Файл: Развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.[34]

Налоговым периодом признаётся календарный год, отчётными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Местные налоги

В настоящее время земельный налог – наиболее значимый в структуре местных налогов и сборов. Порядок исчисления и уплаты в бюджет земельного налога регулируется главой 31 НК РФ.[35]

В соответствии со статьёй 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.[36]

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.[37]

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.[38]


1.2 Развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях

Налоги в банковской системе являются инструментом проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны обеспечить:

- фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для осуществления финансирования мероприятий, проводимых за счет государственного и местного бюджетов;

- мотивацию для использования и внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, в связи со стремлением хозяйствующих субъектов получить прибыль;

- взаимодействие организаций с бюджетом. Использование государством налоговых методов для регулирования финансовой деятельности предприятий предполагает единство подходов к калькулированию затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;

- защиту, коммерческих, хозрасчетных интересов субъектов хозяйствования и покупателей в условиях рыночной экономики;

- использование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения целевого финансирования и приоритетного развития отдельных отраслей и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений. Это достигается путем использования различных льгот и пониженных ставок налогообложения;

- проведение антимонопольной политики (путем использования различных ставок, льгот по налогам), ограничение экономически необоснованного роста прибыли монополистов на рынке товаров и услуг, которые включены в государственный реестр России;

- сближение способов перераспределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной предпосылок участия в международных экономических связях. Однако эта цель может быть достигнута только если будут сопоставимы другие показатели (в первую очередь, уровень оплаты труда).[39]

Банковская деятельность имеет свои особенности, которые учитываются при установлении порядка расчета налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.

До 1991 года большинство банков, функционировавших в Российской Федерации, принадлежало государству. Коммерческие и кооперативные банки, которые появились к этому времени, не играли значительной роли в экономике, так как были немногочисленны. В 1991 году был принят Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который (с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает общие принципы построения налоговой системы страны.[40] Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо отдельных налогов для банков, и рассматривает их как обычные организации с точки зрения налогообложения, но с учетом специфики банковской деятельности. Таким образом, банки, как и любые другие организации, обязаны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.[41] Но фактически некоторые налоги банки не уплачивают, так как банки не имеют право заниматься производством и торговлей материальными ценностями в соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности".[42]


Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных инструкций клиентов по перечислению налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В связи с этим, к концу девяностых годов назрела необходимость изменений в системе налогообложения банков.

С 1 января 2001 г. Законом РФ № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» введена в действие специальная (вторая) часть Налогового кодекса.[43] Изменения в системе налогообложения коммерческих банков нужно рассматривать в сопоставлении с целями налоговой реформы, которые отраженны в программных заявлениях Президента, Федерального собрания и Правительства РФ.

Можно выделить следующие цели:

  1. уменьшение налоговой нагрузки;
  2. упрощение системы налогообложения;
  3. равномерное распределение налоговой нагрузки;
  4. повышение эффективности системы взимания налогов.

Законом № 118-ФЗ введены четыре налога, но на деятельность коммерческих банков непосредственное влияние оказывали только два: НДС и единый социальный налог, но с 01.01.2010 года единый социальный налог утратил силу.[44]

Как известно, налогообложение оказывает воздействие не только на достижение главных финансовых целей банка (увеличение чистой прибыли и стоимости), но и на управление доходами, расходами, активами и пассивами, а косвенно и на другие направления финансового менеджмента банков (формирование банковской стратегии, управление кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и т. д.).

Налогообложение является одним из факторов, который влияет на финансовые потоки банка, и данный факт государству необходимо учитывать это при разработке налоговой политики с целью создании условий для стабильной деятельности банковского сектора. Вместе с тем, динамичное изменение экономической ситуации и высокая конкуренция на рынке банковских услуг требуют учета налоговых аспектов и на микроуровне.[45]

Банк, кроме учета налоговых факторов в управлении своей деятельностью, несет также ответственность за несоблюдение налогового законодательства:

  • за предоставление налоговых документов с заведомо недостоверными сведениями;
  • за неуплату (несвоевременную уплату) налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
  • при не сообщении в налоговый орган об открытии или закрытии счёта организации, индивидуального предпринимателя в установленный срок;
  • при открытии счета организациям, индивидуальным предпринимателям без свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
  • при неисполнении банками запросов налоговых органов;
  • за непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике.[46]

В настоящее время поступления налоговых платежей от коммерческих банков составляют существенную долю в доходной части бюджета государства.

2. Особенности исчисления и уплат налогов

2.1 Порядок начисления и уплата налогов по заработной плате

По состоянию на 2015 – 2016 год Сбербанк уплатил в бюджет следующие налоги:

- Налог на прибыль организаций;

- Налог на имущество;

- Налог на добавленную стоимость;

- прочие налоги.

До 2001 года существовало четыре внебюджетных фонда, куда платились взносы:

  1. Пенсионный фонд;
  2. Государственный фонд социального страхования;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского образования;
  4. Фонд службы занятости.[47]

Вскоре была упразднен фонд службы занятости, а оставшиеся платежи были объединены в единый социальный налог (ЕСН). Это было сделано с целью снижения ставок по налогам, а также избежание теневого учета части заработной платы, так как с увеличением начислений в пользу наёмного работника снижается размер отчислений ЕСН.[48] С 1 января 2010 года вместо единого социального налога введены страховые взносы на обязательное страхование. Такой шаг был предпринят для сбалансирования пенсионной системы в Российской Федерации. Действие этого Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).[49]

Следует отметить, что в Сбербанке в расходы на содержание персонала входят премии, отпуска и пенсионные обязательства. В связи с этим банк уплатил взносы размере 346 млрд. рублей в 2015 году, и 384,3 млрд. рублей в 2016 голу, соответственно годовому отчету банка за 2016 год.[50]

Сейчас у всех трех страховых взносов разная база. В 2016 г. в ПФР уплачивается 22% с годовых зарплат до 796 000 руб. и 10% – на зарплаты сверх этого порога.

В Фонд соцстраха – 2,9% с зарплат до 718 000 руб. (см. врез) и ничего на доходы выше этой суммы. И лишь для взносов в Фонд медицинского страхования установлена плоская шкала – 5,1% с любой зарплаты. Таким образом, совокупная ставка страховых взносов составляет 30% плюс 15,1% для доходов сверх установленного порога.[51]


В дальнейшем планируется реформирование трех существующих внебюджетных фондов. Предлагалось установить единый платеж, унифицировать базу для уплаты взносов, создать одну форму отчетности.

Впоследствии унификация взносов может привести к росту отчислений на более высокие доходы.

2.2 Особенность начисления и уплаты НДС и налога на имущество

Банки уплачивают налог на добавленную стоимость согласно главе 21 НК РФ. Особенность данного налога в том, что значительная часть банковских операций не облагается НДС. Это связано с тем, что стоимость банковских услуг восприимчива к переменам, а повышение стоимости таких операций на один-два процента может привести к резкому уменьшению рентабельности банка. Если все же добавить к таким операциям НДС, то их стоимость увеличится на 10-20%, что может привести приведет к банкротству банковской системы.

Существует ряд банковских операций, которые не подлежат налогообложению НДС в РФ (за исключением инкассации):

3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;

осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а также осуществление банками и банком развития - государственной корпорацией следующих операций: