Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова — всего один единственный завод в СНГ, освоивший серийное производство самоходных скреперов с емкостью ковша 9 м3; шарнирно- сочлененных самосвалов грузоподъемностью 22 тонны для подземных работ, самосвалов грузоподъемностью 23 тонны, фронтальных колесных погрузчиков грузоподъемностью 7,5 тонны. На базе самоходных скреперов создано семейство унифицированных машин, они включают в себя: тягачи, самоходные скреперы, дорожные катки, автосамосвалы повышенной проходимости, а так же такие как автопоезда для подземных работ, специальные автопогрузчики, тягачи аэродромные, автобульдозеры, подземные автобетоносмесители, крановые шасси, и др.
На автозаводе в настоящее время наблюдаются положительные
тенденции развития: если в 2009 году темп роста товарной продукции составлял всего 87,8%, то в 2011 году составил 112,4% (148 056×100 /
13 172); темп прироста производства товарной продукции в 2011
составил 12,4% (148 056×100 /13 172 -100), увеличение производства ТП в 2011 году произошло на 6234 млн руб. (148 056 -131 722), темп роста продукции для ОАО «БелАЗ» увеличился
с 64,4% (2010г.) в 2011 г. до 184,8%; темп роста товаров народного потребления в 2011 году-всего 54,6%, уменьшение ТНП к 2008 году составило
1986 млн руб.Уменьшились затраты на 1 руб. произведенной продукции с 1,30 руб. в 2008 году до 0,78 руб. в 2011 году (уменьшение-0,52рубля). Прибыль от реализации в 2011 г.- 18 492 млн руб.
(прирост — 18 245 млн руб.), чистая прибыль — 90 707 млн руб. (увеличение — 92 136 млн руб.), рентабельность реализованной продукции -14. 6%. из убыточного предприятия в 2009 г. (-1229 млн руб.), в 2010 г. — 8491 млн руб., а в 2011 г. — уже 90 707 млн руб. чистой прибыли (Таблица 1).
Таблица 1 — Показатели экономического развития Могилевского автомобильного
завода им. С. М. Кирова за 2009−2011г.г.
Показатели Ед. изм. 2008 2009 2010 2011
Объем производства товарной продукции млн. руб. 131 722 115 652 96 158 148 056
Прирост (+), уменьшение (-) к 2008 году млн. руб. х -16 070 -35 564 +6234
Темп роста объема производства ТП % 100 87,8 73,0 112,4
Темп прироста ТП к 2008 году % х -12,2 -27 +12,4
Объем производства продукции для БелАЗ млн. руб. 27 196 17 569 44 955 50 258
Прирост (+), уменьшение (-) к 2008 году млн. руб. х -9627 +17 759 +23 062
Темп роста продукции для БелАЗ к 2008 году % 100 64,6 165,3 184,8
Темп прироста продукции для БелАЗ к 2008 году % х -24. 4 +65,3 +84,8
Объем производства товаров народного потребления (ТНП) млн. руб. 2392 947 3413 1306
Прирост (+), уменьшение (-) к 2008 году млн. руб. х -1445 +1021 -1986
Темп роста объема производства ТНП % 100 39,6 142,7 54,6
Темп прироста ТНП к 2008 году % х -60. 4 +42,7 -45,4
Прибыль от реализации млн. руб. -700 -247 +284 +18 492
Прирост (+), уменьшение (-) к 2008 году млн. руб. х +453 +984 18 245
Чистая прибыль млн. руб. -1429 -1229 +8491 +90 707
Прирост (+), уменьшение (-)к 2008 году млн. руб. х +194 9920 +92 136
Затраты на 1 руб. произведенной продукции Руб. 1,30 1,20 0,92 0,78
Прирост (+), уменьшение (-)к 2008 году Руб. х -0,10 -0,38 0,52
Уровень рентабельности реализованной продукции % -6,9 -6,4 +0,35 +14,6
В 2005-2011 гг. произошли значительные изменения выпуска
автотехники: выпуск автомашин в 2006 г. в % к 2000 составлял более
60%, в 2008 г. — 84%, а в 2011 г. только 35% (Рисунок 2), [Приложение Б].
