Файл: Планирование и контроль качества продукции предприятия (Анализ качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер.

Значимость темы выражается в том что, от того, насколько проблема качества и конкурентоспособности продукции решается на предприятиях, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой – это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке. Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

Поэтому проблема качества и конкурентоспособности продукции и услуг была и остается актуальной всегда.

Объектом исследования в работе производство и реализация конкурентоспособной продукции предприятия ОАО «Белшина».

Предметом исследования - является качество и конкурентоспособность продукции ОАО «Белшина».

Цель работы – разработать рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина».

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

— теоретическое изучение конкурентоспособности продукции как экономической категории, методик оценки конкурентоспособности продукции;

— исследование проблем повышения качества и поддержания конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на рынке;

— проведение организационно-экономической характеристики ОАО «Белшина» и оценки сильных и слабых позиций предприятия на рынке;

— проведение анализа конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина»;

— поиск путей повышения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Белшина».

Информационной базой написания курсовой работы явилась статистическая и бухгалтерская отчетности ОАО «Белшина», данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, книги, учебные пособия по проблеме исследования, периодические издания, ресурсы Интернет.


Глава 1. Качество продукции и ее роль в деятельности предприятия

1.1 Система менеджмента качества продукции

Качество продукции – это свойство, которое определяет потребительские, эксплуатационные, параметрические, технологические и дизайнерские характеристики товара, уровень его надежности и долговечности, унификации и стандартизации. Анализ качества продукции основывается на системе показателей, которые объединяют в три группы: обобщающие, индивидуальные (единичные) и косвенные показатели повышения качества товаров и продукции[1].

Различают качества товара:

— физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма,

— цвет, запах;

— эстетические: стиль, класс, красота, изящество;

—символические: статус, престиж, класс;

— дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

При разработке марочного товара производитель должен при­нять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целе­вом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям[5].

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.

Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством. Качество товара показывает сертификация.


Система менеджмента качества организации основана на применении принципов процессного подхода. При разработке процессного подхода руководство организации принимает внимание в следующих направлениях:

— четкое понимание требований потребителей;

— рассмотрение процессов с точки зрения добавленной стоимости;

— при реализации процессов ставится цель по достижению их результативности и эффективности;

— постоянное улучшение процессов, основанное на объективном измерении[6].

— определены процессы, необходимые для СМК, при этом:

1) все процессы идентифицированы,

2) определены цели каждого процесса,

3) определены и назначены ответственные за каждый процесс (владельцы процессов),

4) определены поставщики процессов и требования к материалам и информации (вход процесса), которые преобразуются в выходные потоки,

5) определены потребители и выходы каждого процесса, требования к ним;

— определены последовательность и взаимодействие этих процессов;

— определены критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности и эффективности осуществления и управления этими процессами;

— определены ресурсы и информация, необходимые и достаточные для эффективного менеджмента и мониторинга этих процессов;

— осуществляется регулярный мониторинг и анализ данных, относящихся к этим процессам;

— предпринимаются коррекция, корректирующие и предупреждающие действия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.

Руководство по качеству является основополагающим документом системы менеджмента качества, который необходим для обеспечения и демонстрации целостности системы менеджмента качества и поддержания ее в рабочем состоянии.

Система менеджмента качества организации разработана в соответствии с требованиями IATF 16949 с целью улучшения функционирования организации и обеспечения прочной основы для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие обеспечения постоянного улучшения, предупреждения дефектов, снижения несоответствий, снижения затрат в цепи поставок, удовлетворения специфических требований потребителей.

Руководство по качеству представляется заказчику на стадии заключения договора с целью демонстрации способности организации постоянно поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующую применимым законодательным и нормативным правовым требованиям.

При планировании действий по достижению целей в области качества организация определяет:


— что должно быть сделано;

— какие потребуются ресурсы;

— кто будет нести ответственность;

— когда эти действия будут завершены;

— каким образом будут оцениваться результаты.

Мероприятия по достижению целей в области качества включены в Программу качества организации. Данные мероприятия являются обязательными для всех подразделений, функций и включаются в планы работ соответствующих подразделений[2].

В развитие Программы качества разрабатывается комплекс мероприятий по качеству, направленных на улучшение качественных показателей продукции.

Руководство обеспечивает то, что цели в области качества для выполнения требований потребителей определены, установлены и поддерживаются для значимых функций, процессов и уровней по всей организации.

Результаты рассмотрения организацией относительно заинтересованных сторон и их значимых требований должны учитываться, когда организация устанавливает ежегодные цели в области качества и соответствующие целевые значения внутренних и внешних показателей функционирования.

Организацией определены и обеспечены ресурсы, необходимые для разработки, применения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Организация рассматривает:

—возможности и ограничения, связанные с существующими внутренними ресурсами;

— что необходимо получить от внешних поставщиков.

При определении потребности и обеспечении ресурсами приняты во внимание все виды ресурсов, включая:

— человеческие ресурсы;

— инфраструктуру;

— среду для функционирования процессов;

— финансовые ресурсы.

Для обеспечения ресурсами организация проводит анализ имеющихся ресурсов, определяет и планирует потребность по всем видам ресурсов, которые необходимы для функционирования СМК и выпуска продукции, соответствующей требования потребителя, а также законодательным и нормативным требованиям[1].

Связь с потребителями

Связь с потребителями включает:

—обеспечение информацией о продукции;

— обработку запросов, контрактов или заказов, включая их изменения;

— получение отзывов о продукции от потребителей, включая претензии потребителей;

— обращение или управление собственностью потребителей;

— установление специальных требований к действиям, предпринимаемым в непредвиденных обстоятельствах, там, где это применимо.

Руководство организации осуществляет результативные мероприятия по обмену информацией с потребителями.


Организацией создан положительный имидж надежного партнера, адекватно реагирующего на изменение условий хозяйствования и уделяющего большое внимание пожеланиям потребителей[1].

Предприятие способно осуществлять обмен письменной или устной информацией на языке, согласованном с потребителем. Организация имеет возможность передавать необходимую информацию, включая данные, на компьютерном языке и в формате, требуемом потребителем (данные автоматизированного проектирования, электронный обмен данными с использованием технопортала).

Организация использует многофункциональный подход к проведению анализа по определению осуществимости того, что процессы изготовления организации обладают соответствующими возможностями для устойчивого производства продукции, которая выполняет все технические требования и требования к мощностям, установленные потребителем. Организация проводит данный анализ осуществимости для любой технологии изготовления или продукта, новой для организации, и для любого изменённого процесса изготовления или проекта/конструкции продукта[2].

Дополнительно организации валидирует посредством прогонов производства, исследований бенчмаркинга или других соответствующих методов свою способность делать продукт согласно спецификации, с требуемым сроки.

Тенденции в показателях качества и эксплуатационных характеристиках сравниваются с прогрессом относительно целей и способствуют:

— выработке приоритетов для срочного решения проблем, касающихся потребителя;

— определению основных тенденций и корреляций, относящихся к потребителю, для анализа состояния, принятия решений и долгосрочного планирования;

— поддержке информационной системы для своевременной передачи информации о продукции, возникающей в результате её использования.

Данные также сравниваются с данными конкурентов и/или с соответствующими лучшими достижениями для поддержки расстановки приоритетов в действиях для улучшения удовлетворённости потребителей.

Несоответствия и корректирующие действия [3]

При появлении несоответствий, в том числе связанных с жалобами, организация:

— реагирует на данное несоответствие и насколько применимо:

1) предпринимает действия по управлению и коррекции выявленного несоответствия;

2) предпринимает действия в отношении последствий данного несоответствия;

— оценивает необходимость действий по устранению причин данного несоответствия с тем, чтобы избежать его повторного появления или появления в другом месте посредством: