Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты поиска новых рыночных ниш предприятия
1.1. Цели и подходы к поиску новых рыночных ниш предприятия
1.2. Сегментация как метод определения рыночных ниш
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Сегментация рынка предприятия
Глава 3. Рекомендации по позиционированию ООО «ЯИК» на рынке таунхаусов
Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что в целом за анализируемый период предприятие функционировало достаточно стабильно. Но негативные тенденции, которые наметились уже в 2014 г., когда произошло снижение темпов прироста всех основных технико-экономических показателей по сравнению с 2013 г. и продолжились в 2015 г., могут привести в дальнейшем к значительному уменьшению эффективности деятельности предприятия, в том случае, если их заблаговременно не предвидеть и не предотвратить.
2.2. Сегментация рынка предприятия
Строительная отрасль в Челябинске достаточно активно развивается. Во исполнение основного в сфере жилищного строительства 600-ого Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., первоочередными направлениями являются активизация жилищного строительства и ликвидация аварийного жилищного фонда. В 2017 г. Челябинской области введено в эксплуатацию жилья 1 781,705 тыс. кв. метров жилья или 106,3 процента к объёму введённого жилья в 2016 г. Доля индивидуального строительства составила 30,8 % или 548,535 тыс. кв. метров (125,8 процента к объёму индивидуального строительства в 2016 г.). Обеспеченность населения Челябинской области жильём составила 24,23 кв. метра на одного жителя (по состоянию на 01.01.2016 г. данный показатель составлял 23,8 кв. метра). В 2017 г. перевыполнен контрольный показатель по вводу, утвержденный Министерством регионального развития Российской Федерации в размере 1,671 млн. кв. метров.
В 2017 г. на территории области предоставлено 3 385 земельных участков для жилищного строительства общей площадью 647 га с ориентировочным объемом ввода жилья 687,82 тыс. кв. метров.
Во исполнение второй, поставленной 600-м Указом задачи по ликвидации до 1 сентября 2017 г. аварийного жилищного фонда Челябинской области, признанного таковым до 01.01.2012 г. (579 жилых домов общей площадью 180,1 тыс. кв. метров), разработана долгосрочная областная адресная программа по переселению граждан.
В 2017 г. завершены краткосрочные программы переселения прошлых лет. В результате введено 28 многоквартирных жилых домов, в том числе 11 домов малоэтажной застройки, общей площадью 70,16 тыс. кв. метров для расселения 239 аварийных домов площадью 61,01 тыс. кв. метров, 4 344 человек получат возможность улучшить свои жилищные условия.
Обеспеченность г.Челябинска жилым фондом представлена на рис. 2. По данным рис. 2 видно, что для Челябинска (наряду с Екатеринбургом) характерна максимальная обеспеченность местного населения жилищным фондом (24,1-24,5 кв. м на 1 чел.) из всех обследованных крупных городов.
Рейтинг городов по потребности в жилье представлен в таблице 6.
В рейтинг активности строительства Челябинск занимает второе. Объемы строительства являются большими, показатель активности девелоперов превышает 1 кв. м на 1 жителя.
Рисунок 2. Рейтинг городов по обеспеченности жилфондом, 2017 г.[33]
Таблица 6
Рейтинг городов по потребности жителей в жилье, 2017 г. [34]
Город |
Рейтинг по обеспеченности жилфондом |
Рейтинг по активности строительства |
Волгоград |
13 |
12 |
Красноярск |
11 |
11 |
Омск |
12 |
10 |
Пермь |
8 |
13 |
Уфа |
13 |
4 |
Нижний Новгород |
10 |
6 |
Воронеж |
3 |
12 |
Казань |
6 |
8 |
Новосибирск |
7 |
7 |
Ростов-на-Дону |
9 |
5 |
Самара |
4 |
9 |
Екатеринбург |
2 |
1 |
Челябинск |
1 |
2 |
В качестве объекта исследования для проведения сегментирования выбран рынок таунхаусов. Таунхаус — это малоэтажный жилой дом на несколько многоуровневых квартир, как правило, с изолированными входами (то есть без общего подъезда), получивший распространение в европейских городах и пригородах на территории застройки средней плотности[35]. Каждая квартира таунхауса в большинстве случаев (но не обязательно) имеет отдельный вход с улицы, иногда гараж и небольшой палисадник. Несмотря на некоторую структурную схожесть, не стоит путать таунхаусы с блокированными домами, поскольку под термином «таунхаус» может пониматься как блокированное, так и отдельно стоящее жилое здание. Тем не менее, наличие таунхаусов индивидуальной застройки характерно для европейской традиции, в то время как в России под таунхаусом понимается всё-таки сблокированное строение.
В российском варианте таунхаусы стали возводить только в конце XX в. Долгое время таунхаусы в Челябинске были мало интересны потенциальным клиентам, но в последнее время наблюдается резкое повышение спроса на данный вид строительства.
Организованное строительство таунхаусов в Челябинске только начинает наращивать свои обороты. ООО «ЯИК» рассматривает этот сегмент строительства как потенциальный, что обуславливает актуальность его исследования.
В основу исследования легли несколько гипотез, которыми возможно объяснить низкие темпы развития сегмента таунхаусов в Челябинске.
Гипотеза 1 — «Нет спроса — нет предложения».
Вследствие разных причин застройщики сталкиваются с низким спросом на таунхаусы. Как вариант, потенциальным покупателям в принципе не нравится такой формат. Или низкий спрос обусловлен недостаточной осведомленностью потенциального потребителя о преимуществах и особенностях данного формата жилья.
