Файл: Планирование и контроль качества продукции предприятия (Анализ качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Качество продукции и ее роль в деятельности предприятия
1.1 Система менеджмента качества продукции
1.2 Методы оценки конкурентоспособности и качества продукции
Глава 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина»
2.2 Оценка организации технического контроля качества продукции ОАО «Белшина»
Разработка политики в области качества
Введение
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер.
Значимость темы выражается в том что, от того, насколько проблема качества и конкурентоспособности продукции решается на предприятиях, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой – это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке. Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.
Поэтому проблема качества и конкурентоспособности продукции и услуг была и остается актуальной всегда.
Объектом исследования в работе производство и реализация конкурентоспособной продукции предприятия ОАО «Белшина».
Предметом исследования - является качество и конкурентоспособность продукции ОАО «Белшина».
Цель работы – разработать рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина».
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
— теоретическое изучение конкурентоспособности продукции как экономической категории, методик оценки конкурентоспособности продукции;
— исследование проблем повышения качества и поддержания конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на рынке;
— проведение организационно-экономической характеристики ОАО «Белшина» и оценки сильных и слабых позиций предприятия на рынке;
— проведение анализа конкурентоспособности продукции ОАО «Белшина»;
— поиск путей повышения качества и конкурентоспособности продукции на ОАО «Белшина».
Информационной базой написания курсовой работы явилась статистическая и бухгалтерская отчетности ОАО «Белшина», данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, книги, учебные пособия по проблеме исследования, периодические издания, ресурсы Интернет.
Глава 1. Качество продукции и ее роль в деятельности предприятия
1.1 Система менеджмента качества продукции
Качество продукции – это свойство, которое определяет потребительские, эксплуатационные, параметрические, технологические и дизайнерские характеристики товара, уровень его надежности и долговечности, унификации и стандартизации. Анализ качества продукции основывается на системе показателей, которые объединяют в три группы: обобщающие, индивидуальные (единичные) и косвенные показатели повышения качества товаров и продукции[1].
Различают качества товара:
— физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма,
— цвет, запах;
— эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
—символические: статус, престиж, класс;
— дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.
При разработке марочного товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям[5].
Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.
Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством. Качество товара показывает сертификация.
Система менеджмента качества организации основана на применении принципов процессного подхода. При разработке процессного подхода руководство организации принимает внимание в следующих направлениях:
— четкое понимание требований потребителей;
— рассмотрение процессов с точки зрения добавленной стоимости;
— при реализации процессов ставится цель по достижению их результативности и эффективности;
— постоянное улучшение процессов, основанное на объективном измерении[6].
— определены процессы, необходимые для СМК, при этом:
1) все процессы идентифицированы,
2) определены цели каждого процесса,
3) определены и назначены ответственные за каждый процесс (владельцы процессов),
4) определены поставщики процессов и требования к материалам и информации (вход процесса), которые преобразуются в выходные потоки,
5) определены потребители и выходы каждого процесса, требования к ним;
— определены последовательность и взаимодействие этих процессов;
— определены критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности и эффективности осуществления и управления этими процессами;
— определены ресурсы и информация, необходимые и достаточные для эффективного менеджмента и мониторинга этих процессов;
— осуществляется регулярный мониторинг и анализ данных, относящихся к этим процессам;
— предпринимаются коррекция, корректирующие и предупреждающие действия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.
Руководство по качеству является основополагающим документом системы менеджмента качества, который необходим для обеспечения и демонстрации целостности системы менеджмента качества и поддержания ее в рабочем состоянии.
Система менеджмента качества организации разработана в соответствии с требованиями IATF 16949 с целью улучшения функционирования организации и обеспечения прочной основы для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие обеспечения постоянного улучшения, предупреждения дефектов, снижения несоответствий, снижения затрат в цепи поставок, удовлетворения специфических требований потребителей.
Руководство по качеству представляется заказчику на стадии заключения договора с целью демонстрации способности организации постоянно поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующую применимым законодательным и нормативным правовым требованиям.
