Файл: Развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сбербанк сегодня — это 14 территориальных банков и более 16 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов.

Только в России у Сбербанка более 110 миллионов клиентов — больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек.[70]

У Сбербанка имеются Группы – дочерние компании, которые осуществляют коммерческие и розничные банковские операции. По состоянию на 1 мая 2017 года банковская деятельность Группы на территории Российской Федерации осуществляется через Сбербанк России. Деятельность Группы за пределами РФ осуществляется через ряд дочерних банков, расположенных в Украине, Республике Беларусь, Турции, Швейцарии, Казахстане и Центральной и Восточной Европе.[71]

Экономика РФ чувствительна к негативным тенденциям на мировых финансовых рынках, а также к снижению темпа экономического развития в других странах. Мировой финансовый кризис 2008 -2009 годов привел к появлению нестабильности на рынках капитала, значительному уменьшению ликвидности в банковской сфере, а также к более жёстким требованиям к кредитополучателям на территории РФ. Несмотря на меры, принятые Правительством России по сохранению экономической устойчивости, направленные на рост ликвидности в экономике и оказание поддержки российским банкам и компаниям по рефинансированию долгов перед иностранными кредиторами, сохраняется неопределённость в отношении возможности Группы привлекать новые заемные средства на приемлемых условиях по стоимости, что может отрицательно повлиять на финансовое состояние, объемы и эффективность операций и перспективы развития Группы.[72]

Правительство РФ продолжает осуществление экономических реформ и совершенствование законодательства в различных сферах, затрагивающих банковскую деятельность. Стабильность экономики России в дальнейшем в большем мере зависит от этих реформ и эффективности экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Правительства.[73]

В действующем налоговом и банковском законодательстве имеется множество противоречий. Для их решения необходимы изменения в налоговой реформе. Причем, совершенствование налогообложения кредитных организаций должно проводиться, учитывая содержание проводимых ими операций и анализ практики применения российского налогового законодательства и международного опыта.


На практике происходит постепенное развитие взглядов на задачи, которые должен решить учет налоговых факторов при принятии управленческих решений. До недавнего времени банки старались минимизировать свои налоговые платежи за счет использования различных схем ухода от налогообложения.[74]

По причине кризиса первостепенное значение стала иметь высокая чувствительность бизнеса к различным рискам, в том числе налоговым. Усложнение налогового законодательства, увеличение международных операций, существенные санкции при выявлении уклонения от налогов, и ущерб, наносимый репутации банка судебными тяжбами, – все эти факторы вызывают необходимость рассмотрения налогообложения как области потенциальных рисков для организации.[75] В результате руководители многих банков в настоящее время с настороженностью относятся к операциям, которые могут привести к отрицательным последствиям со стороны налоговых органов или вовлечению в судебные разбирательства.

В настоящее время налоговый фактор присутствует в любом сегменте управления финансами субъектов хозяйствования, влияет на все важные решения в финансовой области. Налогообложение оказывает воздействие не только на достижение главных финансовых целей банка (увеличение чистой прибыли и стоимости), но и на управление доходами, расходами, активами и пассивами, а косвенно и на другие направления финансового менеджмента банков (формирование банковской стратегии, управление кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и т. д.).[76]

В связи с этим учет влияния различных налоговых аспектов на принятие управленческих решений должен стать неотъемлемой частью современной системы финансового менеджмента в банке, согласовываться с его задачами, проводимой политикой и стратегическими целями. Для этого учет налоговых аспектов должен проводиться регулярно, быть закреплен во внутренних локальных актах, его цели и задачи должны быть утверждены членами правления (Советом директоров) банка.

ФНС РФ разработала рекомендации по проведению проверок за уплатой НДС. Работники налоговой службы не будут проверять организации, доля вычетов которых постоянно составляло менее 90% от начисленных сумм налога. А также те компании, сумма вычетов которых за налоговый период не превышает 1 млн. рублей.[77]

С целью увеличения оперативности и эффективности получения от кредитных организаций информации об открытых счетах налогоплательщиков, а также для снижения операционных затрат банков по формированию и направлению соответствующих сообщений в налоговый орган, в ряде субъектов Российской Федерации введена эксплуатация программного комплекса «Банксчета», направленного на представление указанных сообщений в электронном виде.[78]


Программа предназначена для формирования кредитными организациями документов, предоставляемых в налоговые органы в соответствии с Положением Банка России от 07.09.2007 № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета» в редакции Указания Банка России от 29.04.2014 № 3251-У и Приказом ФНС России от 23.05.2014 № ММВ-7-14/292@[79] «Об утверждении форм и формата сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа».[80]

Сохранение существующей системы налогообложения банковских операций сопровождается рядом проблем.