Рисунок 2 — Динамика изменений выпуска автотехники к 2000 году
Значительное уменьшение выпуска автотехники в 2010 — 2011 г.г. вызвано тем, что выпускаемая продукция по ряду технико-экономических параметров уступает той продукции, которая
производится крупнейшими мировыми компаниями; основные рынки
сбыта находятся за пределами Республики Беларусь, а это требует
больших затрат на маркетинг; изношенность основных фондов составляет 70,6%; высокая браконосность стальных отливок, ведет к росту
затрат как трудовых, так и материальных, и соответственно это ведет к росту себестоимости
выпускаемых изделий.
Объемы производства и реализации определены на основе анализа
рынков сбыта, направления продаж. Основная часть автотехники
реализуется на рынках России (40%). Общая доля рынка Беларуси в
размере поставок продукции МоАЗ невелика. Хозяйства Республики
испытывают постоянную нехватку денежных средств, потребность в
технике также невелика. Предприятиям Республики нет потребности в
скреперах и подземных автопоездах. Крайне ограничены поставки
самосвалов. Незначительна доля и поставок погрузчиков. В 2011 г
отгружен только один мусоровоз. Автомобильная техника пользуется
значительным спросом в Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, странах ближнего и среднего Востока (Таблица 2).
Таблица 2 — Рынки сбыта автотехники автозавода в 2011 году
№ п/п Наименование продукции СНГ Прочие страны, в т. ч. РБ
Всего В т.ч. Россия
1 Структура продаж автотехники (%) 65 40 35
Главными конкурентами Могилевского автомобильного завода им. С. М. Кирова в поставках самосвальной внедорожной техники являются американская корпорация «CNH» как «Case», «Fiatallis», «Fiat-Hitachi», «O& K»), чешская корпорация «ТАТРА», корпорация «Катерпиллар» и др. Это подтверждает необходимость автомобильному заводу улучшить
качество выпускаемой продукции, пересмотреть ассортимент и снизить
затраты на ее выпуск.
Расширение и подготовка максимально эффективной работы сети
сервисного обслуживания техники МоАЗ и обеспечения запросов
потребителей в запасных частях является приоритетной задачей маркетинговой стратегии предприятия на 2012−2015г.г.
Бизнес — планом развития филиала ОАО «БелАЗ»
в 2013 году предусмотрен переход на выпуск модернизированных
изделий «МоАЗ», таких как автосамосвал МоАЗ-75 054, скрепер самоходный МоАЗ-60 148, каток самоходный МоАЗ-64 428−9890,Э / кар ЭК -1. 00 (2-тонник), что позволит увеличить жизненный цикл изделий с наименьшими затратами, сохранить рынки сбыта и постоянных потребителей, составить конкуренцию известным изготовителям соответствующей
автотехнике.Стратегия развития Могилевского автомобильного завода им. С. М. Кирова направлена на улучшение финансового положения за счет наращивания объемов производства и реализации продукции,
повышение эффективности производства, освоения новых изделий, расширения рынков сбыта.
На автозаводе структурная схема управления представляет линейно -функциональную структуру управления [Приложение Г]. Всю полноту
власти берет на себя директор филиала — заместитель генерального директора ОАО «БелАЗ». Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих программ, решений, планов помогает управленческий аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро -это управленческие звенья). Организационная структура — это совокупность управленческих частей, расположенных в строгой
соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляемой и управляющей системами.
Звенья высшего управления на автозаводе (директор, зам директора
по техническим вопросам — главный инженер, заместитель директора по производству, по коммерческим вопросам, по идеологии и кадровым вопросам, главный энергетик, главный механик и др.)
Уровень управления -это совокупность звеньев управления, занимающих определенную
ступень в управлении предприятием. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются дуг другу (менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые уточняются и доводятся до нижестоящих звеньев. Связи между отделами имеют
горизонтальный характер. Связи между уровнями находятся в
вертикальной зависимости (представляют характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уровня и заканчивая верхним, звенья линейного
управления-отделы. Руководители высокого уровня освобождаются от
принятия решения по текущим вопросам.
В результате этого на среднем и нижнем уровнях повышается
оперативность управления и ответственность за качество исполнения
конкретных задач, операций и процедур, т. е. повышается роль
руководителей специализированных подразделений в организации работ по четко определенной программе.
Проанализировав материалы статистической отчетности Могилевского автомобильного завода им. С. М. Кирова — фил. ОАО «БелАЗ о производственной деятельности, динамику основных показателей, рынки сбыта, организационную программу управления можно сформулировать следующие выводы: автозавод после длительной убыточной деятельности за счет большого изменения номенклатуры производимой продукции 2010 — 2011 г.г., увеличения объема выпуска продукции для БелАЗа (темп
роста продукции для БелАЗа в 2011 г. -184. 8%) состоят в устойчивом финансовом состоянии с наличием
значительной прибыли и снижением затрат на выпускаемую продукцию.
2.2 Анализ выставочно — ярмарочной деятельности Могилевского автомобильного завода им. С. М. Кирова — филиала ОАО «БелАЗ»
На автозаводе в качестве комплекса продвижения используют
преимущественно три его инструмента это — реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью.
При выборе средств распространения рекламы специалисты
автомобильного завода учитывают то, что целевой аудиторией
являются дилеры, торгующие автотехникой, товарами народного
потребления. Следовательно осуществляется ознакомление потребителей со всей номенклатурой выпускаемой заводом автотехники, в особенности новой и специальной с позиционированием ее среди потенциальных потребителей во всемирной сети «Интернет»; рекламе на
электронных дисках (CD — диски); подготовка и распространение
и пропагандирование различных видов полиграфической рекламной
продукции; выпуск и специальная целевая рассылка потенциальным
потребителям и заказчикам каталогов на выпускающуюся продукцию с условиями ее поставки и обслуживания; публикации сведений о заводе в международных справочниках (типа «Крупнейшие производители
государств СНГ»), в справочниках и каталогах библиотек мира; используется реклама в специализированных журналах, а для дилерских фирм предприятие рассылает прайс-листы, которые содержат информацию о номенклатуре производимой продукции и ценах на нее [Приложение В].
В 2011 году продукция автозавода экспонировалась на Международной выставке автотехники, автозапчастей, оборудования и автосервиса АВТОТЕХЭКСПО в городе Минске [Приложение Г]. Проанализированы
затраты автозавода на участие в этой выставке (Таблица 3).
Таблица 3 Структура затрат на участие в выставке АВТОТЕХЭКСПО
Могилевского автозавода им. С.М. Кирова
Статьи затрат |
Затраты на выставку выставки |
||
млн. руб. |
% |
||
Арендная плата и монтаж экспозиции Изготовление, демонтаж, оборудование стендов, ввоз — вывоз экспонатов Аккредитация стендистов Расходы на рекламные и информационные материалы Прочие расходы: сувениры-ручки с эмблемой завода- 100 штук, кепи с фирменным логотипом- 50 шт. и др. Итого |
6573 11 268 5634 3130 4695 31 300 |
21 36 18 10 15 100 |
Значительная часть затрат (36%) расходуется на изготовление стенда. Созданию и оформлению стенда на автозаводе уделяется должное внимание, так как выставочный стенд — это визитная карточка предприятия на выставке. Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова пользуется на выставке стендом на открытой площадке (товары имеют большие размеры — это самосвалы, скрепера и др.). В структуре затрат предусмотрены средства, на организацию работы персонала выставки (18% общей суммы затрат).