При планировании действий по достижению целей в области качества организация определяет:
— что должно быть сделано;
— какие потребуются ресурсы;
— кто будет нести ответственность;
— когда эти действия будут завершены;
— каким образом будут оцениваться результаты.
Мероприятия по достижению целей в области качества включены в Программу качества организации. Данные мероприятия являются обязательными для всех подразделений, функций и включаются в планы работ соответствующих подразделений[2].
В развитие Программы качества разрабатывается комплекс мероприятий по качеству, направленных на улучшение качественных показателей продукции.
Руководство обеспечивает то, что цели в области качества для выполнения требований потребителей определены, установлены и поддерживаются для значимых функций, процессов и уровней по всей организации.
Результаты рассмотрения организацией относительно заинтересованных сторон и их значимых требований должны учитываться, когда организация устанавливает ежегодные цели в области качества и соответствующие целевые значения внутренних и внешних показателей функционирования.
Организацией определены и обеспечены ресурсы, необходимые для разработки, применения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Организация рассматривает:
—возможности и ограничения, связанные с существующими внутренними ресурсами;
— что необходимо получить от внешних поставщиков.
При определении потребности и обеспечении ресурсами приняты во внимание все виды ресурсов, включая:
— человеческие ресурсы;
— инфраструктуру;
— среду для функционирования процессов;
— финансовые ресурсы.
Для обеспечения ресурсами организация проводит анализ имеющихся ресурсов, определяет и планирует потребность по всем видам ресурсов, которые необходимы для функционирования СМК и выпуска продукции, соответствующей требования потребителя, а также законодательным и нормативным требованиям[1].
Связь с потребителями
Связь с потребителями включает:
—обеспечение информацией о продукции;
— обработку запросов, контрактов или заказов, включая их изменения;
— получение отзывов о продукции от потребителей, включая претензии потребителей;
— обращение или управление собственностью потребителей;
— установление специальных требований к действиям, предпринимаемым в непредвиденных обстоятельствах, там, где это применимо.
Руководство организации осуществляет результативные мероприятия по обмену информацией с потребителями.
Организацией создан положительный имидж надежного партнера, адекватно реагирующего на изменение условий хозяйствования и уделяющего большое внимание пожеланиям потребителей[1].
Предприятие способно осуществлять обмен письменной или устной информацией на языке, согласованном с потребителем. Организация имеет возможность передавать необходимую информацию, включая данные, на компьютерном языке и в формате, требуемом потребителем (данные автоматизированного проектирования, электронный обмен данными с использованием технопортала).
Организация использует многофункциональный подход к проведению анализа по определению осуществимости того, что процессы изготовления организации обладают соответствующими возможностями для устойчивого производства продукции, которая выполняет все технические требования и требования к мощностям, установленные потребителем. Организация проводит данный анализ осуществимости для любой технологии изготовления или продукта, новой для организации, и для любого изменённого процесса изготовления или проекта/конструкции продукта[2].
Дополнительно организации валидирует посредством прогонов производства, исследований бенчмаркинга или других соответствующих методов свою способность делать продукт согласно спецификации, с требуемым сроки.
Тенденции в показателях качества и эксплуатационных характеристиках сравниваются с прогрессом относительно целей и способствуют:
— выработке приоритетов для срочного решения проблем, касающихся потребителя;
— определению основных тенденций и корреляций, относящихся к потребителю, для анализа состояния, принятия решений и долгосрочного планирования;
— поддержке информационной системы для своевременной передачи информации о продукции, возникающей в результате её использования.
Данные также сравниваются с данными конкурентов и/или с соответствующими лучшими достижениями для поддержки расстановки приоритетов в действиях для улучшения удовлетворённости потребителей.
Несоответствия и корректирующие действия [3]
При появлении несоответствий, в том числе связанных с жалобами, организация:
— реагирует на данное несоответствие и насколько применимо:
1) предпринимает действия по управлению и коррекции выявленного несоответствия;
2) предпринимает действия в отношении последствий данного несоответствия;
— оценивает необходимость действий по устранению причин данного несоответствия с тем, чтобы избежать его повторного появления или появления в другом месте посредством: