Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод (Сущность метода биологическая обратная связь).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дело в том, что невозможно полностью отождествить БОС и оперантное обучение. Обратная связь, подаваемая при оперантном обучении, имеет форму неотвратимого награждения или наказания, которые предназначены для создания мотивации на формирование желаемого поведения. При осуществлении БОС информация подается пациенту обычно в форме звуков или изображения. Ясно, что у человека при этом включаются и другие формы мотивации. Эти формы имеют элемент социального подкрепления, не обнаруживаемого при обусловливании у животных[22]. Например, человек может захотеть сделать приятное экспериментатору, проводящему БОС тренировку. Следовательно, ожидание человеком символической социальной награды является важной переменной в БОС тренировке, которая отсутствует при исследованиях на животных.

В 1969 году в публикации Дж. Камия говорилось об оперантном управлении альфа-ритмами головного мозга и влиянии этого на сознание[23]. С этого момента публикации об исследованиях и практическом применении методики БОС стали активно нарастать.

Сначала лечебный эффект наблюдали случайно. Известные исследователи БОС Элмер Грин и его жена Алиса Грин в середине 60-х годов решили воспроизвести вышеописанную методику Дж. Басмаджана с тем, чтобы научить пациентов с тревожностью изменять кровоток в кончиках пальцев, для чего одновременно измеряли температуру кожи пальцев рук с помощью термисторов[24]. В ходе проведения эксперимента одному больному с мигренью стало лучше. Вскоре выяснилось, что изменение кровотока в кончиках пальцев носит генерализованный характер и отражает общее состояние циркуляции крови в организме, а так как приступ мигрени связывают с изменением уровня кровотока в мозговых сосудах, то произвольное повышение температуры кончиков пальцев стали рассматривать как новый метод лечения мигрени.

В дальнейшем появились публикации как против этого метода, так и в его защиту, но стало ясно одно – сознательный контроль кровотока возможен и воздействует на сосудистые головные боли. В то же время исследователи влияния БОС на артериальное давление распространили свои исследования в практическую область – для лечения пациентов с высоким АД (гипертензией). Пациенты обучались снижению АД довольно легко, но испытывали трудности с поддержанием 12 низкого артериального давления в повседневной жизни[25]. Появились работы, посвященные применению БОС методики для лечения эпилепсии (по сенсомоторному ритму ЭЭГ), тревожных состояний (по альфа-ритму ЭЭГ), сердечных аритмий (по ЧСС), головных болей напряжения, астмы, паркинсонизма (по ЭМГ), детской гиперактивности (по ЭЭГ) и т. д[26].


Учитывая возросший интерес клиницистов к проблеме БОС, учредители общества в 1976 году решили переименовать его в Американское общество биологической обратной связи и разрешить становиться действительными членами не только исследователям, как было вначале, но и клиницистам. С 1976 года начал выходить ежеквартальный журнал Общества, который освещал теоретические и практические аспекты применения БОС. В связи с тем, что в 1986 году Общество было переименовано в Американскую ассоциацию прикладной психофизиологии и биологической обратной связи.

В Европе БОС развивалась примерно по тому же сценарию, что и в США, но не нашла такого широкого применения, как за океаном[27]. Ассоциации БОС существуют во Франции – с середины 70-х годов (со своим журналом), в Италии – с начала 80-х годов. В 90-х годах образовались общества БОС в Германии и Австрии. В 1996 году была организована Европейская Ассоциация БОС, причем вдохновителем и организатором этой Ассоциации явилась канадская фирма «Thought Technology» – один из крупнейших в западном мире производителей аппаратуры БОС. Ежегодные встречи этой ассоциации превращаются в обучающие семинары для распространителей аппаратуры этой фирмы.