Во-первых, все более стирается граница между облагаемыми и освобождаемыми от налогов операциями банка.

Во-вторых, банки очень часто предоставляют клиентам финансовые и нефинансовые услуги в комплексе, а нефинансовые организации оказывают отдельные финансовые услуги.

С целью решения данных проблем возможны три подхода:

1) переход к полному налогообложению финансовых организаций;

2) расширение существующей системы косвенного налогообложения;

3) разработка и внедрение дополнительных компенсационных налогов.

Заключение

Изучив налоги, уплачиваемые кредитными организациями в бюджет и рассмотрев на примере Сбербанка особенности начисления и уплаты налогов можно сказать, что проблемы, возникшие с введением закона, потихоньку решаются: с введением более точных трактовок статей или с нарастанием опыта служащих банка, которые непосредственно исчисляют налоги. Но все-таки необходимо решать такие вопросы на государственном уровне как можно скорее. При этом, необходимо руководствоваться не только своим личным мнением, а так же учитывать мнение кредитных организаций, так как все бремя ложится именно на них.

В налоговой системе произошли значительные положительные сдвиги, которые позволили кредитным организациям существенно уменьшить налоговое бремя, что хорошо скажется на их финансовом состоянии.


Большое внимание следует уделить мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленных, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.

В конечном итоге система налогообложения должна способствовать кроме пополнения доходной части бюджета - подъему экономики, т.е. быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг)

Список используемых источников

  1. Косов, М.Е. Региональные и местные налоги: учебное для студентов вузов/ М.Е. Косов, Р.Г. Ахмадеев. – Москва: Юнити Дана,2015. – 227с.
  2. Разнодежина, Э.Н. Макроэкономика: учебно-практическое пособие/ Э.Н. Разнодежина. – Москва: УлГТУ, 2013.- 120с.
  3. Сибиряткина, И.В. Налоги и налогообложение: в схемах: учебное пособие/ И.В. Сибиряткина. – Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2011.-44с.
  4. Комарова, Е.И. Налоги и налогообложение банков и страховых компаний: практикум: учебное пособие/ Е.И. Комарова. – Оренбург: Оренбургский государственный университет,2014.-104с.
  5. Романов, Б.А. налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие/ Б.А. Романов. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. -560с.
  6. Алексейчева, Е.Ю. Налоги и налогообложение: учебник/ Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, Е.Ю. Куломзина. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017.-300с.
  7. Налоги и налогообложение: учебник/ И.А. Майбуров, Е.В. Ядренникова, Е.Б. Мишина и др. – Москва: Юнити-Дана, 2015.-487с.
  8. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ Г.А. Волкова, М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко и др. – Москва: Юнити-Дана, 2015.-631с.
  9. Борзунова, О.А. Налоговый кодекс Российской Федерации от создания до наших дней/ О.А. Борзунова.- Москва: ЮстицИнформ, 2017.-422с.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации. URL: http://nalogovyy-kodeks.ru/ (Дата обращения 01.06.2017)
  11. Сбербанк. URL: http://www.sberbank.com/ru (Дата обращения 23.05.2017)
  12. Документы системы Гарант. URL: http://base.garant.ru/ (Дата обращения 08.05.2017)
  13. Е. Маврицкая Рекомендации ФНС по проведению камеральных проверок: что полезно знать бухгалтеру/ Е.Маврицкая. URL: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2013/9/7760 (Дата обращения 14.04.2017)
  14. Описание программы Подготовка и контроль сообщений банков об открытии (закрытии) и изменении реквизитов счета в XML-формате (БАНКСЧЕТА-2). URL: https://www.gnivc.ru/software/commercial_software/bank2/desc/ (Дата обращения 15.05.2017)
  15. Ф. Стеркин ФНС позаботится об удобстве уплаты взносов во внебюджетные фонды. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/01/25/625281-fns-uplati-vznosov (Дата обращения 20.05.2017)

