Файл: Планирование и контроль качества продукции предприятия (Анализ качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) анализа несоответствия;

2) определения причин несоответствия;

3) определения наличия аналогичных несоответствий или возможности их возникновения где-либо еще;

— выполняет все необходимые действия;

— анализирует результативность каждого предпринятого корректирующего действия;

— актуализирует при необходимости риски и возможности, определенные в ходе планирования;

— вносит при необходимости изменения в систему менеджмента качества.

Корректирующие действия соответствуют последствиям выявленных несоответствий.

Организация предпринимает действия, направленные на устранение причин несоответствий с целью предотвращения их повторного возникновения. Проводимый анализ несоответствий позволяет предпринимать корректирующие действия, соответствующие последствиям выявленных несоответствий.

Разработана процедура ,которая определяет требования к:

— анализу несоответствий (включая жалобы потребителя);

— определению причин несоответствий;

— оценке необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий;

— определению и осуществлению необходимых действий;

— записям результатов предпринятых действий и отчета о результатах верификации корректирующих действий, которые управляются ;

— анализу результативности предпринятых корректирующих действий.

По результатам анализа соответствующих данных, полученных после реализации корректирующих действий, проводится оценка их результативности руководителем подразделения-разработчика. После оценки принимается решение о необходимости доработки предпринятых действий или внесении изменений в соответствующую документацию[4].

На предприятии применяются внедренные корректирующие и управляющие действия к другим аналогичным процессам и продукции для устранения причин потенциальных несоответствий.

1.2 Методы оценки конкурентоспособности и качества продукции

Изучение конкурентоспособности товара - это является составная часть изучения конкурентоспособности маркетинговой деятельности, а последнее входит составной частью в изучение конкурентоспособности фирмы в целом. Изучение конкурентоспособности продукции проводят по схеме, представленной на рисунке 1.

На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара[5].


На второй – определяются цели оценки конкурентоспособности.

На третьей – методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента. После этого приступают к оценке показателя конкурентоспособности. Оценить последний можно несколькими методами.

1.Методом расчетных единичных и групповых показателей.

2.Методом с использованием функции желательности.

3.Методом многокритериальной оптимизации.

Изучение рынка

Сбор данных о конкуренте

Запросы потенциальных покупателей

Формулирование требований к изделию

Анализ проекта, оценка стоимости, определение ёмкости рынка и

перспектив сбыта

Определение целей анализа конкурентоспособности

Определение

перечня параметров, подлежащих оценке

Выбор базы сравнения

Анализ нормативных параметров. Расчёт показателя конкурентоспособности по нормативным параметрам

Директор по производственной деятельностиОпределение показателя конкурентоспособности

по техническим

параметрам

Генеральный директор заводаАнализ цены потребителя

ПроизводственнаяслужбаОпределение показателя конкурентоспособности

по экономическим параметрам

Служба главного инженераРасчет интегрального показателя конкурентоспособности

КоммерческаяслужбаВывод о конкурентоспособности

ПодготовительноепроизводствоРазработка мер по повышению

конкурентоспособности и оптимизация затрат

Рисунок 1. – Схема оценки конкурентоспособности продукции

В основе первого метода лежит расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности.

На первом этапе выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения может служить либо лучший из уже существующих на целевом рынке товар-конкурент, либо некоторый абстрактный эталон[9].

На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии (показатели).

Перечень критериев представлен в формуле 1.1. Значение критерия у базисной модели обозначим Рб, а у сравниваемого образца – Р.

На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi).

, (1.1)

где Рб– Значение критерия у базисной модели;


Р – сравниваемого образца.

На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: аni – для потребительских показателей, аэi– для экономических, акi – для показателей качества, аmi– для технических. Причем:

, (1.2)

где Р, l, f, t – количество экономических, потребительских показателей

качества и технических параметров.

На пятом этапе производится расчет группового показателя как сводного индекса конкурентоспособности по каждой группе критериев (Q)

(1.3)

где Qn, Qэ, Qк, Qm – сводные параметрические индексы

конкурентоспособности по потребительским, экономическим,

качественным и техническим параметрам.

На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (К):

, (1.4)

Экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К больше 1, то уровень качества (технического уровня или потребительских свойств) выше уровня затрат и товар является конкурентным, если К менее 1 – неконкурентным на данном рынке.

Данный метод имеет ряд недостатков:

— во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам эластичность спроса равна 1,

— не учитывается то, что для некоторых критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых конкурентоспособность стремится к нулю,

— при сравнении нескольких товаров необходимо проведение для каждой пары в отдельности,

— сложно устанавливать весовые значения аij,

— невозможно установить степень влияния на конкурентоспособность товара факторов, не поддающихся количественной оценке,

— данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности объекта вообще 10].

Второй метод, основанный на использовании функции желательности.

Этот метод более трудоемок в математических расчетах. Суть его сводится к тому, что определяются параметры сравниваемых объектов в интервале от 0 до 1. Затем для сравнения параметров различной размерности рассчитывают приведенные значения параметров аппроксимирующей функции. Далее рассчитывают значение функции желательности по всему изделию (по всем параметрам), используя геометрическую среднюю. Сравнивая значение функции желательности, полученное вышеуказанным способом определяют изделие, обладающее наилучшей совокупностью потребительских свойств[9].


Данный метод имеет следующие недостатки.

1.При расчете конкурентоспособности не учитывается различное влияние разных параметров на конкурентоспособность продукции.

2.Для каждого из параметров предлагается определять только одну аппроксимирующую функцию. Это не всегда может обеспечить необходимую достоверность расчетов, особенно при использовании в качестве аппроксимирующей линейной функции.

3.Дает несколько искаженный характер результата.

Третий метод определяется, метод многокритериальной оптимизации, базируется на решении многокритериальной задачи ранжирования: из N объектов с присущими им Sn признаками желательным является тот, который имеет набор более близких признаков, является наилучшим.

Решают такую задачу одним из способов математического программирования.

Этот метод является одним из самых точных, но в то же время трудоемких, требующий достаточного навыка владения математическим аппаратом.

При выборе образца конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый продукт были аналогичными по назначению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей [3].

Важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество – цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности.

  1. Оцениваются продукты данной фирмы и ее главных конкурентов на исследуемом рынке по двум критериям: интегральному показателю качества, характеризующему уровень потребительских свойств товара, его способность решать проблемы потребителей, и цене.
  2. Все исследуемые продукты наносят на поле матрицы качество – цена, используя в случае необходимости в качестве третьей координаты объем реализации (диаметр окружности).
  3. Для всей совокупности анализируемых продуктов определяется среднее значение показателя качества и цены и проводятся линии, характеризующие эти средние значения.
  4. Подобная оценка проводится для всех важнейших рынков.
  5. По степени концентрации продуктов фирм-конкурентов в различных квадрантах матрицы определяется острота конкурентной борьбы на отдельных рынках и на совокупном рынке.
  6. Исходя из принципа предпочтительности деятельности на рынках, где острота конкурентной борьбы наименьшая, корректируется производственно-сбытовая политика с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и рынка сбыта. Например, осуществляется переход на выпуск более простой, но и более дешевый продукции [9].

Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина»

2.1 Технико-экономические показатели и анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» за 2015-2017 годы

Открытое акционерное общество «Белшина» – один из крупнейших производителей шин на территории СНГ и Европы.

Предприятие обладает высоким уровнем технического и технологического оснащения, высококвалифицированным персоналом, высокой культурой производства и организации труда, которые позволяют выпускать высококачественные шины различных типоразмеров в зависимости от конъюнктуры рынка. Принципиальная схема технологического процесса производства шин (Приложение А). Юридический адрес: 213824, г. Бобруйск, Минское шоссе.

ОАО «Белшина» состоит из шинных заводов: крупногабаритных шин, сверхкрупногабаритных шин и массовых шин, а также механического завода, централизованных промышленно-производственных и непромышленных подразделений.

Цель деятельности ОАО «Белшина» - это производство и реализация конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка, повышениеее качества и расширение номенклатуры для получения прибыли, удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, собственника имущества.

Структура управления Общества представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев управления, обеспечивающих функционирование организации как производственной системы.

За 2015 году разработано 50 технических проектов на новые шины, поставлено на производство 42 проекта, из них сертифицировано 38.Оперативный и своевременный выпуск новых типоразмеров шин позволяет предприятию выходить на рынки сбыта с более совершенной и востребованной продукцией.

Таблица 1 - Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» за 2015—2017 гг., тыс р.