Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Принципы построения бюджетной системы и методы бюджетного регулирования РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Количеств налогов в нашей стране огромно: полагают, что число их во всех формах достигает 200 (в американской системе всего 10 основных налогов и 4 добавлены в штатах и местных самоуправлениях). Налоги непрерывно меняются.

Нынешняя система высоких налогов на производителя душит не только инвестора, но и потребителя - цены на товары растут. Возник порочный круг: чем больше вводится налогов, тем быстрей сокращается производство, пустеет казна, уменьшаются поступления, необходимые для социальной поддержки населения.

По закону налог на прибыль составляет 35%. Однако реально, если учитывать вненалоговые выплаты (отчисления во внебюджетные фонды, главные из которых - пенсионный и социального страхования), этот налог достигает 80%. Добавьте к этому еще огромные штрафы за неуплату налогов. Налоговое бремя на прибыль предприятия стремятся снизить двумя путями: выколачиванием налоговых льгот у государства или уходом в "тень", то есть путем сокрытия своих доходов. Образовался огромный сектор теневой экономики, предприятия которой используют все возможности для неуплаты налогов. По некоторым оценкам, теневая экономика достигает сегодня 40% ВВП. Вывод однозначен: высокие налоги на прибыль не только препятствуют притоку капитала в промышленность и экономическому росту, они подрывают налоговую дисциплину, ухудшают нравственный климат предпринимательства, заставляя и само государство применять чуть ли не военные методы для сбора налогов.

Итак, налог на прибыль образует четвертую часть налоговых поступлений в бюджет, а вместе с отчислениями в фонд социального страхования - половину. Индивидуальный подоходный налог составляет лишь 7% налоговых поступлений. В то же время в развитых странах он превышает четверть всех налоговых поступлений, а вот налог на прибыль предприятия, как правило, не превышает 10%. Буквально зеркальное отражение существующей у нас структуры налогов! Однако подавляющая часть нашего населения настолько еще бедна, а преуспевающее меньшинство настолько не привыкло платить налоги добровольно, что рассчитывать на быстрое расширение базы индивидуального подоходного налога, к сожалению, не приходится. Изменение налоговой структуры в сторону действительно рыночной требует времени. [25]

1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство


Бюджетная системы государства построена на принципах, которые определены в Бюджетном Кодексе РФ. Как каждый из представленных принципов реализуется на практике? Требуется ли их более тщательная проработка? Рассмотрим принципы, актуальность реализации которых остро стоит в современной России.

Основополагающим принципом, непосредственно связанным с исполнением расходных обязательств, является принцип эффективности использования бюджетных средств, который исходя из ст. 34 БК РФ означает, что бюджетные средства должны расходоваться исходя из их экономности, предусматривающей наименьшее использование финансовых ресурсов и достижение поставленного результата, и результативности, предполагающей использование определенного объема финансовых ресурсов для достижения наилучшего результата.

Содержание принципа включает в себя два требования к расходованию бюджетных средств: экономность и результативность, которые были добавлены внесением изменений в БК РФ от 7 мая 2013 г. [1]. Что означает “эффективное использование бюджетных средств” теоретически понятно, однако, как же оценить эту эффективность? Бюджетным законодательством никак не регламентирован порядок и методика определения эффективности. Из содержания данного принципа следует, что ОГВ или ОМСУ должны экономить, чтобы достигнуть поставленную цель и (или) достигнуть наилучший результат поставленной цели с использованием “определенного” объема финансовых ресурсов. Очевидно, что понятие “определенного” объема бюджетных средств подразумевает достижение цели любой ценой. Согласитесь, что такой “размытости” в законодательстве не должно быть? Или же содержание принципа намеренно так сформулировано? Хорошим примером, отражающим несостоятельность данного принципа на практике, является Олимпиада – 2019 в Сочи. Расходы на данное крупномасштабное мероприятие постоянно изменялись, очевидно будет сказано, что не в сторону снижения. ОГВ отметили, что в конечном итоге затраты превысили первоначальную смету в 5 раз [2]. Можно, конечно, оправдывая ОГВ, сказать, что они действовали из принципа результативности, стараясь организовать все на высоком уровне, поднять престиж государства, т.е. достичь поставленной цели, однако, если этим руководствоваться во всех случаях, то что будет с федеральным, остальными бюджетами?

Несложными вычислениями можно определить, что расходы на Олимпиаду составили 2,5 % ВВП. Получается, на одно единственное мероприятие потрачен прирост экономики сразу за один, а то и за два года. Или же ОГВ посчитали, что затраты в 1,5 трлн. руб. вскоре окупятся? Возвращаясь к рассматриваемому принципу, хотелось бы отметить, что в том виде, в котором данный принцип представлен в БК РФ, он более-менее реализуется. Проблема в другом – в количественном определении эффективности от того или иного использования бюджетных средств. Пока в РФ расходные обязательства будут финансироваться с акцентом на контроле за исполнением смет, а не на контроле за результатом, ОГВ так и будут несколько раз пересматривать сметы, увеличивая расходы, как это было с Олимпиадой в Сочи. [37]


С эффективным расходованием бюджетных средств непосредственно связан принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, изложенный в статье 38 БК РФ и означающий, что денежные средства доводятся до адресатов с определенными целями, которые они должны осуществить.

Таким образом, проанализировав эти два связанных между собой принципа, следует сказать, что реализация их на практике более-менее происходит, основа функционирования принципа заложена, есть направление, в котором идет работа, однако мало что обходится без некоторого числа нарушений. Принципы требуют законодательной доработки, более качественного контроля надзорных органов за их исполнением.

Назначение, функционирование и взаимосвязь всех бюджетных элементов образуют единый механизм, называемый бюджетной системы. Структура бюджетной системы определяется государственной системой страны; например, структура бюджетной системы Республики Башкортостан состоит из республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных образований (районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов)

Главная проблема бюджета – это денежная. Увеличение доходов бюджета и оптимизации расходов, сбалансированности бюджета, распределение бюджетных средств в быстро меняющихся социально-экономических условиях—эти финансовые аспекты и структура бюджета определяют уровень социально-экономического развития страны и, в конечном счете, уровень жизни его людей.

Бюджетная система основана на следующих принципах:

  1. Принцип единства: означает степень организационно—экономической централизации бюджетной системы. Единство выражается в существовании общей системы государственных доходов, действующих на территории страны, и через единообразие государственных расходов. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования, и ее взаимосвязи с социально-экономическим прогнозированием.
  2. Принцип полноты: означает, что все финансовые операции правительства будут сосредоточены в наполнении бюджета.
  3. Принцип реальности: необходим для предотвращения и устранения фальсификации бюджетной запаса. Он подразумевает правильное использование государственных финансовых операций в бюджете, в соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений.
  4. Принцип публичности: означает требование публиковать данные бюджета доходов и расходов в периодической печати для того, чтобы общественность могла ознакомиться со структурой бюджета.
  5. Принцип независимости: означает поддержание стабильных характеристик распределения доходов между бюджетами разных уровней и право определять направления бюджетных расходов. [33]

Расходы подразделяют на следующие классификации:

1. Функциональные — приводится подробная характеристика видов деятельности и участников бюджетных отношений, формирующих код по функциональной классификации расходов:

  • функциональная группа;
  • подфункция;
  • государственные учреждения—администраторы;
  • программы;
  • подпрограммы.

2. Экономические — распределяет расходы в зависимости от распределения и вида расходов.

3. Ведомственные — групп бюджетных программ согласно исполнители: органы исполнительной власти, Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства образования и т. д.

Бюджет формируется за счет налогов, сборов, перечислений и других обязательных платежей, установленных действующим законодательством, и выполняет следующие задачи:

– перераспределение внутреннего национального продукта (ВНП);

– государственное регулирование и стимулирование национальной экономики;

– финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

– контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Данные бухгалтерского учета и отчетности, количества налогоплательщиков и объектов финансирования, и сумма налоговых поступлений формируют начальную базу планирования доходов и расходов. Бюджетное планирование относится к конкретной детали и рассчитывается для бюджетного периода.

Развитие прогнозирования бюджета представляет собой комплекс вероятностных оценок возможных направления развития доход и расходов бюджетных элементов для того, чтобы рассчитать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и предложить методы укрепления бюджета, исходя из существующих тенденций, конкретных социально-экономических условий и прогнозов. [19]

Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. Она отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.

2. Принципы построения бюджетной системы и методы бюджетного регулирования РФ


2.1 История развития бюджета и бюджетной системы России

Бюджетная практика развитых стран в XX в., особенно СССР и Российской Федерации, не только подтверждает правильность выводов относительно политической природы бюджета, но и привносит новые существенные моменты, усиливающие политический характер бюджета. [29]

В России порядок становления «государственной росписи» или «сметы доходов и расходов» ведет свое начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядителем бюджета стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться «роспись доходов и расходов».

Реформы 60-х гг. способствовали развитию российского бюджетного законодательства. Учрежденная в 1906 г. I Государственная Дума наряду с реформированным Государственным советом, созданным в 1810 г., была привлечена к рассмотрению государственного бюджета. С изданием «Правил (8 марта 1906 г.) о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» в России возникает бюджетное право как таковое.

После Февральской революции при Временном правительстве расходы производились на основании отдельных кредитов. До середины 1918 г. продолжали действовать кредиты, ассигнованные по сметам 1917 г. (Подробнее об этом см. в главе «Финансовое право».)

Буквально с первых дней 1918 г. подготовка бюджета была признана срочной задачей, и 28 января 1918 г. был издан первый нормативный акт советского бюджетного права — Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь — июль 1918 г. В соответствии с ним был составлен первый советский бюджет на январь — июль 1918 г., утвержденный СНК 11 июля 1918 г. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов, действовавших в течение 1918 — 1919 гг. В 1920 — 1921 гг. правительство вернулось к годовым бюджетам.

Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 г., в которой раздел 5-й так и назывался «Бюджетное право». [36]

«Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет.

Государственные доходы и расходы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объединяются в общегосударственном бюджете.