В России начало активного изучения и применения методики БОС можно отнести к началу 1970-х годов. К этому же времени относится и интенсивное появление в отечественной печати результатов исследований, в основном, представленных учеными Института экспериментальной медицины АМН СССР (Санкт-Петербург) – Н.Н. Василевским и сотрудниками его отдела, Н.В. Черниговской и ее учениками[28]. Немного позже появились работы по биологической обратной связи сотрудников Института физиологии АН СССР (Санкт-Петербург). Начиная с 1980-х годов в активное исследование и применение БОС включились ученые Сибирского Отделения РАМН (Институт медицинской и биологической кибернетики), которые с 1988 года выпускают сборники научных трудов под общим названием «Биоуправление. Теория и практика»[29]. С начала 1990-х годов исследования в области БОС начались и в Институте мозга АН СССР (Санкт-Петербург).

Многие русские исследователи предпочитают методику БОС называть «адаптивным биоуправлением»[30]. Возможно, этот термин лучше отражает суть методики, так как в процессе обучения на основе механизмов саморегуляции вырабатываются новые адаптивные функциональные состояния нервной системы. Но и в нашей стране термин «биологическая обратная связь» завоевал в последние годы устойчивое положение, особенно после образования в 1996 году Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи, главным организатором которой стала Санкт-Петербургская фирма ЗАО «Биосвязь». С деятельностью Российской Ассоциации БОС вообще и ЗАО «Биосвязь» в частности связан современный, качественно новый уровень развития технологии БОС и практического применения метода БОС в здравоохранении, социальной защите и образовании. Таким образом, к настоящему времени биологическая обратная связь как способ лечения имеет уже солидный стаж.


1.2. Сущность метода биологическая обратная связь

Теория и практика биоуправления функциональными состояниями переживает в последнее десятилетие период интенсивного развития[31]. Этому способствуют новейшие открытия в области нейрофизиологии, технические достижения, нарастающий запрос клинической психологии и медицины к методам лечения заболеваний мозга и двигательной сферы.

Психофизиологическая сущность метода состоит в организации на основе БОС дополнительного сенсорного контроля над физиологическим процессом с воз­можностью последующей выработки ассоциативного (условно-рефлекторного) регулирования с целью направленного изменения выбранного параметра[32]. Эти методы примечательны своей универсальностью и не-специфичностью, так как открывают возможности в ре­гулировании произвольных и непроизвольных нервных, соматических и вегетативных функций, участвующих в регуляции функциональных состояний, и профессиональных функций[33].

Биоуправление – приемы активизации каналов сенсорной информации о состоянии организ­ма в виде биологических обратных связей (БОС)[34].

Биологическая обратная связь – это использование инструментария для отра­жения психофизиологических процессов, которые могут не осознаваться челове­ком и протекать непроизвольно[35]. Нельзя сказать, что биологическая обратная связь – это получение информации о том, что происходит в теле в конкретный промежуток времени, и способ контроля этих процессов. Подобное утверждение не совсем верно. Биологическая обратная связь – всего лишь инструмент для из­мерения процессов в том участке тела, который вас интересует больше всего.

Исследователи по-разному оценивают механизмы терапевтического действия методов биологической обратной связи. Одни считают, что необходимый лечебный эффект достигается путем сознательного воздействия человеком на те или иные свои функции: дыхание, тонус мышц и т.п. Другие доказывают опосредованность такого влияния, реализующегося, в частности, через вегетативную нервную систему. Большинство авторов придерживаются точки зрения, что терапевтический эффект возникает в результате суммации психотерапевтической и собственно биологической составляющих этого метода[36].


Это процесс, в результате которого человек учится оказывать относительное влияние на физиологические реакции двух видов: те, которые неподвластны произвольному контролю, и те, которые можно легко регулировать, но процесс регуляции нарушен в результате травмы или заболевания[37].

Биологическая обратная связь – процесс, состоящий из трех фаз: 1) измерение физиологического параметра (ртуть в колбочке термометра слу­жит для замера температуры); 2) перевод результатов измерения в понятную форму (ртуть в термометре поднимется по трубочке с разметкой градусов по Цельсию); 3) обратная связь – передача информации человеку, обучающемуся контро­лировать процессы в своем организме[38].

