экономики является достижение непрерывного и стабильного экономического роста.
Экономический рост – это изменения на протяжении времени реального объема национального производства, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале. Также это понятие ассоциируется с достижением увеличения личностного и общественного материального благополучия, выражающееся повышением уровня жизни населения. [37]
Экономический рост измеряется двумя способами:
- Увеличение реального ВНП ( валового национального продукта) за определенный период времени;
- Увеличение за определенный период времени реального ВНП на душу населения.
Когда в экономике происходит увеличение ВНП на душу населения, то это означает повышение уровня жизни населения. Можно сказать, что при росте экономики люди удовлетворяют новые потребности и начинают решать экономические вопросы как внутри страны, так и на международном уровне.
Согласно статистическим данным за последнее десятилетие экономика России возросла. Это обусловлено тем, что за этот период было уделено сильное влияние таким факторам как: увеличение объема промышленного производства; развитию сельского хозяйства; борьбе с безработицей; снижению государственного долга; наращиваю золотого резерва страны.
Правительство Российской Федерации ведет экономическую политику по созданию высоких темпов в сфере промышленности. Их цель определяется как увеличение доли экспорта и создание конкурентоспособности на мировой арене. На сегодняшний день планируется и уже используется введение инвестиций в научной отрасли. Это позволит России выйти на новый, более высокий экономический уровень.
Главной задачей рыночной экономики является приоритет интенсивного экономического роста над экстенсивным.
Факторы экономического роста – это явления и процессы, которые указывают масштабы увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста. [35]