Приложение 1

Комиссионные доходы и расходы

(в миллиардах российских рублей)

2016 год

2015 год

Комиссионные доходы

Расчетно‐кассовое обслуживание юридических лиц

248,7

205,0

Расчетно‐кассовое обслуживание физических лиц

101,7

89,8

Комиссии по документарным операциям

25,7

23,1

Операции с иностранной валютой и драгоценными металлами

22,0

40,1

Агентские комиссии полученные

12,5

8,4

Инкассация

7,8

7,1

Комиссионный доход от клиентских операций на финансовых рынках и инвестиционно‐банковских операций

5,6

5,0

Прочее

12,3

5,6

Итого комиссионных доходов

436,3

384,1

Комиссионные расходы

Расчетные операции

(80,9)

(60,2)

Операции с иностранной валютой

(0,4)

(0,5)

Инкассация

(0,4)

(0,4)

Прочее

(5,5)

(4,0)

Итого комиссионных расходов

(87,2)

(65,1)

Чистые комиссионные доходы

349,1

319

Приложение 2

Консолидированный отчёт о прибылях и убытках в Сбербанке

Прим.

2016 год

2015 год

Процентные доходы

25

2399,0

2279,6

Процентные расходы

25

(986,9)

(1253,2)

Расходы, непосредственно связанные со страхованием вкладов

25

(49,3)

(38,4)

Чистые процентные доходы

1362,8

988,0

Чистый расход от создания резерва под обесценение долговых финансовых активов

9,10,13

(342,4)

(475,2)

Чистые процентные доходы после резерва под обесценение долговых финансовых активов

1020,4

512,8

Комиссионные доходы

26

436,3

384,1

Комиссионные расходы

26

(87,2)

(65,1)

Доходы за вычетом расходов по операциям с торговыми ценными бумагами

7,4

5,8

Доходы за вычетом расходов по операциям с торговыми ценными бумагами, отнесенными в категорию переоцениваемых по справедливой стоимости через счета прибылей и убытков

6,0

12,5

Доходы за вычетом расходов по операциям с инвестиционными ценными бумагами, имеющимися в наличии для продажи

11,1

4,8

Обесценение инвестиционных ценных бумаг

(0,5)

(0,1)

(Расходы за вычетом доходов)/ доходы за вычетом расходов по операциям с иностранной валютой, валютными производными финансовыми инстументами и от переоценки иностранной валюты

27

(53,4)

83,1

Доходы за вычетом расходов/(расходы за вычетом доходов) по операциям с драгоценными металлами, производными финансовыми инструментами с драгоценными металлами и от переоценки счетов в драгоценных металлах

6,5

(1,0)

Доходы за вычетом расходов по опрациям с прочими производными финансовыми инструментами

0,7

8,4

Отрицательная переоценка офисной недвижимости

14

(25,0)

-

Обесценение основных средств и нематериальных активов

14,16

(0,3)

(2,8)

Обесценение деловой репутации

16

(0,3)

(6,0)

Расходы от первоначального признания финансовых инструментов и реструктуризации кредитов

(0,1)

(6,2)

Чистое создание прочих резервов

16,22

(19,4)

(6,3)

Выручка, полученная от непрофильных видов деятельности

28

30,8

24,4

Себестоимость продаж и прочие расходы по непрофильным видам деятельности

28

(27,1)

(25,4)

Нетто-премии от страховой деятельности и деятельности пенсионнго фонда

29

192,8

223,3

Выплаты нетто, заявленные убытки, изменение обязательств по договорам страхования и пенсиооным договорам и аквизиционные расходы от страховой деятельности и деятельности пенсионного фонда

29

(177,8)

(214,1)

Прочие чистые операционные доходы

34,2

22,4

Операционные доходы

1355,1

954,6

Операционные расходы

30

(677,6)

(623,4)

Прибыль до налогообложения

677,5

331,2

Расход по налогу за прибыль

31

(135,6)

(108,3)

Прибыль за год

541,9

222,9

Прибыль, приходящаяся на:

- акционеров Банка

- неконторольную долю участия

540,5

1,4

223,3

(0,4)

Базовая и разводненная прибыль на обыкновенную акцию, приходящаяся на акционеров Банка

(в российских рублях на акцию)

32

25,00

10,36