Биологическая обратная связь, или БОС-регуляция, базируется на парадигме обусловливания научения, осуществляемого за счет подкрепления наиболее успешных реакций организма на те или иные стимулы путем распознавания воспринимаемых (например, визуаль­ных или аудиальных) сигналов. Тренировка этого процесса позволя­ет произвольно управлять и контролировать свое психофизическое состояние через саморегуляцию отдельных параметров висцеральных систем[39].

Специфические различия проявляются при двух формах обу­чения – классическом (по И. Павлову) и оперантном (по Б. Скиннеру). При павловском методе обусловливания наблю­дается феномен регуляции, направленный на удовлетворение «мета­болических требований поведения». Например, замедление сердечной деятельности у кроликов возникает как отражение специфической реакции на новый пугающий раздражитель, которое реализуется в виде «затаивания» животного. При оперантном обусловливании эф­фект регуляции параметров сердечно-сосудистой системы опосреду­ется не только известными эффектами симпато-парасимпатической регуляции, но также, что чрезвычайно важно, центральной дофамин-эргической системой, обеспечивающей интегративные механизмы[40]. Управление висцеромоторными, нейроэндокринными и поведен­ческими реакциями осуществляется через нервную сеть, включаю­щую в себя спектр центральных мозговых структур. Такой интегративный комплекс обеспечивает большую гибкость организма к из­меняющимся воздействиям. Это ключевое положение обосновывает точку зрения «обусловливания» вновь возникающих реакций при БОС-обучении висцеральных систем организма, регулируемых через вегетативную нервную систему.


Основные компоненты системы биоуправления: человек, интер­фейс, компьютер. При этом, если осуществляется мониторинг (непре­рывный контроль) показателя какой-либо функции, следует говорить о БОС, а если эта информация используется с целью изменения состоя­ния человека, более целесообразно использовать термин «биоуправле­ние с БОС» или, чаще, «адаптивное биоуправление с БОС»[41]. Показа­нием к применению лечебного биоуправления является любая психо­соматическая патология: заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, иммунной и эндокринной сис­тем, особенно если они сопровождаются тревогой, страхом, астенией, нарушениями сна или депрессивными реакциями[42].

Выбор параметров для управления определяется их ролью в ме­ханизме нарушения состояния человека: артериальная гипертония, стрессиндуцированные состояния, двигательная патология, бронхи­альная астма, аддиктивные состояния. В педагогической практике БОС используют для оптимизации процесса обучения, коррекции синдрома нарушения внимания, профилактики хронического стрес­са у учащихся. Выделяют: 1) БОС как ощущение различного уровня; 2) БОС как ответ, при котором испытуемый усваивает тот вид оперантного ответа, реакция которого подкрепляется; 3) БОС как осознавание внутренних процессов. Благодаря перцептуальной дифференции БОС способствует осознанию обычно не­осознаваемых интеро- и проприорецептивных процессов; 4) БОС как обратную передачу. При оперантном обучении БОС фор­мирует связь между регулируемым физиологическим процессом и регуляционной деятельностью[43].

Разработаны приемы многопараметрического биоуправления, при котором произвольной регуляции подвергается целый комплекс фи­зиологических паттернов[44]. Это наиболее перспективная, но и наименее изученная область направленной перестройки функциональных со­стояний. Разработаны методы и оригинальная аппаратура, которые позволяют контролировать функциональное состояние человека с учетом естественных флюктуации индивидуальной «физиологической нормы» регистрируемых параметров, а также структуры их взаимоот­ношении. Установлено, что этот процесс происходит не столько за счет абсолютных изменений регулируемых параметров, сколько за счет перестроек структуры внутрисистемных и межсистем­ных взаимоотношений. Из этого следует, что направленная произвольная модификация параметров биоэлектрической активности одной системы, участвующей в поддержании общего гомеостаза, меняет функциональное состояние всего организма.