Гипотеза 2 — «Не устраивает то, что предлагается».
Нарушен баланс оптимального соотношения «цена/качество»: покупатели не готовы платить за то, что им предлагают. Покупателя не устраивает сочетание характеристик таунхаусов: удаленность от центра города, общая площадь квартиры, планировки, площадь земельного участка и стоимость домовладения.
В рамках исследования были использованы кабинетное и полевое исследование. При проведении полевого исследования были собраны вторичные данные, отражающие общую ситуацию на таунхаусов. В качестве метода сбора данных был использован опрос потенциальных потребителей.
Танхаусы относятся к малоэтажному сегменту, структура которого представлена на рис. 3.
Рисунок 3. Структура сегмента малоэтажного жилищного строительства[36]
Если рассмотреть структуру сегмента (рис. 3), становится видно, что он включает различные подсегменты: земельные участки под малоэтажную застройку, а также непосредственно подсегмент малоэтажных домов — дачи, коттеджи в «хаотичной» застройке, комплексы таунхаусов, малоэтажные многоквартирные дома. На наш взгляд, наиболее корректным является рассмотрение таунхаусов в качестве подсегмента сегмента малоэтажного жилищного строительства. Это связано с тем, что рассматриваемые виды жилья (таунхаусы и коттеджи) обладают схожими потребительскими свойствами, используются для одних и тех же целей. Более того, потребители при принятии решения о покупке рассматривают эти виды жилья как конкурирующие (информация на текущем этапе исследования основывается на обзоре интернет-форумов, на которых общаются потенциальные покупатели).
Таунхаусы и коттеджи обладают следующими схожими характеристиками: индивидуальная застройка; индивидуальный приусадебный участок; охраняемая территория; равный социальный статус жителей; инженерная инфраструктура, сравнимая с городской; отсутствие проблем содержания автомобиля; наличие ТСЖ или УК; одинаковая этажность (2—3 этажа); сопоставимый размер площадей (в среднем 225 кв.м); близость к городу (приблизительно 15—30 км); возможность прописки; сравнимая стоимость квадратного метра жилья (в среднем у коттеджа — 38, у таунхауса – 37 тыс. руб./кв.м[37]).
Тем не менее, между данными форматами малоэтажного строительства существует и ряд различий: тип жилья (сблокированный и индивидуальный); размер приусадебного участка (в коттеджных поселках — от 10 соток, при таунхаусе в среднем 4 сотки); разный мотив покупки, а, соответственно, и формат проживания (в таунхаусе — небольшое количество соседей, в индивидуальном доме — свобода действий и отсутствие соседей в радиусе 3—5 соток).
Таким образом, со стороны потребителя различия между рассматриваемыми объектами недвижимости незначительны по сравнению со сходствами.
Несмотря на то, что рассматриваемые выше сегменты являются схожими, представляется интересным вопрос о том, почему коттеджи в Челябинске нашли свою целевую аудиторию и рынок находится в стадии роста, в то время как объемы продаж таунхаусов можно назвать скромными.
Теперь остановимся на географических границах рынка. Географические границы товарного рынка — это территория, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.
В Челябинске данный рынок является локальным; он ограничен радиусом 15—30 км от города Челябинска. Поскольку большая часть потребителей, при поиске жилья такого типа, рассматривает территорию города и близлежащую местность.
Для исследования особенностей спроса на тайнхаусы проведен опрос 100 потенциальных потребителей. Анкета представлена в Приложении 1. Демографические характеристики потребителей представлены в таблице 7.
Таблица 7
Демографические характеристики потребителей[38]
Характеристика |
Процент от общего числа, % |
1 |
2 |
Возраст |
|
От 20 до 30 лет |
8 |
От 31 года до 40 лет |
34 |
От 41 года до 50 лет |
42 |
От 50 до 60 лет |
12 |
Старше 60 лет |
4 |
Пол |
|
Мужчины |
72 |
Женщины |
28 |
Семейное положение |
|
Без семьи |
2 |
Семья без детей |
4 |
Семья с одним ребенком |
22 |
Семья с двумя детьми |
38 |
Семья с тремя и более детьми |
13 |
Семья с детьми и родителями |
21 |
Уровень дохода |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
Низкий |
- |
Средний |
44 |
Высокий |
56 |
По данным таблицы 7 видно, что большая часть потенциальных покупателей на рынке таунхаусов находятся в возрасте 41-50 лет (42 %), а также в возрасте 31-40 лет (34 %). Преимущественно, потенциальными покупателями таунхаусов являются семьи с двумя детьми (38 %). Значительную часть занимают также семьи с одним ребенком (22 %), а также семьи с детьми и родителями (21 %). Свой уровень дохода потенциальные потребители оценивают как средний (44 %) и высокий (56 %).
Так как в основном таунхаусы располагаются в 15-30 км от города, важным критерием выбора такого типа жилья является наличие автомобиля (количества автомобилей на семью). Результаты исследования представлены в таблице 8.
Таблица 8
Количество автомобилей в семье[39]
Характеристика |
Процент от общего числа, % |
Один автомобиль |
62 |
Два автомобиля |
36 |
Более двух автомобилей |
2 |
Анализируя данные таблицы 8, отметим, что хотя в большинстве семей один автомобиль (62 %), высок удельный вес семей, в которых автомобиль есть и у жены, и у мужа.