Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Принципы построения бюджетной системы и методы бюджетного регулирования РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факторы экономического роста подразделяют на прямые и косвенные. К первым соответственно можно отнести количество и качество трудовых ресурсов, объем и качество основного капитала, количество и качество сырьевых ресурсов, темп роста населения и технический прогресс. Эти факторы делают рост экономики страны физически возможным. А вот такие факторы как снижение ставок прямых налогов, развитие системы кредитования, норма сбережений, снижение цен на производственные ресурсы, рост уровня заработной платы относятся к косвенным факторам экономического роста. Эти факторы влияют на возможность превращения физической способности в действительность.

Условия экономического роста – это полезная макроэкономическая среда, которая позволяет косвенному вовлечению в хозяйственный оборот ресурсов и повышению эффективности их использования.

Важными условиями социально-экономического роста являются:

  • Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
  • Развитие земельных отношений и землеустройства территории;
  • Развитие предпринимательства и регламентирующая политика;
  • Финансовое обеспечение и взвешенная бюджетная политика;
  • Развитие регионального потребительского рынка;
  • Активизация внешнеэкономической деятельности.

После проведенного исследования можно заметить, что экономический рост страны имеет огромное значение на мировой арене. У России нет легких факторов экономического роста, рост возможен только за счет больших финансовых вложений в формирование нового производства, а также модернизацию старого. Для стабильного экономического роста в России нужно создавать условия для инновационного развития. Это позволит снизить сырьевую потребность экономики России и откроет привилегии на процветание страны, повышения уровня жизни населения, модернизации структуры экономики и др. [16]

В настоящее время моделью экономического роста в России можно назвать “вертикалью власти”. Она означает дистанционирование правительства от бизнеса и при этом происходит перераспределение властных полномочий от регионов в пользу федерального центра. “Вертикаль власти” участвовала в восстановлении государства в 2000х годах. Вместе с этим она имела и свои последствия. Например, при росте государственного аппарата и расширению его функций, в частности и в экономических процессах, стал рост коррупции, что представляет в обществе как одну из наиболее важных социальных проблем. Чтобы искоренить эту проблему нужно перейти к новой экономической модели, нужно изменить институциональную среду и создать перспективу для инвестиций.


В настоящее время экономическая ситуация в России достаточно сложная. Основными характерными чертами экономического развития в нашей стране: высокая зависимость от сырьевого экспорта, низкий уровень обрабатывающих отраслей, научно-техническое отставание, низкая инвестиционная привлекательность России и как следствие недостаточное количество инвестиций в реальный сектор экономики страны, а также низкий уровень и качество жизни населения. С одной стороны, по экономике России нанесли большой урон введенные против нашей страны экономические санкции, но с другой – это стало толчком к возрождению и развитию сельского хозяйства и промышленности на основе стратегии импортозамещения.

Многие проблемы, которые были скомпенсированы за счет увеличения экспорта, в условиях кризиса (либо инфляции) и уменьшения цен на сырье встают на передний план вопросов экономики. Следует искать пути дальнейшего развития. Одним из таких решений должно быть предоставление инновационного экономического роста.

Результатом всех мероприятий был переход с 1 января 2017 года органами местного самоуправления, казенными, бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями, органами, осуществляющими полномочия в сфере закупок, на реализацию закупочных процедур и контрольных функций с использованием АЦК-Госзаказ/АЦК-Муниципальный заказ. Естественно, что информационная система по закупкам была интегрирована с автоматизированными системами, используемыми финансовыми органами муниципальных образований по организации планирования и исполнения бюджетного процесса. Здесь нужно особо отметить, что положительным результатом принятого решения стало выполнение всех контрольных процедур финансовыми органами посредством одной из подсистем контроля в сфере закупок на базе Единой информационной системы «Централизованного управления бюджетной финансовой системой», благодаря чему необходимость в предоставлении дополнительных документов, в отношении новой формы контроля, заказчиками отпала.

В свою очередь, Минфин России подтверждает необходимость проведения проверки финансовым органом, отмечая, что указанные полномочия закреплены в бюджетном законодательстве Российской Федерации в рамках контроля за исполнением бюджета по расходам в части постановки на учет бюджетных обязательств. Кроме того, согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, организация исполнения и исполнение бюджета по расходам предусматривают совершение операций, в том числе по принятию и учету бюджетных и денежных обязательств. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс принятия и учета бюджетных и денежных обязательств должен быть напрямую увязан с осуществлением контроля в сфере закупок и полностью сосредоточить «в одних руках» контрольного органа, в нашем случае — комитете финансов. По нашему мнению, необходимо качественное осуществление контроля в сфере закупок, корректное принятие и учет денежных и бюджетных обязательств. В целях полноценной работы по данным направлениям Комитету финансов надлежит обеспечить внесение изменений в действующие локальные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок принятия к учету бюджетных обязательств, и получить доработанную версию информационной системы АЦК-Финансы с возможностью бесшовной интеграции с ЕИС. [32]


Теневая экономика представляет совокупность видов экономической деятельности, которая по той или иной причине не учитывается государственной статистикой, не покрывается налогообложением и не входит в валовой внутренний продукт.

Субъекты малого предпринимательства испытывают проблемы теневой деятельности, такие как количественная оценка масштабов и структуры, тенденции ее трансформации, которые не считаются достаточными. Это подтверждается тем фактом, что в этом направлении было проведено небольшое количество исследований.

Методы количественного измерения масштабов, существующие в теневой деятельности сектора малого предпринимательства, их теневые издержки функционирования, являются малоэффективным и носят субъективный характер. [23]

Масштабы и характер деятельности в сфере теневой экономики варьируются в достаточно широких пределах. Главной проблемой предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства, инициирующей теневую деятельность малого бизнеса, является недостаточность государственной поддержки для создания адекватных правовых и экономических условий:

  • имущественная и финансовая поддержка;
  • низкие административные барьеры;
  • доступ к ресурсам;
  • здоровая конкуренция.

Кроме того, проблемами могут быть последствия неадекватно сложившихся рыночных условий, несбалансированного трудового законодательства, что способствует удорожанию и без того недешевой рабочей силы, а также различные виды разрешительно-запретительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сочетании с институциональными ограничениями и коррупцией. [4]

Решение актуальных экономических проблем наиболее эффективно достигается лишь в том случае, если теневая деятельность малых предприятий исследуется как подсистема, органически взаимодействующая с другими подсистемами в рамках единого экономического комплекса.

Большое внимание экономистов и других социологов к теневой экономике – это явление, которое реализуется прямым порождением либо административно-командной системы, либо результатом недостаточно успешных рыночных преобразований. Очевидно то, что «теневая экономика» является политической, экономической и исторической категорией. В современном обществе проблемы социально-экономического характера, которые связаны с нелегальной экономической деятельностью граждан, в настоящее время изучены слабо, недостаточно эмпирического материала, полученного на базе основных исследований о нелегальной экономической деятельности отдельных граждан и целых коллективов. [26]


Теневой сектор производит обычные товары и услуги, которые потребляются субъектами официальной экономики, а заказы для теневого сектора часто поступают от «официального» бизнеса. Эта проблема тесно связана и с другой проблемой, выявленной во многих исследованиях – рост теневой экономики.

Так называемый «криминальный бизнес» представляет собой систему противоправных, уголовно наказуемых экономических отношений в процессе производства, распределения, потребления и обмена, услуг и материальных благ с целью получения сверхдоходов. Переход к рыночной экономике расширил круг правонарушений, которые происходят в сфере “черной” экономики.

Криминальные отношения теневого предпринимательства включают все виды экономической преступности и корыстные общеуголовные преступления. Расширяются такие негативные явления, как взяточничество, вымогательство, при этом приобретаются черты жестких и устойчивых правонарушений, охватывающих все стороны экономических отношений легальной экономики, переводящих легальные формы бизнеса в нелегальные. [4]

Исходя из того, как теневой финансовый капитал укреплял экономические позиции и набирал силу, он стал привлекать в “услужение” в качестве охранно-антиконкурентных и каталитических средств уголовный мир, обеспечивающий защиту от посягательств на экономические интересы теневого бизнеса со стороны государства с помощью “боевиков” уголовного мира, но этого было недостаточно.

Рост теневого предпринимательства и получение сверхдоходов от этого бизнеса могло создать только само государство своим действием или бездействием. Для этой цели и были использованы государственные чиновники в качестве защитников теневого капитала и создателей условий его расширенного воспроизводства. Именно они стали тем ключом, который позволил открыть путь к власти и богатству. Именно поэтому цена этих “услуг” достигла сотен миллионов долларов.

По данным исследования всемирного банка удельный вес теневой экономики в России составляет почти 49% ВВП. Оценка Всемирного банка доли теневой экономики в России расходится с официальными данными Росстата приблизительно в 2 раза. [19]

К концу 2017 года доля теневой экономики в России составила около 10-14%. Эти данные являются средней цифрой. Есть секторы, где доля ненаблюдаемой экономики достигает почти 50%. При этом в теневой экономике задействованы миллионы наемных работников. Примером может служить сельское хозяйство, так как оно имеет личные подсобные хозяйства. А также торговля, которая составляет 10-11% ненаблюдаемой экономики, строительство – порядка 16-18%, операции с недвижимым имуществом — почти 50%.


Данные рассчитываются с использованием метода товарного потока. В расчетах учитываются: количество произведенных товаров и услуг, их использование, которые впоследствии составляются в таблицы соотношения затрат и выпуска. [5]

Теневая экономика малого предпринимательства в государстве носит двойственный характер. С одной стороны, уклонение от уплаты налогов увеличивает конкурентные преимущества организаций, вовлеченных в теневую деятельность, помогает снизить уровень реальной безработицы. С другой стороны, это наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, наносит вред национальным интересам государства и его экономической безопасности, ухудшает состояние конкурентной среды для законопослушных налогоплательщиков.

Для решения этой проблемы рекомендуется применять комплексный социально-экономический и правовой подход. Для этого необходимо:

  • повысить размер легальной минимальной заработной платы;
  • усилить меры наказания;
  • более тесно сотрудничать с министерствами, ведомствами, учреждениями, которые оценивают уровень незаконного сектора, для получения доступа к своим базам данных, а также участие в совместных проектах.

В заключение следует отметить, что только сбалансированный набор научно обоснованных экономических и административных мер с учетом региональной специфики может обеспечить сокращение теневого оборота и привести к устойчивому экономическому развитию.

Таким образом, параллельно легальной экономике в России возникла теневая, которая сопоставима с ней по масштабам. Также, в теневой экономике образуется примерно такой же набор механизмов, как и в официальной экономической системе. В ней действуют собственные правила образования цен и способы, обеспечивающие соблюдение контрактов.

Данные механизмы теневой деятельности изменили жизнь миллионов людей, создав особые условия для работы организаций. Ученые, которые исследуют проблемы теневой экономики, изучают вопросы о «теневом порядке» в России. В ближайшие пять-десять лет эти механизмы должны быть преобразованы в легальные правила экономического поведения. [6]

Национальные интересы государства неосуществимы без способности проводить финансово-экономическую политику в условиях обязательной финансовой безопасности государства. Таким образом, обеспечение выполнения государственных задач в полном объеме может быть достигнуто только при таком состоянии экономики, при котором в государстве формируется положительный поток финансов, что и образует сущность финансовой безопасности страны. Государственная экономика предполагает функционирование правовых, политических, а также экономических аспектов и механизмов, которые, в свою очередь, обеспечивают и финансовую безопасность государственной системы в целом.